Социальная ориентация

 
Анастасия Скорик (Аксюша) и Юрий Чурсин (Буланов) в спектакле «Лес».

Новое, все увереннее заявляющее о себе поколение режиссеров долгое время считалось намеренно ассоциальным – еще бы, дети, выросшие в ту советскую пору, когда само слово «социальность» вызывало тайную гримасу брезгливости. Однако время изменилось. Две недавние премьеры – «Лес» Кирилла Серебренникова и «Бытие №2» – спектакль, придуманный актером и драматургом Иваном Вырыпаевым и поставленный Виктором Рыжаковым, доказывают, что и это поколение ничуть социальности не чурается. Только каждый понимает ее по-своему.
Вся Россия – наш лес

Не успели критики, впечатленные недавним московским показом спектаклей Томаса Остермайера, посетовать, что отечественный театр давно и безнадежно оторван от жизни, как в МХТ появился новый русский «Лес», в котором Серебренников сперва кажется эпигоном западного театра, а потом вдруг тяжеловесный и громоздкий корабль под названием «Лес» со скрипом и скрежетом берет курс прямо к берегу сегодняшней нашей действительности...

Теперь, столь же энергично, как недавно кричали об оторванности театра от жизни, «Лес» Серебренникова объявляют лучшим спектаклем сезона. Правда, как всегда, лежит где-то посередине. С одной стороны, «Лес» заполнил долго пустовавшую нишу – за последние пару театральных сезонов на больших сценах не появилось ни одного спектакля, мало-мальски адекватного сегодняшнему дню. С другой, при очевидной удаче в «Лесе» все еще чувствуются излишняя режиссерская суетливость и желание «попасть в струю».

Два с половиной года назад, репетируя на малой сцене МХАТа «Терроризм», Серебренников сфотографировался с участниками спектакля, полностью повторив знаменитый снимок 1898 года – Антон Павлович Чехов и актеры МХТ во время читки «Чайки». Критики посмеялись, но дело было сделано: «Терроризм» прочно закрепил за режиссером место на московском театральном Олимпе.

Свой нынешний спектакль Серебренников посвятил «Советскому Театру и Всеволоду Мейерхольду», тем самым обрекая себя на неизбежное сравнение с Мастером.

Мейерхольд поставил свой спектакль в 1924-м, переломном (умер Ленин, окончательно расцвел нэп) году. Серебренников – в 2004-м и тоже, видимо, переломном.

Мейерхольдовский монтаж аттракционов – излюбленный принцип Серебренникова. Он использовал его и в предыдущей своей постановке на большой мхатовской сцене – в горьковских «Мещанах». Но там из череды трюков и гэгов не вышло единого целого, не возникло общего смысла. То же самое было и в виртуозном театральном концерте «Изображая жертву» – постановке Серебренникова по пьесе братьев Пресняковых. За остроумным передразниванием всего и вся – от переиначенного на современный обывательский лад шекспировского «Гамлета» до бытовых нелепостей нашей жизни – не рождалось смысла, возникало чувство тупика. Преодолев эту, казалось, хроническую бессмыслицу, «Лес» неожиданно вырулил к совершенно конкретному политическому смыслу.

…В заколдованном диком лесу – санатории для номенклатурных работников с узнаваемой обстановкой 70-х (фотообои, радиола «Ригонда», чешский гарнитур) – живут вдова партчиновника Гурмыжская, хилый комомолец Буланов и слегка хиппующая Аксюша.

Поработав с несколькими крупными актрисами, Серебренников и впрямь стал специалистом по актерским бенефисам: Гурмыжская Натальи Теняковой с ее страстями к незрелому мальчику нелепа и в то же время грандиозна. Впервые признавшись самой себе, а заодно и ключнице Улите в постыдной страсти, она отдергивает портьеру и, обнажив светящуюся эстраду, начинает плясать под песню Лолиты Торес. «Лес» стоит посмотреть хотя бы из-за этой глумливой, но изящной и все побеждающей пляски!

Любитель сочной театральности, режиссер не преминул подробно расцветить сцены Счастливцева и Несчастливцева: Авангард Леонтьев и Дмитрий Назаров впервые встречаются в привокзальном буфете и ведут беседы «за жизнь», напиваясь пивом под шум электричек. Но не комик с трагиком с их показным благородством и настоящей душевной чистотой занимают режиссера. Вероятно, поэтому диалоги Счастливцева и Несчастливцева кажутся слегка затянутыми.

По-настоящему спектакль собирается и выстраивается лишь с началом второго акта, когда постепенно и неотвратимо наступает время Буланова – актер Юрий Чурсин очень точно играет превращение дебиловатого подростка в двойника ВВП. Торжествующий на собственной свадьбе Буланов вместо тоста произносит президентскую речь. Детский хор поет ханжески-умильную «Беловежскую пущу». На наших глазах колесо истории прокручивается вспять. Что будет дальше, режиссер предсказывать не берется и растерянно разводит руками – примерно так же, как Гурмыжская Теняковой, когда ключница Улита ставит к ее ногам венок – не праздничный, а погребальный. Прошлое обречено, Буланов принял присягу. Корабль скрепит и врезается в берег. Приплыли.



