Доминик Дромгул

У «Глобуса» те же задачи, что и у авангардного театра

 

В сентябре 2011 Арт-объединение CoolConnections запустило в России проект «Metropolitan Opera: Live in HD» – прямые трансляции спектаклей из нью-йоркской Метрополитен Оперы. Идея «театр в кинотеатре» отлично прижилась у нас, и за прошлый сезон CoolConnections «подключил» Москву, Петербург и ряд российских городов к другим театральным проектам – «National Theatre Live», «Большой балет в кино», «Вечер в Нидерландском театре танца (NDT)». Новинка этого сезона – «Globe On Screen», серия показов спектаклей лондонского театра «Глобус». Они проходят в рамках фестиваля, приуроченного к празднованию в 2014 году 450-летия со дня рождения Шекспира.
На один день в Москву приезжал художественный руководитель «Глобуса» Доминик Дромгул. В интервью «Театралу» режиссер рассказал, как он, специалист по новой драме, в 2006 году неожиданно для самого себя возглавил так называемый аутентичный  театр и сейчас счастлив представлять шекспировские спектакли в кино-формате, о своей постановке «Генриха V», гастролях в Россию, а также о том, что в январе 2014 «Глобус» открывает Новую сцену – еще один исторический  театр со свечным освещением. 

- Когда в 1997 году открылся реконструированный шекспировский «Глобус», вы сами работали в театре совершенно другого типа, где ставили пьесы современных авторов (театр «Буш» в лондонском Шепердс Буш – Е.Б.). А в 2006 вдруг стали худруком «Глобуса». Или не вдруг? Как все это произошло?
- Длинная история. Она связана с Шекспиром и его колоссальным влиянием на нас, людей театра. Один сумасшедший американский актер и бизнесмен (Сэм Уэнамейкер – Е.Б.) еще в 1949 году, приехав в Лондон, задался вопросом, а где, собственно, находился шекспировский театр? Он носился со своей идеей, пытался заинтересовать коллег, чиновников. Но с ним никто не хотел тогда разговаривать, сам вопрос о театре прошлого казался абсурдным. Только что война кончилась, Англия «зализывала» раны, какая там археология! Однако этот человек был очень упорный, он не сдался, в буквальном смысле слова «пробил головой стены». Главный аргумент американца в пользу исследований заключался в том, что театр «Глобус» был общегражданским театром, который посещало немыслимо огромное количество людей – до трех тысяч зрителей одновременно. Ему хотелось выяснить, в чем секрет такой посещаемости театра – может, в его устройстве? Реализация плана реконструкции заняла 47 лет. Автор идеи не дожил двух лет до открытия театра, но все равно можно сказать, что этот новый-старый театр стал воплощением его «американской мечты». 

Когда театр открылся, споры не прекращались. Высказывались и правые и левые, скептиков было больше, чем фанатов. Я сам, честно признаюсь, был среди тех, кто посмеивался. Колонны внутри театра не на том месте стояли, многие детали интерьера были фальшивкой… При этом было ощущение подлинности, исторической честности – деревянное здание, целиком из дуба, ни одного соединительного гвоздя, соломенная крыша. Само устройство театра генерировало необыкновенную энергию. Важный фактор, что люди собираются вместе, стоят бок о бок, ожидают начала представления, слушают текст, вытягивают шеи, чтобы все видеть. Подобный интерес и сплоченность зрителей можно наблюдать разве что на рок-концерте. Поневоле начинаешь верить такому театру.

