Прокатчики считают длинные майские праздники не самым удачным периодом для старта фильма, так как зрительский электорат устремляется на дачи, пикники и салюты, даже несмотря на то, что в Москве снова наступила зима. Тем не менее, «Театрал» рассказывает о новинках проката, которые вам стоит найти в кинотеатрах в мае.
ДААААААЛИ!
Режиссер фильма – Квентин Дюпье – главный сюрреалист мирового кино, снявший поистине великий фильм «Оленья кожа» про заколдованную куртку, которая хотела остаться единственной в мире, а также абсурдистскую комедию «Жвалы» и фантастическую комедию «Курение вызывает кашель». По сути все его фильмы – это комедии абсурда. И «Даааааали!» – не исключение. Тут не байопик известного сюрреалиста, это скорее сюрреалистическое путешествие в мир его головы – головы совершенно безумной, но более чем прагматичной, потому что, как известно, Дали успешно торговал своим имиджем эксцентрика и психопата и здорово в этом преуспел задолго до того, как это стало трендом. Возможно, именно Дали этот тренд и задал.
Итак, девушка-фармацевт, которой надоело быть фармацевтом, потому что «сложная работа», решила стать журналистской и взять интервью у Сальвадора Дали, а поскольку тот отказался давать интервью без видеосъемки, она нашла продюсера, который дал ей денег на целый фильм про Дали. Вот только снять его она никак не может, потому что герой постоянно выкидывает разные номера.
Журналистку играет Анаис Демустье (она уже снималась у Дюпье в «Курение вызывает кашель», а также мы знаем ее по «Шрамам Парижа» и «Коме»).
Дали же прожил много лет и постоянно выдумывал себе разные образы. Поэтому в фильме его играют сразу 4 актера – Джонатан Коэн и Пио Мармай (два главных героя «Шопоголиков»), Жиль Лелуш («Курение вызывает кашель», «Компромат», «Бездна») и Дидье Фламан – пожилой актер, снимавшийся у Вендерса, Бунюэля, Ханеке и Клер Дени.
Журналистка-самоучка, получая очередной от ворот поворот, не сдается и решает взять гения измором, добивается второй, а потом и третьей встречи. Все ее попытки – это сущий кошмар, Дали ее уничтожает, говорит что с детства «привык не отвечать на вопросы, которые мне задают», ломает камеру, а потом и вовсе решает снять сам – про то, как о нем снимают фильм.
В середине фильма Дали и его муза Гала (Катрин Шоб-Абкариан) внезапно отправляются на ужин к садовникам, где блаженный священник рассказывает свой сон. Он непременно хочет рассказать его Дали, полагая, что это вдохновит того на новую картину. Сон вполне безумный: в нем встречаются сам священник, осел, ковбой, Дали, журналистка Жюдит со своим интервью, все в аду, и всё горит. В какой-то момент сюжет фильма перепутывается так, что уже невозможно разобрать, где сон, где явь, где реальное интервью, где фантазия о нем, и когда вообще все это происходит.
Время от времени Дали видит самого себя в старости, и он так этой старости боится, что предпочитает жить в своей параллельной реальности. В конце концов так и вышло – все умерли, а он остался – со своими безумными усами, множеством легенд и картинами стоимостью в десятки миллионов долларов. А еще с тысячей биографов и единственным режиссером Дюпье, обладателем уникальных фантазии и чувства юмора, соразмерных своему герою.
ВСЕМИРНЫЙ ПОТОП
Британский фильм из программы в Торонто по роману Меган Хантер «Конец, с которого мы начинаем» (таково и оригинальное название фильма). Режиссер фильма Махалия Бело. Несмотря на то, что в верхних строчках фильма значится Бенедикт Камбербэтч, роль у него здесь крошечная, но важная для линии главной героини. Бенедикт же появляется в фильме очевидно ради его продвижения, ведь он является одним из его продюсеров. А автор книги Меган Хантер – жена брата Софи Хантер, жены Камбербэтча. Хотя вряд ли тут стоит искать какую-то причинно-следственную связь, это просто любопытный факт.
