Гул эпохи перемен

«150 причин не защищать Родину». Театр.doc

 

В Театре. doc состоялся режиссерский дебют драматурга Елены Греминой. Спектакль «150 причин не защищать Родину. 7 стратегий выживания в эпоху перемен» рассказывает о событиях одного дня: 29 мая 1453 года – дня падения Константинополя. «Вербатим 15-го века» разворачивается в обоих вражеских лагерях. В решающем дне сходятся давние исторические амбиции, личное тщеславие и судьба конкретных людей.
Спектакль называется «150 причин не защищать Родину», но все два часа герои только и делают, что защищают ее. Каждый по-своему, у каждого своя стратегия и свои ценности. Придворный византийский вельможа Натарас чтит веру и хочет спасти оставшегося в живых единственного сына, городской сапожник слишком любит делать сапоги из лучшего сафьяна и предпочитает свое мастерство гибели за веру, перешедший на службу к султану итальянский мастер во что бы то ни стало хочет создать пушку своей мечты. Луку интересует геройство, создание военной стратегии, которая поможет разбить лучшую армию того времени - турецких янычар. Мехмет и Константин верят в себя свою империю, свое предназначение. Время от времени осуществляются интраспекции в прошлое – детство будущего султана Мехмета, мысли Констатина о непременной будущей осаде города турками. Оба властителя, император и султан, выделяются среди своих подданных. Мехмет - умом и любовью к искусствам, Константин - прогрессивностью мышления. Налицо - равные силы, равные исторические возможности. Что перевесит чашу весов, определяется чем-то и кем-то другим.

На сцене создана целая система остранений. Все роли исполняют женщины, пять актрис: Анна Котова-Дерябина, Татьяна Паршина, Анастасия Патлай, Наталья Сапецкая, Варвара Фаэр . Их число гораздо меньше числа персонажей. Это способ подчеркнуть равное положение героев (турков, византийцев, западных христиан). В зависимости от того, персонажа из какого лагеря актрисы изображают, они переодеваются в платья-рубашки разного цвета. Одним словом, устраивают маленький театр в театре. Или сторителлинг – просветительское и одновременно развлекательное мероприятие для взрослых и подростков.

Женщины – это те, кто выжили, когда всех мужчин перебили, женщины – хранительницы воспоминаний и парки, плетущие нити судьбы. Они не принадлежат ни к какому лагерю, ни к какой эпохе. Они сказительницы: обращаются к залу и приобщают его к этому общему полю воспоминаний. Спектакль начинается с того, что женщины просят нескольких зрителей прочесть кусочки напечатанного в программках текста - подлинного, аутентичного. С характерной лексикой и инверсионным строением предложений. Это своего рода элемент читки. Знакомой доковской читки, которая объединяет сцену и зал, отсекает всю лишнюю театральщину и возвращает правду - текста и времени. История этого дня, оживленная и голосами зрителей, в том числе, возникает из нашей общей исторической памяти, глубин коллективного бессознательного.

Диалоги самой пьесы написаны так, что невольно вспоминаешь о нынешних российских реалиях. Язык исключительно современный, никаких архаизмов, примет старинного слога. Происходящее идет в режиме настоящего исторического времени. Итак, земля под ногами уже горит (турки у ворот), а византийцы (читай, русские) все выясняют, кто жаднее, можно ли делать правой рукой императора в обороне Города пришлого итальянца и какую выгоду он, итальянец, хочет получить от этой войны. Распри, неверие в чистоту помыслов других, неумение работать, надежда на чудо, особые знаки, приметы, небесное покровительство – вот в каком поле пребывают византийцы. Однако текст так построен, что понятна и законна позиция всех героев (ощущается мастерство автора, пишущего объективные, документальные пьесы). Среди персонажей нет ни одного действительно подлого человека. Например, итальянский рыцарь, обвиненный греками в измене (якобы он открыл маленькую дверцу в башне, через которую вошли турки) защищает город до конца и гибнет, смертельно раненый.