- Но ваша задача как режиссера «Глобуса» стала качественно иной. Как вы смогли так перестроиться? 
- Я рассказывал, что был скептически настроен. Идея реконструкции «Глобуса» мне совершенно не нравилась. И вот однажды я выбрался на спектакль «Мера за меру». Честно говоря, смысл этой пьесы мне был не ясен до конца, как и смысл многих других шекспировских текстов, хотя я и занимался творчеством Шекспира всю сознательную жизнь – со школьной скамьи. Понятно, что мы идем в театр, чтобы стать умнее, чем мы есть на самом деле. Это происходит, потому что твой интеллект перемножается на коллективный разум. Вместе вы можете понять то, что не поняли, читая текст в одиночестве. В тот вечер, когда я смотрел «Меру за мерой», текст потек как вода – стал прозрачным, хотя «вязнуть» в шекспировском тексте – это тоже нормально, тоже удовольствие. Но я вдруг понял, что чувствую пульс этой пьесы. Я смеялся, плакал, недоумевал. Меня осенило, что ребята из «Глобуса» делают то же самое, что делаю я в «Буше». Они ставят драмы Шекспира как новые пьесы, то есть так, будто их не играли 400 лет. Обычно мы видим, как маститые режиссеры интерпретируют Шекспира, показывая свое знание традиции постановок – немножко отсюда, немножко оттуда. А в «Глобусе» я увидел сплошного Шекспира. И захотел тут работать.

- Откуда возьмутся другие режиссеры, готовые работать в таком театре, где их имя по определению всегда будет «подмято» Шекспиром?
- Прямиком из театра «Ройял-Корт» – кузницы современной британской драматургии. Успешные, ультрамодные режиссеры, которые никогда не ставили Шекспира. В «Глобусе» они начнут с чистого листа, но с полным ощущением, что доросли до Шекспира. Они получат очень свободных актеров, у которых нет в распоряжении всех тех современных вспомогательных средств выражения себя – только их физика. В театре отсутствует искусственное освещение, микрофоны, подзвучка, поэтому здесь огромную роль играет работа в команде – с дизайнером, композитором, художником по костюмам. Публика стоит вплотную к сцене – все видит, все слышит, все переживает. Наши режиссеры должны учитывать, что публика – это тоже часть спектакля. В начале «Генриха V» есть сцена, где хор обращается к зрителям с просьбой включить воображение, так как актеры не смогут разыграть перед ними настоящую битву. В авангардном театре разве не так? Я считаю, что у «Глобуса» те же задачи, что у авангардного театра. 

- Актеров приходится искать, или, наоборот, выстраивается очередь из желающих работать в «Глобусе»?
- Проблем с актерами не бывает. К нам идут выпускники всех театральных вузов страны.  

- Что их так привлекает?
- Наверное то, что «Глобус» – это «физический» театр. Все что ты делаешь на сцене, ты делаешь с помощью одного инструмента – своего тела. Театр так устроен, что актер делит свет, проникающий на сцену и в импровизированный зрительный зал естественным образом, с публикой. И обращается он одновременно к коллегам-актерам и публике, половину реплики туда, половину туда. Это архаичный способ организации театра – так было и в Древней Греции, и в Лондоне в начале XVII века. Многие хотят пережить подобный опыт. 

Кстати, у нас скоро стартует новый проект. Рядом со старым «Глобусом» возведен «Sam Wanamaker Playhouse» – крохотный театрик на 300 мест. Его построили, используя историческую документацию о первых театрах внутри помещения. Освещение в нем  целиком свечное, остановка – камерная. 

- На Новой сцене будете также играть Шекспира?
- Пока нет. Сезон начнется в январе 2014, мы посвятили его современникам Шекспира. Первые две пьесы – это «Герцогиня Мальфи» Джона Уэбстера, которую буду ставить я сам, и «Рыцарь пламенеющего пестика» Фрэнсиса Бомонта. Затем одна пьеса, которую будут играть молодые артисты «Глобуса». Дальше подключатся люди из Королевского оперного театра «Ковент-Гарден» – запланированы постановки нескольких барочных опер. Откроет цикл «Орминдо» Кавалли. 

- Это был совместный проект с «Ковент-Гарден»?
- Не совсем так. Мы начали строить, они услышали и очень заинтересовались. Это действительно потрясающее помещение для музыки.

- Трансляции оттуда будут вестись?
- Наверное. Во всяком случае, интерес к проекту очень большой, а зрителей вмещается мало. Пока, правда, не понятно, как все будет происходить в свечном освещении.

- Я слышала, что в юбилейный 2014 год театр «Глобус» посетит Россию. Это правда?
- Да. Мы привезем «Гамлета» в следующем октябре – в рамках нашего гигантского мирового турне с этим спектаклем.