Главная героиня фильма – миловидная блондинка (Джоди Комер – номинантка Золотого Глобуса за «Убивая Еву»). Она рожает сына в тот момент, когда на Лондон обрушиваются аномальные дожди и столицу Великобритании затапливает. Младенца нарекают Зебом, и это единственный в этой истории персонаж с именем. Остальных никак не зовут. Причем, сначала отец предлагает назвать его Ноем, но мать отказывается – возможно потому, что не хочет шутить с концом света.
Ситуация выходит из-под контроля, спасатели не справляются, начинается продовольственный кризис. Надо срочно эвакуироваться и девушка с мужем (Джоэль Фрай – Джаспер из «Круэллы») отправляются в загородный дом его родителей. Дорога перекрыта, маленькие городки не впускают беженцев, но молодая семья все же добирается до временного спасения. Однако бабушка и дедушка вскоре погибают, а у отца семейства сдают нервы, он отказывается перебираться с женой и сыном в спасительный приют и пропадает. Теперь матери предстоит выживать одной – с младенцем на руках и в ситуации, полной неизвестности и опасности. В приюте она знакомится с такой же матерью-одиночкой, и теперь вдвоем, с двумя младенцами, они отправляются пешком в некую заповедную коммуну, где можно обрести защиту, безопасность и покой. Их путь мучителен – еды нет, погода ужасная, ночевать негде, обещанная лодка не приплывает. Девушки спят на бетоне, греются у костра, едят то, что найдут в лесу, а дети едят их. Они даже толком не знают, существует ли эта коммуна на самом деле, или подруга про нее просто наврала. На этом пути они и встречают героя Камбербэтча, который рассказывает свою горькую историю о том, как в потопе погибла его семья, он пытался спастись в коммуне, но не смог – там хотят забыть прошлое, а он не хочет ничего забывать. Так и героиня Комер, добравшись все-таки до райского уголка, решит, что она не готова – забыть и отменить прошлое, обменять свою реальную жизнь на идеальную, и смириться с тем, что той жизни больше нет. Она вернется в прошлое, чтобы пересобрать его заново.
Дожди, водопады, залитые водой улицы, море, наконец, воды, которые перед родами отходят у героини, – все это разнообразие воды и есть основа саспенса в фильме. Он очень изобретательно придуман и снят. И великолепно сыгран (британская актерская школа – эталон профессии). Он очень точно рассказывает о мире в условиях катастрофы, в котором люди и ломаются, и звереют, и равнодушны к бедам близких, возможно, от собственного бессилия. Несмотря на то, что речь идет о гибели Британии, фильм очень отзывается в нашем сегодняшнем дне, где часто встречается риторика о том, что привычной нам, старой жизни, уже не будет и мир не будет таким, как прежде, а многие выстраивают себе вымышленные райки. Сценаристы, режиссер, оператор, композитор и половина продюсеров фильма – женщины. И их фильм прежде всего говорит нам о том, что старая или новая жизнь точно будет, и что мир спасут женщины.
РЕАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ УИННЕР
Докудрама про вмешательство России в американские выборы, из которого цензурой вырезана тема России.
Дебютный фильм американки Тины Саттер (она – известный в Америке театральный режиссер) из программы Берлинале. В основе фильме – ее же спектакль о реальной девушке по имени Реалити Уиннер, обвиненной в разглашении гостайны. В основе сценария – реальные записи допросов Уиннер в 2018 году.
Это история про выборы Трампа и внезапное увольнение главы ФБР, который занимался тайным расследованием российского участия в предвыборной компании. Реалити Уиннер – молодая военная переводчица – была обвинена в сливе в СМИ того самого секретного отчета и получила за это самый большой срок по этой статье (5 лет).