Контрастные пары героев и малое число актеров на сцене создают хор голосов. Перед нами Прошлое, Реальность воссозданная из небытия. Это воссоздание подчеркнуто музыкой. Очень необычной, современного композитора и перкуссиониста Дмитрия Власика. Актрисы долго и сосредоточено извлекают необычные звуки из мелких камешков, орехов, треугольников. Шум, который чисто теоретически должен был бы быть скучным и однообразным, оказывается поющим и смысловым. Когда ближе к финалу Мехмет рассказывает о том, что, когда он вошел в Святую Софию, к его ногам будто бы в знак покорности, осыпалась каменная пыль, вспоминается вступительная музыкальная композиция. Актрисы долго-долго трясут в ладонях шуршаще-звенящие камушки, то просыпая, то собирая их вновь, то добавляя к ним новые мелочи. Этот звук – гул времени, вслушиваясь в который они и мы проникаем на шесть веков назад, проходя за эти пятнадцать минут то, что случилось с людьми за все прошедшее долгое время. Так же и падение Города выражается музыкально. В темноте, в свете одиноко горящих на сцене фонарей, как будто бы в стане погибающих византийцев, готовящихся к смерти, звучит резкий свист. Эта наступает та самая судьба, смерть и небытие для одних, процветание и слава для других. Эти паузы-цезуры, моменты музыкальной медитации между энергичных сцен, наполненных страстями и волевыми решениями, рождают ощущение судьбы. Неведомой силы, которая и есть истинный драматург истории. «150 причин не защищать Родину» - философский спектакль. И философское его измерение воплощено в этой удивительной музыкальной стороне.

Однако понятно, что спектакль затеян не для того, чтобы внедрить в зрительские головы мысль о предопределенности. Византия и Россия, падший Второй Рим и будущий Третий слишком связаны, чтобы слушая о судьбе Византии, не думать о настоящем. Возникает образ собственной страны, власть и общество которой так отчуждены друг от друга, что случись что, непонятно, будет ли кто-нибудь хоть как-нибудь родину защищать. Наш Третий Рим, эта на глазах распадающаяся империя, погрязшая в коррупции, жадности и вранье, еще ожидает свою судьбу, которую, наверное, уже можно расслышать в неуловимом гуле времени.

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Журналисты и критики обсудят судьбу театральных СМИ

    Утром в среду, 27 мая, на сайте СТД состоится онлайн-конференция «Театральные СМИ в новой реальности», основными спикерами которой станут главные редактора изданий, посвященных театру. Будут обсуждаться проблемы, с которыми редакции театральных СМИ столкнулись в период самоизоляции. ...
  • Александр Молочников: «Очень скучаю по этому спектаклю»

    В воскресенье, 17 мая, на своем YouTube-канале режиссер Александр Молочников выложит запись спектакля «Светлый путь», поставленного в МХТ им. Чехова в 2017 году.    – Мы выкладываем «Светлый путь», потому что я и, надеюсь, артисты, очень его любим, – рассказал «Театралу» Александр Молочников. ...
  • Центр Вознесенского проводит паблик-ток с Борисом Павловичем

    В понедельник, 20 апреля, в 19.30 в Центре Вознесенского пройдет онлайн-дискуссия «Трудный текст в театре» с Борисом Павловичем.   Дискуссию c режиссером и педагогом Борисом Павловичем и театроведом Аленой Солнцевой о странных и трудных текстах в актуальной сценической практике проведет куратор театральных программ Центра Вознесенского Юлия Гирба. ...
  • Майку Науменко посвятят zoom-квартирник

    В понедельник, 20 апреля, в 17.00 Большой театр кукол проведет свой первый zoom-квартирник, который будет посвящен творчеству культового поэта и музыканта Майка Науменко. 18 апреля ему исполнилось бы 65 лет. «Майк Науменко работал в Большом театре кукол звукорежиссёром, - говорит  главный режиссер театра Руслан Кудашов. ...
Читайте также