- Возвращаясь от интересных прожектов театра к вашему «Генриху V», который москвичи уже дважды могли посмотреть и увидят еще, расскажите, что за танец исполняют в финале спектакля все актеры? Было ощущение смеси ренессансного бала и современного танцпола. 
- Это джига – один из важных, дошедших до нас пережитков шекспировского театра. Джига как метла сметала спектакль со сцены. Такое напоминание зрителю, что происходящее на сцене – это иллюзия. Особенно джига действенна, когда на сцене происходили какие-то страшные вещи, вроде убийств.

- Всем артистам в «Глобусе» приходится играть на разных музыкальных инструментах. Во всяком случае, ваш «Генрих V» – очень музыкальный спектакль. Артисты специально учатся?
- Можно так сказать. Они не обязаны быть профессиональными музыкантами, даже хорошо, если они никогда не занимались музицированием раньше, и делают это в спектакле грубо, кустарно. Зато они все приобщаются к музыке, которая была неотъемлемой частью шекспировского представления. 

  • Нравится



Самое читаемое

  • СМИ сообщают, что Александр Ширвиндт уходит с поста худрука Театра сатиры

    Ширвиндт заявил, что покидает пост худрука Театра сатиры, об этом сообщает ТАСС. Однако в театре эту информацию опровергают.  Народный артист РСФСР Александр Ширвиндт покидает пост художественного руководителя Московского академического театра сатиры. ...
  • Памятник Табакову открыли на Новодевичьем кладбище

    27 сентября на Новодевичьем кладбище состоялось открытие памятника на могиле Олега Табакова. На церемонии присутствовали родные режиссера, его ученики, друзья, коллеги. Над композицией из темно-зеленого мрамора и стекла работали художник Николай Симонов и скульптор Андрей Налич. ...
  • Нелюбовь Дмитрия Крымова

    Дмитрий Крымов «своими словами» пересказал чеховскую «Чайку» и придумал новый текст – про нелюбовь и упадок культуры, который рифмуется с осенней усталостью природы и людей. Прологом стал спич управляющего – но не имением, а старой советской дачей – его призыв держаться за «основы государственной культурной политики» и «национальную самобытность». ...
  • В Сочи завершился фестиваль «Кинотавр»

    Главный приз 32-го Открытого российского фестиваля «Кинотавр» получил фильм «Море волнуется раз» режиссера Николая Хомерики, лучшими актером и актрисой были признаны Павел Деревянко и Ольга Бодрова. «Для меня это очень важная награда, спасибо вам … Не всем он «заходит», и я рад, что «зашел» вам», - цитирует РИА слова Николая Хомерики. ...
Читайте также


Читайте также

  • Театр на Бронной едет на первые зарубежные гастроли

    Театр на Бронной впервые выезжает на гастроли за пределы России. В столице Казахстана, на сцене театра «Астаны Балета», московская труппа покажет спектакль Саши Денисовой «Человек Летучая Мышь против Леонида Ильича Брежнева». ...
  • Назвали лучший любительский театр малых городов России

    Гран-при первого Фестиваля любительских театров малых городов России «Театральная пристань», который прошел в Каргополе, получил Народный театр-студия «РА ВЕСТНИК» из Красноярского края. Коллектив представил спектакль по мотивам гоголевского «Ревизора». ...
  • Фестиваль театров теней пройдет в Москве

    С 11 по 14 ноября в Московском детском театре теней пройдет III международный фестиваль теней «ShadowFest».   В программе – выступления коллективов из Македонии, Мурманска, Ульяновска и Москвы, которые покажут, как театр теней может сочетаться с самыми разными техниками и жанрами – кукольного, предметного, пластического, визуального и музыкального театра. ...
  • Фестиваль «Театр улиц» пройдет в Царском Селе

    Фестиваль «Театр Улиц» состоится 3 октября в городе Пушкине. В этом году он будет посвящен писателям и поэтам Серебряного века. Гостей фестиваля ждут экскурсии по адресам Царского Села, где жили, гостили и отдыхали Осип Мандельштам, Николай Гумилев, Сергей Есенин, Александр Блок, Андрей Белый, Анна Ахматова, Иннокентий Анненский. ...
Читайте также