Казалось бы, реальные допросы подследственных (особенно по громким кейсам) – идеальный материал для драматургии, но отчего-то этим приемом мало кто пользуется. В этом фильме драматургия как будто пишет себя сама. ФБРовцы приходят в дом к молодой девушке с ордером на обыск. Они предельно вежливы, она старается казаться спокойной, они разговаривают с ней про разную ерунду – как она жилье выбрала, про собаку и кошку, про занятия фитнесом – зритель понимает, что это и есть способ подобраться к сути. И офицеры, и подозреваемая знают, почему они здесь. Чем все закончится зрители знают из газет. Интересен процесс – КАК происходит этот допрос, КАК фбровцы подводят девушку к тому, чтобы она сама все рассказала. Ее зовут Реалити Уиннер (если перевести – «Победительница реальности»), но в фильме (да и в жизни) реальность побеждает ее. Тина Саттер совмещает и документальное, и художественное. На экране постоянно мелькают фотографии, видео из соцсетей, сообщения и прочие детали и вещдоки, часть из них нарочито заштриховано (там секретная информация) и по сути снимает фильм о реальности, о том, что она есть такое (в оригинале фильм и называется Reality).
Поскольку все, что связано с Россией, из фильма вырезано (хотя один раз слово Russia на экране все же появляется в заголовке газеты), этот фильм становится про слив гостайны вообще. Мы понимаем, что девушка совершила преступление. Но ее ужасно жалко и за нее очень страшно. Тем более, что она одна, маленькая и хрупкая, в момент допроса окружена двумя десятками рослых и плечистых мужчин, что уже само по себе давление. Реалити играет Сидни Суинни (Кэсси Ховард из «Эйфории»), внешне она похожа на реальную Реалити и четко воспроизводит ее мимику и жесты, но внешнего сходства мало – Сидни блестяще разыгрывает внутренний ужас Реалити, который та изо всех сил скрывает под маской невозмутимости. На самом деле Реалити и сама, похоже, не понимает, зачем она этот сделала, она явно не героиня и, как она сама говорит, не «Эдвард Сноуден». Но ее импульсивный поступок обернулся серьезными последствиями и для нее самой, и для страны в целом. На обсуждении фильма со зрителями в кинотеатре «Синемапарк Мосфильм» режиссер Тина Саттер на вопрос – «шпионка ли Реалити или просто оступилась», ответила, что в этой истории имеет большое значение несовершенство закона, написанного очень давно. Теперь же, в эпоху интернета, открытых источников, социальных сетей и легкого доступа к почти любой информации человека нельзя судить по законам старого мира.
ДААААААЛИ!
Режиссер фильма – Квентин Дюпье – главный сюрреалист мирового кино, снявший поистине великий фильм «Оленья кожа» про заколдованную куртку, которая хотела остаться единственной в мире, а также абсурдистскую комедию «Жвалы» и фантастическую комедию «Курение вызывает кашель». По сути все его фильмы – это комедии абсурда. И «Даааааали!» – не исключение. Тут не байопик известного сюрреалиста, это скорее сюрреалистическое путешествие в мир его головы – головы совершенно безумной, но более чем прагматичной, потому что, как известно, Дали успешно торговал своим имиджем эксцентрика и психопата и здорово в этом преуспел задолго до того, как это стало трендом. Возможно, именно Дали этот тренд и задал.
Итак, девушка-фармацевт, которой надоело быть фармацевтом, потому что «сложная работа», решила стать журналистской и взять интервью у Сальвадора Дали, а поскольку тот отказался давать интервью без видеосъемки, она нашла продюсера, который дал ей денег на целый фильм про Дали. Вот только снять его она никак не может, потому что герой постоянно выкидывает разные номера.
Журналистку играет Анаис Демустье (она уже снималась у Дюпье в «Курение вызывает кашель», а также мы знаем ее по «Шрамам Парижа» и «Коме»).
Дали же прожил много лет и постоянно выдумывал себе разные образы. Поэтому в фильме его играют сразу 4 актера – Джонатан Коэн и Пио Мармай (два главных героя «Шопоголиков»), Жиль Лелуш («Курение вызывает кашель», «Компромат», «Бездна») и Дидье Фламан – пожилой актер, снимавшийся у Вендерса, Бунюэля, Ханеке и Клер Дени.
