Он не работал в театре, он ему служил

Малый театр простился с Эдуардом Марцевичем

 

Малый театр простился с Эдуардом Марцевичем. С одним из наиболее видных представителей старшего, к сожалению, стремительно редеющего поколения артистов труппы. С артистом-аристократом (не случайно же кинематографисты зачастую предпочитали приглашать его на роли особ голубой крови: вспомнить, к примеру, Бориса Друбецкого из предпринятой Сергеем Бондарчуком экранизации толстовского романа «Война и мир», лорда Горинга из «Идеального мужа» в снятой Виктором Георгиевым киноверсии «Идеального мужа»). С артистом-философом, которому оказалось по силам, будучи двадцатидвухлетним юношей, воплотить на подмостках Театра имени Вл. Маяковского едва ли не самый сложный и противоречивый в мировой драматургии образ шекспировского Гамлета к тому же в постановке корифея режиссерского «цеха» Николая Охлопкова. С артистом, от природы наделенным внешностью и внутренними данными романтического героя и героя-неврастеника, сумевшего, однако, с возрастом органично перейти в противоположное, чисто характерное амплуа.

Последнее, впрочем, не удивительно. И в какой-то мере даже типично для мастеров «Дома Островского», куда Эдуард Марцевич пришел в 1969-ом и где после учебы у Юозаса Мильтиниса в Паневежисе получил возможность попробовать себя в режиссуре, сосредоточившись, как, собственно и подобает воспитаннику Школы Малого театра, на внимательном, вдумчивом сценическом прочтении классических произведений.

Все это, конечно, не могло не вызывать уважения коллег и публики, которой Марцевич запомнится и своими профессиональными, преимущественно актерскими достижениями, способностью наряду с даром перевоплощения сообщать любой, независимо от содержания и объема роли личностное начало, наделять ее частичкой своей души (будь то страдалец царь Федор Иоаннович в одноименной трагедии А. К. Толстого или безвольный, полностью оправдывающий свою «обтекаемую» фамилию Лыняев в «Волках и овцах» А. Н. Островского). Но еще и тем, что с некоторых пор стало не менее важным, чем талант — безукоризненным поведением вне сцены. Скромностью, интеллигентностью, отсутствием суеты и немного старомодным, рыцарским отношением к театру, о котором он, не склонный к излишней откровенности с журналистами в редких интервью говорил с доброй иронией, неизменным сердечным трепетом, любовью и нежностью. Так, что даже далеким от мира искусства людям было ясно: да этот человек не работал в театре, он ему служил. Служил своей профессии. По мнению его персонажа из спектакля «Таинственный ящик» П. Каратыгина — актера Сен-Феликса, лучшей профессии на свете.

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Умер композитор Эннио Морриконе

    В больнице города Рим скончался композитор Эннио Морриконе, ему был 91 год. Об этом в понедельник, 6 июля, сообщило агентство ANSA.    Морриконе является автором музыки к более чем 500 фильмам и сериалам. Среди них – «Однажды в Америке» (1984) Серджио Леоне, «Неприкасаемые» (1987) Брайана Де Пальмы, «Новый кинотеатр «Парадизо» Джузеппе Торнаторе, «Профессионал» (1981) Жоржа Лотнера. ...
  • Ушел из жизни старейший актер Театра Армии

    Сегодня на 99-м году жизни после тяжелой и продолжительной болезни скончался старейший артист Центрального театра Российской армии, народный артист России Александр Петров, сообщается на сайте театра. Александр Петров родился 24 марта 1922 года. ...
  • Умер актер Виктор Проскурин

    На 69-м году жизни умер Виктор Проскурин. Об этом сообщила его жена Ирина Хонда на своей странице в Facebook: «Я не знаю, что сказать, так как я пока в шоке. Все неожиданно. Как любая смерть». Актер страдал хронической обструкцией легких. ...
  • Погибла актриса Галина Дашевская

    Заслуженная артистка РФ, актриса Театра имени Моссовета Галина Дашевская скончалась на 80-м году жизни. «Театр имени Моссовета с глубоким прискорбием сообщает о постигшей трагической утрате. 18 июня 2020 года на 80-м году жизни скончалась заслуженная артистка России Галина Самуиловна Дашевская. ...
Читайте также