Свой юбилей балерина и актриса Илзе Лиепа отметила спектаклем «Мой отец Марис Лиепа», премьера которого состоялась два года назад на сцене Александринского театра в Санкт-Петербурге. Как определяет жанр этого действия сама юбиляр, это – спектакль-концерт, объединивший танец, которому верна династия Лиепа, и воспоминания (самого танцовщика и о нем), которым верны его дети, народные артисты России – Илзе и Андрис.
Это не первый оммаж, который они приносят своему отцу, одному из самых ярких представителей блистательной плеяды отечественных танцовщиков, совершивших в 60-е годы прошлого века настоящую революцию в области мужского танца, изменив представление о его значении и возможностях.
В 2016 году Андрис вместе с худруком балета Большого Махаром Вазиевым срежиссировал на Исторической сцене концерт, посвященный 80-летию Мариса Лиепы, где Илзе читала отрывки из мемуаров отца. Пять лет назад в Кремлевском Дворце в рамках проекта «Автографы и имиджи» прошел вечер «Марис Лиепа. С любовью», приуроченный тридцатилетию со дня поистине трагического ухода из жизни великого танцовщика. Другим эпитетом смерть в 52 года охарактеризовать трудно. Тогда режиссером и ведущим гала выступил Андрис, а Илзе участвовала в нем как танцовщица. В нынешнем спектакле-посвящении она – исполнительница и (в соавторстве с Наталией Яковлевой и режиссером постановки Мариной Видинеевой) автор сценария. Режиссер-постановщик юбилея сестры – Андрис Лиепа.
Спектакль был неслучайно представлен на сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, где ярко началась московская карьера Мариса Лиепы, чья биография в спектакле представлена как последовательное повествование, умело составленное из отрывков книги воспоминаний танцовщика и его дневниковых записей. Рассказ ведет Илзе, давно зарекомендовавшая себя как хорошая драматическая актриса. Впрочем, умение ярко и образно очертить характер своих героинь, было очевидно и в ее танцевальных ролях, особенно в одной из самых известных, благодаря которой, Илзе навсегда вошла в историю балета. Это партия Графини в «Пиковой даме», созданная специально «на нее» выдающимся французским хореографом Роланом Пети. Илзе прекрасно понимает, что такое пик карьеры, невероятный творческий взлет, который, увы, дается не всем (даже знаменитым) артистам. Вся литературная композиция спектакля стремится к легендарной роли отца – Красс в балете Юри Григоровича «Спартак», признанно ставшей вершиной его творчества и, может быть, самой знаменитой партией 20 века. В действие включены эксклюзивные кадры репетиций этого шедевра, снятые артистом балета Леонидом Болотиным, кинолетописцем Большого.
Помимо непосредственно творческой биографии актера, в спектакле есть попытка рассказать о том необыкновенном времени, когда «в области балета» мы были «впереди планеты всей», о золотой эпохе российского балета, когда труппы Большого и Кировского (ныне Мариинского) театров котировались как лучшие в мире. Здесь и педагоги Большого, и партнеры по сцене, выдающиеся танцовщики... Есть в спектакле и глубоко личные воспоминания самой Илзе, ее детские впечатления: вот она видит уходящего в театр отца, вот он целуется в коридоре с мамой, актрисой Маргаритой Жигуновой...
Рассказ, «прослаивается» танцевальными номерами, это «Весенние воды» Рахманинова в постановке А. Мессерера (исполнители – прима-балерина Кремлевского балета Екатерина Первушина и первый солист Музтеатра имени Станиславского Артур Мкртчян), а также фрагменты из балетов, в которых Марис Лиепа танцевал свои самые знаменитые партии. На сцену пара за парой выходили сегодняшние звезды. Музтеатр имени Станиславского также представляли – приглашенная балерина, ведущая солистка Баварского балета, Ксения Шевцова и премьер Иван Михалев («Лебединое озеро»), Большой театр – первая солистка Дарья Хохлова и премьер Артемий Беляков («Ромео и Джульетта»), прима-балерина Евгения Образцова и премьер Семен Чудин («Спящая красавица»), прима-балерина Элеонора Севенард и премьер Денис Родькин («Легенда о любви»). Па-де-де из балета «Дон Кихот» исполнили Екатерина Первушина и премьер Мариинского театра Владимир Шкляров, а завершавшее вечер адажио Красса и Эгины – Артемий Беляков и прима-балерина Большого Алена Ковалева.
Самого танцующего Мариса Лиепы в спектакле, активно использующем видеоряд (фотографии – на репетициях и на сцене, детские и взрослые, во время гастролей и на отдыхе, в кругу семьи артиста) практически нет. Исключение составляют нескольких кадров из фильма «Четвертый», где он сыграл танцовщика Джека Уиллера. Так, что сравнения участников концерта с легендарным артистом и его выдающимися партнершами (Майя Плисецкая, Виолетта Бовт, Раиса Стручкова, Нина Тимофеева, Марина Кондратьева, Екатерина Максимова) дуэты, с которыми, к счастью, запечатлены на пленке, здесь не возникает.
При том, что в подаче текста Илзе, есть определенная приподнятость (говоря о своем великом отце она словно становится на котурны) в построении самого спектакля нет особого пафоса. Танцевальная составляющая вечера, начинающаяся современным номером «Я умру, не умирая» на музыку Вивальди в исполнении и хореографии Дмитрия Антипова, вытекает из повествования, как органичное его продолжение.