Журналистка-самоучка, получая очередной от ворот поворот, не сдается и решает взять гения измором, добивается второй, а потом и третьей встречи. Все ее попытки – это сущий кошмар, Дали ее уничтожает, говорит что с детства «привык не отвечать на вопросы, которые мне задают», ломает камеру, а потом и вовсе решает снять сам – про то, как о нем снимают фильм.
В середине фильма Дали и его муза Гала (Катрин Шоб-Абкариан) внезапно отправляются на ужин к садовникам, где блаженный священник рассказывает свой сон. Он непременно хочет рассказать его Дали, полагая, что это вдохновит того на новую картину. Сон вполне безумный: в нем встречаются сам священник, осел, ковбой, Дали, журналистка Жюдит со своим интервью, все в аду, и всё горит. В какой-то момент сюжет фильма перепутывается так, что уже невозможно разобрать, где сон, где явь, где реальное интервью, где фантазия о нем, и когда вообще все это происходит.
Время от времени Дали видит самого себя в старости, и он так этой старости боится, что предпочитает жить в своей параллельной реальности. В конце концов так и вышло – все умерли, а он остался – со своими безумными усами, множеством легенд и картинами стоимостью в десятки миллионов долларов. А еще с тысячей биографов и единственным режиссером Дюпье, обладателем уникальных фантазии и чувства юмора, соразмерных своему герою.
ВСЕМИРНЫЙ ПОТОП
Британский фильм из программы в Торонто по роману Меган Хантер «Конец, с которого мы начинаем» (таково и оригинальное название фильма). Режиссер фильма Махалия Бело. Несмотря на то, что в верхних строчках фильма значится Бенедикт Камбербэтч, роль у него здесь крошечная, но важная для линии главной героини. Бенедикт же появляется в фильме очевидно ради его продвижения, ведь он является одним из его продюсеров. А автор книги Меган Хантер – жена брата Софи Хантер, жены Камбербэтча. Хотя вряд ли тут стоит искать какую-то причинно-следственную связь, это просто любопытный факт.
Главная героиня фильма – миловидная блондинка (Джоди Комер – номинантка Золотого Глобуса за «Убивая Еву»). Она рожает сына в тот момент, когда на Лондон обрушиваются аномальные дожди и столицу Великобритании затапливает. Младенца нарекают Зебом, и это единственный в этой истории персонаж с именем. Остальных никак не зовут. Причем, сначала отец предлагает назвать его Ноем, но мать отказывается – возможно потому, что не хочет шутить с концом света.
Ситуация выходит из-под контроля, спасатели не справляются, начинается продовольственный кризис. Надо срочно эвакуироваться и девушка с мужем (Джоэль Фрай – Джаспер из «Круэллы») отправляются в загородный дом его родителей. Дорога перекрыта, маленькие городки не впускают беженцев, но молодая семья все же добирается до временного спасения. Однако бабушка и дедушка вскоре погибают, а у отца семейства сдают нервы, он отказывается перебираться с женой и сыном в спасительный приют и пропадает. Теперь матери предстоит выживать одной – с младенцем на руках и в ситуации, полной неизвестности и опасности. В приюте она знакомится с такой же матерью-одиночкой, и теперь вдвоем, с двумя младенцами, они отправляются пешком в некую заповедную коммуну, где можно обрести защиту, безопасность и покой. Их путь мучителен – еды нет, погода ужасная, ночевать негде, обещанная лодка не приплывает. Девушки спят на бетоне, греются у костра, едят то, что найдут в лесу, а дети едят их. Они даже толком не знают, существует ли эта коммуна на самом деле, или подруга про нее просто наврала. На этом пути они и встречают героя Камбербэтча, который рассказывает свою горькую историю о том, как в потопе погибла его семья, он пытался спастись в коммуне, но не смог – там хотят забыть прошлое, а он не хочет ничего забывать. Так и героиня Комер, добравшись все-таки до райского уголка, решит, что она не готова – забыть и отменить прошлое, обменять свою реальную жизнь на идеальную, и смириться с тем, что той жизни больше нет. Она вернется в прошлое, чтобы пересобрать его заново.
