Победителей не судят?

 

Каждый декабрь наш журнал встречает свой личный отдельный новый год, потому что появились мы на свет в декабре 2003 года. Три года – это совсем небольшой срок жизни с точки зрения вечности. Но выпускать театральное издание в эпоху тотального гламура! Согласитесь, «что-то героическое в этом есть», как справедливо заметил персонаж известного фильма.
Современная жизнь стремительна в своих изменениях. Театру, как искусству консервативному, угнаться за переменами бывает невероятно трудно. Сменяют друг друга герои и кумиры, режиссерский почерк, утратив, былую каллиграфическую скрупулезность, становится беглым, подпрыгивающим, пестрит условными значками и сокращениями. Мы живем в эпоху «нрзб». Помочь зрителям разобрать тайные иероглифы – одна из задач пишущих и говорящих о театре. Расставить акценты, определиться с лидерами, отделить настоящее от мнимого – сделать это с каждым годом все сложнее, так как театральные люди в большинстве своем уже освоили глянцевое искусство пиара.

Конкуренция на театральном поле бьет все рекорды – с бешеной скоростью осваиваются новые жанры, рождаются новые театры, появляются новые фестивали и новые премии, пишутся новые пьесы и переписываются старые, актеры с легкостью меняют пристанища, больше всего на свете боясь выпасть из обоймы – из сериалов и антреприз. Работы, слава богу, много. В кои-то веки, на всех хватает. Давайте же порадуемся за обыкновенного среднего артиста, которому во все эпохи не везло. Ведь раньше участь его была предопределена – «кушать подано» и «слушаюсь» – и так всю жизнь, до пенсии. Малозначащие эпизоды в кино. А то и «групповки» с «массовками». Самостоятельные работы на малых сценах, обычно кончающиеся крахом. Ресторан ВТО – рассадник черной зависти. И тотальный алкоголизм, как следствие неудавшейся карьеры. Сегодня среднему артисту живется вольготно, он востребован и уважаем. Его рвут на части телепродюсеры и антрепренеры. У него берут интервью модные журналы, он постоянный участник различных ток- и реалити-шоу. Он желанный гость на тусовках и презентациях. Зритель его боготворит, комедия с его участием – верный залог успеха. Гении потеснились, отошли на второй план, уступив место Великому Среднему Артисту. Как ни вспомнить диалог из чеховской «Чайки»: «Пала сцена, Ирина Николавна! Прежде были могучие дубы, а теперь мы видим одни только пни.» – «Блестящих дарований теперь мало, это правда, но средний актер стал гораздо выше». Феномен успеха среднего артиста требует отдельного изучения, чем занимаемся и мы, разбирая вкусы и пристрастия сегодняшней публики. Сомнительность поговорки «победителей не судят» подтверждается именно в живом театральном процессе, когда исследовать успех подчас интереснее, чем провал. Так, делясь своими сомнениями, мы пытаемся установить ту магическую связь между сценой и зрителем, которая и является главным смыслом театра.

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • «Дорогая Елена Сергеевна» станет второй премьерой «Сатирикона»

    8 октября «Сатирикон» представит премьеру спектакля «Дорогая Елена Сергеевна», имеющего необычную судьбу в истории театра - в связи с карантинными мерами первый показ спектакля пришлось провести онлайн.   Спектакль «Дорогая Елена Сергеевна» по пьесе Людмилы Разумовской в постановке Владимира Жукова был готов к выпуску как раз в тот момент, когда начался карантин в связи с пандемией. ...
  • Журналисты и критики обсудят судьбу театральных СМИ

    Утром в среду, 27 мая, на сайте СТД состоится онлайн-конференция «Театральные СМИ в новой реальности», основными спикерами которой станут главные редактора изданий, посвященных театру. Будут обсуждаться проблемы, с которыми редакции театральных СМИ столкнулись в период самоизоляции. ...
  • Александр Молочников: «Очень скучаю по этому спектаклю»

    В воскресенье, 17 мая, на своем YouTube-канале режиссер Александр Молочников выложит запись спектакля «Светлый путь», поставленного в МХТ им. Чехова в 2017 году.    – Мы выкладываем «Светлый путь», потому что я и, надеюсь, артисты, очень его любим, – рассказал «Театралу» Александр Молочников. ...
  • Центр Вознесенского проводит паблик-ток с Борисом Павловичем

    В понедельник, 20 апреля, в 19.30 в Центре Вознесенского пройдет онлайн-дискуссия «Трудный текст в театре» с Борисом Павловичем.   Дискуссию c режиссером и педагогом Борисом Павловичем и театроведом Аленой Солнцевой о странных и трудных текстах в актуальной сценической практике проведет куратор театральных программ Центра Вознесенского Юлия Гирба. ...
Читайте также