Пока не пришел Аркадий Ильич

Немного раньше «Леса» на сцене Центра имени Мейерхольда показали «Бытие №2». Ивана Вырыпаева можно считать антиподом Кирилла Серебренникова. Он не стремится на большие сцены, его театр – камерный и самодостаточный. Более того, автор и исполнитель нашумевшего «Кислорода» (в этом спектакле Вырыпаев предлагал современную трактовку 10 христианских заповедей) заявляет, что хочет уйти от социальности к жанру возвышенной поэзии. И все же «Бытие №2» – спектакль суперактуальный, фиксирующий раздвоенность, раздробленность души современного человека. Богоискательство здесь норовит обернуться богохульством, ерничество – глубочайшим страданием, а попытка разгадать тайны бытия – сумасшествием. Вырыпаев утверждает, что текст, ставший основой его спектакля, ему прислала некая Антонина Великанова – постоянная пациентка психиатрической клиники. Рукопись передала через своего лечащего врача Аркадия Ильича. В пьесе действуют двое: Бог, он же Аркадий Ильич. И жена Лота, которую здесь зовут Антонина Великанова. Бог Аркадий Ильич внушает своей пациентке, что она «глупая рыба» и что никакого Бога нет, она же настойчиво ищет веры, пытаясь понять, «в чем соль земли».

«Бытие №2» – спектакль, отлично поставленный режиссером Виктором Рыжаковым, отлично сыгранный питерской звездой Александром Баргманом и москвичкой Светланой Ивановой. Виртуозен и сам Вырыпаев, разбавивший их богоискательские диалоги смешными и непристойными куплетами. Эти куплеты, исполняемые Вырыпаевым под надрывный аккордеон, застявляют вспомнить о скоморохах, которых на Руси вроде бы уничтожили при царе Алексее Михалыче, да, видно, не всех. Но, как говорит героиня спектакля, «во всем есть что-то еще» – что-то еще есть и в «Бытии №2». Что-то тревожное и неподдающееся объяснению, будоражащее душу с такой силой, что хочется крикнуть: спешите думать и чувствовать, пока и к вам не пришел ваш Аркадий Ильич…



В чем соль

«Что же общего у таких разных людей театра, как Вырыпаев и Серебренников? В чем соль вашей статьи?!» – спросит меня удивленный читатель. «Соль в том, что нет никакой соли», – ответил бы вырыпаевский Аркадий Ильич. А я отвечу так: философское «Бытие» и заметно политизированный «Лес» дополняют друг друга, отражая сегодняшнюю действительность. Один – внутренний человеческий космос, а другой – внешний.

  • Нравится



Самое читаемое

  • «Содружество актеров Таганки» может возглавить Герасимов

    Народный артист и депутат Мосгордумы Евгений Герасимов может стать художественным руководителем «Содружества актеров Таганки», сообщает РИА Новости. Это предложение, по словам Герасимова, поступило непосредственно от коллектива театра. ...
  • Театральный донос

    Одним из самых ярких событий сентября стало юбилейное открытие сотого сезона Театра Вахтангова. Об этом рассказали все ведущие СМИ, это обсудили все поклонники театра, но вряд ли широкая публика догадывалась, что замечательный праздник мог быть сорван. ...
  • «Переснять этот дубль нельзя»

    Коллеги и друзья актера признаются, что не могут молчать о случившемся. На своих страницах в соцсетях высказались Кирилл Сереберенников, Иван Охлобыстин, Сергей Шнуров и многие другие.   Режиссер Кирилл Серебренников призвал оказать поддержку актеру Ефремову. ...
  • Николай Коляда заявил об уходе из своего театра

    8 сентября на сборе труппы уральский драматург, режиссер и основатель «Коляда-театра» заявил, что 20 декабря намерен оставить пост художественного руководителя-директора и эмигрировать из России.  По словам актеров, на это решение могла повлиять усталость от финансовых проблем: пять последних месяцев были самым сложным периодом для театра, который остался без зрителя, без доходов и не получал помощи от местных властей. ...
Читайте также


Читайте также

  • Александр Березкин: «Поддержка для меня много значит»

    17 августа в Общественной палате РФ прошел круглый стол, где обсуждали положение детских школ искусств в России. Настоящим взрывом стало выступление доцента Московской консерватории Михаила Лидского, который говорил на самую страшную тему – ложных клеветнических обвинений в педофилии, которые уже сейчас прошлись катком по судьбам людей. ...
  • «Казус Березкина»: в поддержку педагога, попавшего в «план по педофилам»

    Продолжается расследование дела театрального педагога Александра Березкина, обвиненного в развратных действиях по отношению к несовершеннолетней. Дело возбудили на основании заявления одной из родительниц... За педагога вступилось множество его коллег, родителей его воспитанников. ...
  • Помощник бухгалтера «Седьмой студии» заявила о давлении следствия

    В понедельник, 15 июня, на заседании в Мещанском суде помощник бухгалтера «Седьмой студии» Элеонора Филимонова отказалась от данных ранее показаний, она сообщила о давлении на нее следствия.   Свидетель по делу «Седьмой студии» Элеонора Филимонова заявила, что помогала бухгалтеру «Седьмой студии» Нине Масляевой с оформлением документов, о хищениях ей известно в тот период не было. ...
  • «Современник» высказал коллективное отношение к ДТП с Михаилом Ефремовым

    Театр «Современник» прервал недельное молчание и опубликовал официальное заявление по ДТП с участием Михаила Ефремова, назвав случившееся огромной трагедией и общей болью.   «Друзья! Наше молчание было вызвано шоком и попыткой осмыслить то, что произошло с одним из самых близких людей «Современника» – Михаилом Ефремовым. ...
Читайте также