Зовен Мартиросян

«Никулин все предвидел»

 

По полукруглым коридорам поднимаюсь в цирковой буфет – гулкий, полупустой. У моего следующего собеседника – заслуженного артиста России, ведущего программ (или, на языке цирка, шпрех-шталмейстера) Зовена Мартиросяна всего 20 минут на встречу со мной, затем совещание и вечером – спектакль. На цирковой манеж Зовен Григорьевич выходит уже почти 50 лет.
– Каким Никулин был в работе?

– Рабочий день у него начинался с того, что он созванивался с больницами, врачами, потому что к нему обращались все и по любым поводам: дома кафель в ванной свалился – и он звонил кафель этот доставать…

– А секретари у него были?

– Нет, он сам подходил к телефону, поэтому к нему только и обращались. И вот полдня у него уходило на то, чтобы помочь: договориться, устроить, убедить. С 1982 года он стал директором цирка, ведь в 1981 году он закончил свою карьеру клоуна. Но Никулин всегда это говорил, что, как исполнится 60 лет, он уходит из клоунов – «вешает ботинки на гвоздь». Он так сам для себя решил – и действительно, на другой же день после гастролей в Калинине – в Твери – он и ушел. Забавно: он именно в тверском цирке начинал как клоун, там же и выступал в последний раз… А став директором, он сделал – буквально – этот цирк. Только благодаря ему, его хлопотам и получилось выстроить это здание. Ведь старый Соломоновский цирк снесли до фундамента, и только благодаря любви к Никулину всех – и чиновников тоже – удалось завершить строительство. Потому что он просил – еще пять миллионов, еще пять миллионов, и ему давали.

– Но ведь чтобы осуществить такой грандиозный проект, нужны, как сейчас говорится, колоссальные менеджерские мозги.

– Безусловно. Он все предвидел. У него получалось видеть вперед.

– Он был жестким в работе?

– Нет. Он был очень мягким, с хорошим характером. В нем было так много доброты, что она ему иногда мешала. Уже когда цирк был построен, он выбивал гуманитарную помощь, те годы – конец 80-х – начало 90-х – ведь очень тяжелые были, он выклянчивал деньги у банкиров, бандитов. Потом звал всех в кабинет и выдавал наличные. Конечно, его нехватка ощущается. Но, несмотря на это, все, что мы в свое время с ним задумывали, осуществилось. И мы продолжаем традиции Юрия Владимировича Никулина.

– Традиции Никулина в цирке – это что?

– Это люди. У нас нет текучести кадров. Неслучайно ведь – потому что он так все выстроил. Приходя на работу, Никулин всегда шел на нижний этаж и общался с униформистами, с уборщицами, с теми, кто за животными смотрит. Расспрашивал, интересовался, есть ли жалобы. Говорил: если что-то надо, приходите ко мне. И люди шли. И он старался все просьбы удовлетворить. При этом все контролировал. Если у кого-то были какие-то проколы, вызывал на ковер и делал внушение.

– А чего он не прощал?

– Прощал он очень многое. Он все время говорил: бывают ошибки у людей, бывают… Но когда раз, два, пять, шесть – тогда он уже расставался с человеком. Но терпел долго. Он же фронтовик – две войны прошел. Очень глубоко понимал людей.

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Евгения Симонова: «Большая семья — мое великое счастье»

    Журнал «Театрал» продолжает публиковать главы из книги «Мамы замечательных детей», которую мы издали нынешней весной, но так и не успели широко представить читателям. Этот уникальный сборник состоит из пятидесяти монологов известных актёров, режиссёров и драматургов, которые рассказывают о главном человеке в своей жизни — о маме. ...
  • Евгения Симонова: «Не люблю премьерные спектакли…»

    В день юбилея Евгении Павловны Симоновой «Театрал» от души поздравляет актрису и публикует интервью, которое она дала нашему изданию не так давно.  Евгения Симонова – из тех людей, кто не любит шумихи вокруг собственных дел. ...
  • Светлана Немоляева: «У меня были «двойки» по всем предметам»

    Журнал «Театрал» продолжает публиковать главы из книги «Мамы замечательных детей», которую мы издали нынешней весной, но так и не успели широко представить читателям. Этот уникальный сборник состоит из пятидесяти монологов известных актёров, режиссёров и драматургов, которые рассказывают о главном человеке в своей жизни — о маме. ...
  • Евгений Писарев: «Я приезжаю к маме — там культ меня!»

    Журнал «Театрал» продолжает публиковать главы из книги «Мамы замечательных детей», которую мы издали нынешней весной, но пока не успели широко представить читателям. Этот уникальный сборник состоит из пятидесяти монологов известных актёров, режиссёров и драматургов, которые рассказывают о главном человеке в своей жизни — о маме. ...
Читайте также