И, хотя Андрис Лиепа вышел на сцену только один раз в сопровождении дочери Илзе Нади, которая, кстати, тоже занимается балетом, дух актерской династии присутствовал во всем происходящем. Этот юбилейный вечер так и хочется назвать – «семейный портрет в интерьере».
Это не первый оммаж, который они приносят своему отцу, одному из самых ярких представителей блистательной плеяды отечественных танцовщиков, совершивших в 60-е годы прошлого века настоящую революцию в области мужского танца, изменив представление о его значении и возможностях.
В 2016 году Андрис вместе с худруком балета Большого Махаром Вазиевым срежиссировал на Исторической сцене концерт, посвященный 80-летию Мариса Лиепы, где Илзе читала отрывки из мемуаров отца. Пять лет назад в Кремлевском Дворце в рамках проекта «Автографы и имиджи» прошел вечер «Марис Лиепа. С любовью», приуроченный тридцатилетию со дня поистине трагического ухода из жизни великого танцовщика. Другим эпитетом смерть в 52 года охарактеризовать трудно. Тогда режиссером и ведущим гала выступил Андрис, а Илзе участвовала в нем как танцовщица. В нынешнем спектакле-посвящении она – исполнительница и (в соавторстве с Наталией Яковлевой и режиссером постановки Мариной Видинеевой) автор сценария. Режиссер-постановщик юбилея сестры – Андрис Лиепа.
Спектакль был неслучайно представлен на сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, где ярко началась московская карьера Мариса Лиепы, чья биография в спектакле представлена как последовательное повествование, умело составленное из отрывков книги воспоминаний танцовщика и его дневниковых записей. Рассказ ведет Илзе, давно зарекомендовавшая себя как хорошая драматическая актриса. Впрочем, умение ярко и образно очертить характер своих героинь, было очевидно и в ее танцевальных ролях, особенно в одной из самых известных, благодаря которой, Илзе навсегда вошла в историю балета. Это партия Графини в «Пиковой даме», созданная специально «на нее» выдающимся французским хореографом Роланом Пети. Илзе прекрасно понимает, что такое пик карьеры, невероятный творческий взлет, который, увы, дается не всем (даже знаменитым) артистам. Вся литературная композиция спектакля стремится к легендарной роли отца – Красс в балете Юри Григоровича «Спартак», признанно ставшей вершиной его творчества и, может быть, самой знаменитой партией 20 века. В действие включены эксклюзивные кадры репетиций этого шедевра, снятые артистом балета Леонидом Болотиным, кинолетописцем Большого.
Помимо непосредственно творческой биографии актера, в спектакле есть попытка рассказать о том необыкновенном времени, когда «в области балета» мы были «впереди планеты всей», о золотой эпохе российского балета, когда труппы Большого и Кировского (ныне Мариинского) театров котировались как лучшие в мире. Здесь и педагоги Большого, и партнеры по сцене, выдающиеся танцовщики... Есть в спектакле и глубоко личные воспоминания самой Илзе, ее детские впечатления: вот она видит уходящего в театр отца, вот он целуется в коридоре с мамой, актрисой Маргаритой Жигуновой...
Рассказ, «прослаивается» танцевальными номерами, это «Весенние воды» Рахманинова в постановке А. Мессерера (исполнители – прима-балерина Кремлевского балета Екатерина Первушина и первый солист Музтеатра имени Станиславского Артур Мкртчян), а также фрагменты из балетов, в которых Марис Лиепа танцевал свои самые знаменитые партии. На сцену пара за парой выходили сегодняшние звезды. Музтеатр имени Станиславского также представляли – приглашенная балерина, ведущая солистка Баварского балета, Ксения Шевцова и премьер Иван Михалев («Лебединое озеро»), Большой театр – первая солистка Дарья Хохлова и премьер Артемий Беляков («Ромео и Джульетта»), прима-балерина Евгения Образцова и премьер Семен Чудин («Спящая красавица»), прима-балерина Элеонора Севенард и премьер Денис Родькин («Легенда о любви»). Па-де-де из балета «Дон Кихот» исполнили Екатерина Первушина и премьер Мариинского театра Владимир Шкляров, а завершавшее вечер адажио Красса и Эгины – Артемий Беляков и прима-балерина Большого Алена Ковалева.
Самого танцующего Мариса Лиепы в спектакле, активно использующем видеоряд (фотографии – на репетициях и на сцене, детские и взрослые, во время гастролей и на отдыхе, в кругу семьи артиста) практически нет. Исключение составляют нескольких кадров из фильма «Четвертый», где он сыграл танцовщика Джека Уиллера. Так, что сравнения участников концерта с легендарным артистом и его выдающимися партнершами (Майя Плисецкая, Виолетта Бовт, Раиса Стручкова, Нина Тимофеева, Марина Кондратьева, Екатерина Максимова) дуэты, с которыми, к счастью, запечатлены на пленке, здесь не возникает.
При том, что в подаче текста Илзе, есть определенная приподнятость (говоря о своем великом отце она словно становится на котурны) в построении самого спектакля нет особого пафоса. Танцевальная составляющая вечера, начинающаяся современным номером «Я умру, не умирая» на музыку Вивальди в исполнении и хореографии Дмитрия Антипова, вытекает из повествования, как органичное его продолжение.
И, хотя Андрис Лиепа вышел на сцену только один раз в сопровождении дочери Илзе Нади, которая, кстати, тоже занимается балетом, дух актерской династии присутствовал во всем происходящем. Этот юбилейный вечер так и хочется назвать – «семейный портрет в интерьере».