Дожди, водопады, залитые водой улицы, море, наконец, воды, которые перед родами отходят у героини, – все это разнообразие воды и есть основа саспенса в фильме. Он очень изобретательно придуман и снят. И великолепно сыгран (британская актерская школа – эталон профессии). Он очень точно рассказывает о мире в условиях катастрофы, в котором люди и ломаются, и звереют, и равнодушны к бедам близких, возможно, от собственного бессилия. Несмотря на то, что речь идет о гибели Британии, фильм очень отзывается в нашем сегодняшнем дне, где часто встречается риторика о том, что привычной нам, старой жизни, уже не будет и мир не будет таким, как прежде, а многие выстраивают себе вымышленные райки. Сценаристы, режиссер, оператор, композитор и половина продюсеров фильма – женщины. И их фильм прежде всего говорит нам о том, что старая или новая жизнь точно будет, и что мир спасут женщины.
РЕАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ УИННЕР
Докудрама про вмешательство России в американские выборы, из которого цензурой вырезана тема России.
Дебютный фильм американки Тины Саттер (она – известный в Америке театральный режиссер) из программы Берлинале. В основе фильме – ее же спектакль о реальной девушке по имени Реалити Уиннер, обвиненной в разглашении гостайны. В основе сценария – реальные записи допросов Уиннер в 2018 году.
Это история про выборы Трампа и внезапное увольнение главы ФБР, который занимался тайным расследованием российского участия в предвыборной компании. Реалити Уиннер – молодая военная переводчица – была обвинена в сливе в СМИ того самого секретного отчета и получила за это самый большой срок по этой статье (5 лет).
Казалось бы, реальные допросы подследственных (особенно по громким кейсам) – идеальный материал для драматургии, но отчего-то этим приемом мало кто пользуется. В этом фильме драматургия как будто пишет себя сама. ФБРовцы приходят в дом к молодой девушке с ордером на обыск. Они предельно вежливы, она старается казаться спокойной, они разговаривают с ней про разную ерунду – как она жилье выбрала, про собаку и кошку, про занятия фитнесом – зритель понимает, что это и есть способ подобраться к сути. И офицеры, и подозреваемая знают, почему они здесь. Чем все закончится зрители знают из газет. Интересен процесс – КАК происходит этот допрос, КАК фбровцы подводят девушку к тому, чтобы она сама все рассказала. Ее зовут Реалити Уиннер (если перевести – «Победительница реальности»), но в фильме (да и в жизни) реальность побеждает ее. Тина Саттер совмещает и документальное, и художественное. На экране постоянно мелькают фотографии, видео из соцсетей, сообщения и прочие детали и вещдоки, часть из них нарочито заштриховано (там секретная информация) и по сути снимает фильм о реальности, о том, что она есть такое (в оригинале фильм и называется Reality).
Поскольку все, что связано с Россией, из фильма вырезано (хотя один раз слово Russia на экране все же появляется в заголовке газеты), этот фильм становится про слив гостайны вообще. Мы понимаем, что девушка совершила преступление. Но ее ужасно жалко и за нее очень страшно. Тем более, что она одна, маленькая и хрупкая, в момент допроса окружена двумя десятками рослых и плечистых мужчин, что уже само по себе давление. Реалити играет Сидни Суинни (Кэсси Ховард из «Эйфории»), внешне она похожа на реальную Реалити и четко воспроизводит ее мимику и жесты, но внешнего сходства мало – Сидни блестяще разыгрывает внутренний ужас Реалити, который та изо всех сил скрывает под маской невозмутимости. На самом деле Реалити и сама, похоже, не понимает, зачем она этот сделала, она явно не героиня и, как она сама говорит, не «Эдвард Сноуден». Но ее импульсивный поступок обернулся серьезными последствиями и для нее самой, и для страны в целом. На обсуждении фильма со зрителями в кинотеатре «Синемапарк Мосфильм» режиссер Тина Саттер на вопрос – «шпионка ли Реалити или просто оступилась», ответила, что в этой истории имеет большое значение несовершенство закона, написанного очень давно. Теперь же, в эпоху интернета, открытых источников, социальных сетей и легкого доступа к почти любой информации человека нельзя судить по законам старого мира.