Режиссер Владимир Базынков

«Глубинную тоску по идеалу невозможно заглушить»

 

Театр «Содружество актеров Таганки» выпустил премьеру спектакля «Мой Марат». Выпало слово «бедный» из названия пьесы Арбузова, которая была невероятно популярной раньше. С вопросами о том, что выпало еще, а что прибавилось в этой истории, обратились к режиссеру-дебютанту на драматической сцене.
- В чем прелесть драматургии ретро? Как сделать ее современной, ведь сейчас и дружат и любят по-другому?

- Люди в этой истории очень искренние и в дружбе и в любви. Они готовы совершать поступки, и даже жертвовать собой. Эта высота чувств не всем доступна. Но тоска по таким чувствам присуща всем, и надо до них дорасти. Сегодня нередко молодые люди, сталкиваясь с проблемами в отношениях, готовы скорее сменить объект любви, чем преодолевать что-то. Но любовь и дружба  требуют внутренней работы, а не потребительского отношения друг к другу. Счастье – штука трудоемкая.

- Сегодняшнюю молодежь называют прагматичной. Нередко открытость чувств они воспринимают как слабость. Нужны ли им такие трогательные истории?

- Просто необходимы! У молодежи сейчас нет подлинных героев, нет ориентиров. Есть картонные кумиры вроде Джастина Бибера и т.д.  Арбузов выписывает  настоящих героев. Они прорубают свой путь, чем-то жертвуют ради принципов, а не меняют принципы по ситуации. Герои не картонные, но в чем-то идеальные. Это идеал мужчины и женщины. Мужчина берет ответственность за женщину, а она уступает ему главенство в отношениях. Это высокие категории. Здесь есть даже христианские принципы гармоничного устройства мира, простите за пафос.
А в современном мире есть подмена ценностей. Внушаются идеи эгоцентризма: бери от жизни все. Трудно взрослеть в мире суррогатов. Но глубинную тоску по идеалу невозможно заглушить. Каждому хочется просыпаться рядом с близким человеком и не думать с тоской: любит ли он тебя или пользует? И ради чего я рядом с ним? От горькой правды многие прячутся – в романы, развлечения, путешествия, тусовки…

Мы поставили категорию 12+ для этого спектакля, потому что важно рассказать входящим во взрослую жизнь эту историю о первой и настоящей любви. Есть любовные сцены, но очень целомудренные.

- Почему выбрали самый трудный путь? Рассказать простую историю, без мишуры, докопаться до самого глубинного багажа памяти у актеров…

- Такая история, что актерам сфальшивить кощунственно, стыдно. Мы много разговаривали. Каждый выкладывал свои переживания, глубинную боль, признания «и у меня так было», порой с трудом, переступая барьеры. Эта внутренняя работа актеров дорогого стоит. К этому режиссер может подвести, но не может заставить. Стимулы есть внутри каждого амбициозного актера: если ты не стремишься к высоким результатам, тогда незачем идти в эту профессию.

- Очевидно, хорошо быстро не бывает?

- Мы репетировали полтора года, с перерывами. Были периоды опустошения, но эти тупики пошли на пользу. Лично я многое понял про себя, про близких. Что-то переоценил в системе коммуникаций. (Смеется.) Сильная история у Арбузова! Кристальная. До этого я снимал рекламные материалы, работал формой, а здесь окунулся в прекрасную драматургию.

- В названии пьесы чудесным образом выпало слово «бедный». Очевидно, оно ассоциируется с расхожим сегодня словом «лузер»?

- Умеющий по-настоящему любить, уже не бедный.

- После камерной и довольно печальной истории про поколение военного времени, что вы еще хотите поставить?

- Комедию. Острую не по форме, а по внутреннему драйву. Чтобы потом зрителям хотелось  чудить. Но не так, по-дурному, а вкусно. Хочется светлого юмора, не расхожего и плоского, а правильного.

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Кама Гинкас отмечает 80-летие

    Поклонники видят в Гинкасе сталкера, проводника в новые области театрального пространства. Противники – выросшего мальчишку, который отрывает крылья мухам, чтобы посмотреть, как она будет летать без них. Друзья и коллеги в преддверии юбилея режиссера рассказали о «своем» Гинкасе. ...
  • Ольга Семенова: «В БДТ не принято было приходить с детьми»

    Быть представителем знаменитого актерского клана, продолжателем большой актерской династии – одновременно и повод для гордости и большое испытание, вызов, прежде всего, себе самому. Однако же большинство актерских детей идут по пути своих предков, чего бы им это ни стоило. ...
  • Александр ШИРВИНДТ: «Об этом дуэте можно сочинять трактаты…»

    Позвонил мне милый, интеллигентный и давнишний мучитель Виктор Борзенко и вкрадчиво напомнил о моей рубрике в «Театрале», предварительно осыпав меня комплементами в адрес моего уникального писательского дара. Я понял, не расслабился и сказал, что с некрологами в своей рубрике завязал. ...
  • Мария Аронова: «Всё – по Гоголю, слово в слово!»

    В Театре Вахтангова прошли премьерные показы спектакля «Мёртвые души». Гоголевскую поэму режиссер Владимир Иванов и режиссер по пластике Сергей Землянский поставили на двоих – все образы создают на сцене актеры Мария Аронова и ее сын Владислав Гандрабура. ...
Читайте также