Вчера спектаклем «Идеальный муж» МХТ имени Чехова открыл 116-й сезон. А днем в том же зале состоялся сбор труппы, на котором Олег Табаков появился под аплодисменты и вспышки фотокамер. Обстановка для Табакова привычная, поэтому он решил «подыграть» собравшимся и изобразил дряхлого актера, корифея сцены, который с трудом передвигается и, схватившись за микрофон, едва держится на ногах. Шутку мхатовцы оценили, поэтому и все дальнейшее действо было похоже на моноспектакль с вариациями.
В центральных рядах партера – весь свет МХТ: Ирина Мирошниченко и Рената Литвинова, Андрей Мягков и Станислав Любшин, Игорь Верник и Анатолий Белый… Всех не перечислить. В их числе была, конечно, и Марина Зудина, про которую Олег Табаков сказал: «Сегодня на свои сбережения, почти за сто долларов букет купил, поскольку есть среди нас артистка, у которой день рождения». В честь Зудиной раздались аплодисменты, актриса поднялась за букетом, а худрук, выдержав паузу, добавил тоном большого начальника: «Актрисе исполнилось шестьдесят четыре года». Зал рухнул от смеха.
Впрочем, букет для Зудиной был в самом конце сбора труппы. А началось собрание с весьма откровенного воспоминания: «Недавно, читая в сортире, я вспомнил, что служу в этом театре тридцать лет». Публика прислушалась: не послышалось ли? Но Табаков продолжал: «А сейчас МХТ исполнилось 115 лет. Так что надо этому почтенному возрасту как-то соответствовать. Это я не только к себе отношу, но и к вам».
Он напомнил, что «лучшие годы Художественного театра были те, когда жили единой семьей, когда ставили перед собой творческие задачи. Без таких задач искусство актера умирает. И успех в таких условиях уже не совсем успех». А потом добавил свою фирменную фразу про «критикесс» (ни одного сбора труппы без этого не обходится): «Мне женщины после шестидесяти, пишущие о театре, неоднократно пеняли: дескать, Табаков только и думает о том, чтобы в театре был успех, забывая о высоком искусстве».
В ответ худрук напомнил о переписке Константина Сергеевича Станиславского с Владимиром Ивановичем Немировичем-Данченко, в которой рефреном звучит мысль: «Театр без успеха теряет всякий смысл». «А вообще, - добавил Табаков, - театр расшифровывается, как зрелищное предприятие. Вот и все. Поэтому и в предстоящем сезоне нам предстоит снова не забывать об успехе».
Прежде всего речь идет о давнем спектакле «№ 13» (по кассовой комедии Рея Куни), который по итогам десятилетия стал, безусловно, самым коммерчески успешным. Собственно он и покинул репертуар лишь потому, что Евгений Миронов вынужден был сократить свою работу в МХТ, поскольку возглавил Театр наций.
«Теперь у спектакля новый актерский состав, а режиссер-постановщик Володя Машков должен постараться сделать эту работу не хуже предыдущей, - сказал Табаков, поглядывая на стоящего в дверях Машкова. Свои темные очки Машков не снимает даже в зале. – Придумано новое название. Теперь это «№13 D», но раньше и без D играли очень хорошо».
Среди других премьер сезона – «Братья Карамазовы» в постановке Константина Богомолова, «Контрабас» Зюскинда и «Трамвай Желание» Уильямса в постановке Яноша Саса, а также «Правда хорошо, а счастье лучше» в постановке Романа Феодори. Специально для театра Людмила Улицкая написала пьесу по своему рассказу «Женщины русских селений», продолжатся зарубежные проекты МХТ (в этом сезоне – творчество современных немецких режиссеров и драматургов), будут спектакли в постановке Марата Гацалова («Сказка о том, чего мы можем…»), Виктора Рыжакова («Пьяные») и Дмитрия Брусникина («Маленькие деньги»).
«А еще у нас готовится спектакль «Приключения кролика Эдварда, – заключил Табаков. – Он добрый. Для всей семьи». И вновь не удержался от шутки: «То есть и для Марии Олеговны Табаковой он будет интересен, и для ее мамы – Марины Вячеславовны Зудиной».
В центральных рядах партера – весь свет МХТ: Ирина Мирошниченко и Рената Литвинова, Андрей Мягков и Станислав Любшин, Игорь Верник и Анатолий Белый… Всех не перечислить. В их числе была, конечно, и Марина Зудина, про которую Олег Табаков сказал: «Сегодня на свои сбережения, почти за сто долларов букет купил, поскольку есть среди нас артистка, у которой день рождения». В честь Зудиной раздались аплодисменты, актриса поднялась за букетом, а худрук, выдержав паузу, добавил тоном большого начальника: «Актрисе исполнилось шестьдесят четыре года». Зал рухнул от смеха.
Впрочем, букет для Зудиной был в самом конце сбора труппы. А началось собрание с весьма откровенного воспоминания: «Недавно, читая в сортире, я вспомнил, что служу в этом театре тридцать лет». Публика прислушалась: не послышалось ли? Но Табаков продолжал: «А сейчас МХТ исполнилось 115 лет. Так что надо этому почтенному возрасту как-то соответствовать. Это я не только к себе отношу, но и к вам».

В ответ худрук напомнил о переписке Константина Сергеевича Станиславского с Владимиром Ивановичем Немировичем-Данченко, в которой рефреном звучит мысль: «Театр без успеха теряет всякий смысл». «А вообще, - добавил Табаков, - театр расшифровывается, как зрелищное предприятие. Вот и все. Поэтому и в предстоящем сезоне нам предстоит снова не забывать об успехе».
Прежде всего речь идет о давнем спектакле «№ 13» (по кассовой комедии Рея Куни), который по итогам десятилетия стал, безусловно, самым коммерчески успешным. Собственно он и покинул репертуар лишь потому, что Евгений Миронов вынужден был сократить свою работу в МХТ, поскольку возглавил Театр наций.
«Теперь у спектакля новый актерский состав, а режиссер-постановщик Володя Машков должен постараться сделать эту работу не хуже предыдущей, - сказал Табаков, поглядывая на стоящего в дверях Машкова. Свои темные очки Машков не снимает даже в зале. – Придумано новое название. Теперь это «№13 D», но раньше и без D играли очень хорошо».

«А еще у нас готовится спектакль «Приключения кролика Эдварда, – заключил Табаков. – Он добрый. Для всей семьи». И вновь не удержался от шутки: «То есть и для Марии Олеговны Табаковой он будет интересен, и для ее мамы – Марины Вячеславовны Зудиной».