Порядок слов

Пазл «московских» балетов Иржи Килиана собран

 
Наталья Сомова, Сергей Мануйлов

Собранным в четырех «томах», одноактных балетах, вполне емких, чтобы рассказать  о важнейшей фигуре европейского современного танца конца 20 века, вечером спектаклей Иржи Килиана Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко завершил Год Голландии в России и программу фестиваля современного танца DanceInversion-2013. Тридцать лет истории Нидерландского театра танца связано с именем Килиана (1975-1999 годы - руководитель и хореограф, до сегодняшнего дня приглашенный хореограф). Любимый Килианом бессюжетный балет - не аналог бессодержательности. Драматургия  его спектаклей не имеет развитой экспозиции, характеры детально не разработаны.  В отношениях с музыкой Килиан ведет себя свободно и не ставит собственные концепции в зависимость от идей композитора. Роль его в формировании принципов постмодернистской хореографии велика: импровизационность в процессе создания танца, оголенность физических усилий, недопустимая в классическом балете, легализация нетанцевальных поз и жестов, сугубо пластические эксперименты, которые не имеют определенной смысловой направленности,  объединение танца и спортивных элементов, раскрытие механизма движений тела.

Вечер начинается премьерой «Восковых крыльев» и заканчивается балетами на музыку Моцарта, вошедшими в репертуар театра первыми. Обычно премьерами заканчивают – а тут предложили танцовщикам сосредоточиться в начале, чтобы закончить на волне восторга и удовольствия. Килиан недаром писал участникам моцартовских премьер 2010 года: «Вы оо-чень приятно провели время в работе на «Маленькой смертью» и «Шестью танцами», у вас будет много приятных моментов, когда вы будете танцевать их». – И правда, редко когда удается на балетах столько смеяться, и смеяться вместе с залом. – «Эти постановки были созданы с ощущением свободы и должны исполняться таким же образом». – Килиановская «моцартиана» стала настоящим бриллиантом репертуара,  и так жаль, что ради общего хронометража в большом уже вечере «Шести танцам» подпилили пару каратов.. «Пожалуйста, имейте в виду, что я буду с вами, когда вы будете танцевать». – Эта лукавая и любящая педагогика не прошла даром. Три года спустя после премьеры  «моцартиана» все также торжествует и очаровывает.

Премьера прошлого сезона, «Бессонница», балет Килиана 2004 года, поставлена на музыку Дирка Хаубриха, написанную по просьбе хореографа на моцартовские Адажио и Рондо для стеклянной гармоники и квартета инструментов. В XVIII веке стеклянную гармонику называли «серафимом», «музыкой сфер» за прозрачную легкость хрустальных  звуков. На границе яви и сна героиня ныряет за лоскут белой ширмы и встречается со множеством других «я», друзей и врагов, населяющих подсознание, зыбкий, «стеклянный» мир бессонницы. Жить в реальности или стремиться в мир фантазий, иллюзий, побегов от себя? Уверены ли мы, что стремимся к чему-то, что хотим уйти от чего-то? – Этот важный для себя философский вопрос Килиан воплощает в пластике  плавного, мерцающего, скользящего движения, прерываемого отчетливыми, но внутренними остановками, когда вопрос вдруг пробегает в сознании танцующего, и он, пытаясь ответить на него, двигается чуть иначе – более открыто и свободно или резко, нервозно, угловато. В финале героиня снова уходит за подвижную ширму – легкость лоскута, подвижность границы реальности и иллюзии слишком соблазнительна, вынырнуть к свету «яви» стоит ради возвращения в выдумку.

«Восковые крылья» - первая в афише вечера и самая свежая в килиансковском репертуаре театра работа. Большое дерево опрокинуто на сцену кроной вниз, его ветви освещает кружащая по периметру светящаяся «голова». То одна, то другая сторона дерева в тени. Фонарь как светило, дерево как планета со всеми разнообразно танцующими на ней свою жизнь людьми. Хореография для Килиана – пространство постановки и решения философских задач, и потому мы можем увидеть сценографическое решение как момент падения Икара, растянутый на время спектакля: дерево растет из земли, а мы с танцовщиками переместились в пространство «неба», с которого они падают от приближения к театральному софиту-светилу – ведь воск на их крыльях тает, притяжение усиливается. То, что за рамками спектакля является прыжком, взлетом, победой над гравитацией, в пространстве «Восковых крыльев» становится падением, катастрофой. Которое также красиво и стремительно, как взлет – ведь мы, уверенные в привычной системе координат, видим прыжок, полет, и также непонятно по смыслу для окружающих, как чья-то катастрофа. В буклете вечера его составитель Дмитрий Абаулин приводит дивное стихотворение Одена в переводе Павла Грушко об этом:
В «Икаре» Брейгеля, в гибельный миг,
Все равнодушны, пахарь – словно незрячий:
Наверно, он слышал всплеск и отчаянный крик,
Но для него это не было смертельною неудачей.


Где предел воздушного творчества танца? Какова цена парения в воздухе? Что значит ее величество элевация для современной хореографии с ее базовыми принцами гравитации? Этив вопросы волнуют чрезвычайно живо, пока танцуют Анастасия Першенкова, Георги Смилевски, Наталья Сомова, Сергей Мануйлов, Эрика Микиртичева, Александр Селезнев, Оксана Кардаш, Семен Величко. Подвесив дерево на сцене сучьями вниз, Килиан переворачивает взгляд зрителя на саму душу танца – попытку парения в воздухе. Так, бросая поэтический и невинный взгляд на механизмы движения, хореограф запускает большую работу, прочно соединяя в сознании зрителя философию и интересный танец.

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Балеты трех знаменитостей покажут в Москве

    28, 29 и 30 марта в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко состоится мировая премьера балета Aurea («Золотое сечение») в постановке испанского хореографа Гойо Монтеро, чье имя уже знакомо российскому зрителю. ...
  • В Мариинский театр съехались балетные звезды

    В Петербурге стартовал международный фестиваль балета «Мариинский», который продлится до 22 марта. Программа составлена преимущественно из классических постановок: «Баядерка», «Дафнис и Хлоя», «Жизель», с участием примы-балерины Большого театра Ольги Смирновой, «Спящая красавица», где главную партию исполнит прима Королевского балета Великобритании Лорен Катбертсон, «Лебединое озеро», где выступит премьер Парижской оперы Жермен Луве. ...
  • Фильм к 100-летию великого хореографа выходит в прокат

    Документальный фильм «Каннингем», снятый Аллой Ковган как посвящение мастеру, рассказывает историю великого американского хореографа. Мерс Каннингем не только поставил множество знаковых спектаклей, но и фактически воспитал новое поколение хореографов. ...
  • Большой театр готовится к гастролям в Омане

    Балет «Онегин» в хореографии Джона Крэнко представят в столице Омана, где с 23 по 25 января пройдут гастроли Большого театра. В нынешнем сезоне это не первый визит ГАБТа на Аравийский полуостров. В конце прошлого года (31 октября – 1 ноября) на сцене Королевской оперы Маската с успехом проходили выступления оперной труппы и оркестра: Большой театр представил на главной сцене Омана оперу «История Кая и Герды» Баневича. ...
Читайте также