В ожидании Года культуры

 

В свое время в статье, посвященной юбилею русского театра, я писал о том, что когда 250 лет назад Елизавета Петровна издала указ о создании профессионального театра, то сделала она это не для просвещения своих граждан, а лишь для того, чтобы через театр проводить свои собственные монархические идеи. Точно так же действовали большевики и советские партийные лидеры, поддерживающие государственные театры для пропаганды своей идеологии.

Тогда, а это было в 2006 году, я задавал вопросы, на которые не знал ответов: зачем нужен театр современной России? Какое место в обществе государство отводит театру? Собственно говоря, признаюсь, я и до сих пор этих ответов не знаю. Государственную политику в области культуры понять трудно, нет даже четкой системы финансирования: из каких источников и по каким показателям выделяются деньги на тот или иной объект культуры.

2014 год объявлен Годом культуры в России. Это серьезное и многообещающее событие, которого мы много лет ждали. Министерство культуры наметило в Год культуры осуществить множество самых разных дорогостоящих проектов: построить 50 региональных культурных центров, провести конкурсы в поддержку талантливых детей, поддержать развитие культурно-познавательного туризма и т.д. Министерство выделит, например, 50 грантов по 5 млн. рублей для поддержания проектов региональных творческих коллективов. Спорить трудно, намечена большая программа, и дай бог, чтобы она полностью осуществилась.

Но я думаю, что в Год культуры нам не менее важно решить и концептуальные задачи, определить перспективы, пути, по которым должна развиваться российская культура. И не на один год, а на десятилетия. Завершится Год культуры, а что дальше? Председатель Совета Федерации В.И. Матвиенко, инициировавшая решение провести Год культуры в России, утверждает, что «общественный диалог в рамках Года культуры должен способствовать укреплению единого духовного пространства, выработке новой государственной политики в сфере культуры...»

Итак, Год культуры должен способствовать выработке новой государственной политики в сфере культуры, и мы, может быть, поймем, какого рода «дивиденды» – нравственные, смысловые или финансовые, ждет от культуры государство. Что собирается поощрять, поддерживать, сохранять. Что собирается подвергнуть «оптимизации», и расцвету какого искусства будет способствовать.

Есть ли уверенность, что все приоритеты в культурной политике будут определены верно? Если быть честным, нет. Нет, если по-прежнему успешный менеджмент будет важнее художественной ценности, если умелый пиар, поддержанный либеральной общественностью, может возвести любую провокацию в ранг искусства, если в контексте культуры будет рассматриваться каждый эпатажный жест, не имеющий ничего общего с художественным произведением.

«Культура стала заискивать перед шпаной, хамом, фашистом, перед оголтелым невеждой. Теперь приходится оправдываться за то, что веришь в Бога, в семью, в законы общежития», – это цитата из статьи Максима Кантора «Бунт официанта». Страшное утверждение, еще более страшное оттого, что нельзя с ним не согласиться. Мне кажется, про это и стоит вести тот общественный диалог, о котором говорит Валентина Ивановна Матвиенко, и вовлечь в него лучшие умы страны.

Нельзя и дальше существовать по инерции, не определив для себя, куда двигаться. Кто сегодня в нашем обществе нравственные поводыри и нужны ли они вообще? Необходима ли российской культуре национальная идентичность или мы можем объявить себя гражданами мира и творить в любом месте, предъявив свою профессиональность?

«На почве дифференцированной культуры Россия может быть лишь второстепенной, малокультурной и малоспособной к культуре страной. Всякий творческий свой порыв привыкла русская душа соподчинять чему-то жизненно-существенному – то религиозной, то моральной, то общественной правде». Н. Бердяев.

А что сегодня для нас «жизненно существенное»? Хорошо бы понять.

  • Нравится



Самое читаемое

  • «Содружество актеров Таганки» может возглавить Герасимов

    Народный артист и депутат Мосгордумы Евгений Герасимов может стать художественным руководителем «Содружества актеров Таганки», сообщает РИА Новости. Это предложение, по словам Герасимова, поступило непосредственно от коллектива театра. ...
  • Театральный донос

    Одним из самых ярких событий сентября стало юбилейное открытие сотого сезона Театра Вахтангова. Об этом рассказали все ведущие СМИ, это обсудили все поклонники театра, но вряд ли широкая публика догадывалась, что замечательный праздник мог быть сорван. ...
  • «Переснять этот дубль нельзя»

    Коллеги и друзья актера признаются, что не могут молчать о случившемся. На своих страницах в соцсетях высказались Кирилл Сереберенников, Иван Охлобыстин, Сергей Шнуров и многие другие.   Режиссер Кирилл Серебренников призвал оказать поддержку актеру Ефремову. ...
  • Николай Коляда заявил об уходе из своего театра

    8 сентября на сборе труппы уральский драматург, режиссер и основатель «Коляда-театра» заявил, что 20 декабря намерен оставить пост художественного руководителя-директора и эмигрировать из России.  По словам актеров, на это решение могла повлиять усталость от финансовых проблем: пять последних месяцев были самым сложным периодом для театра, который остался без зрителя, без доходов и не получал помощи от местных властей. ...
Читайте также


Читайте также

  • Виктор Рыжаков «Человек - это непонятно»

    25 мая 60-летний юбилей отмечает один из ведущих российских режиссеров, педагог Школы-студии МХАТ, на протяжении семи лет возглавлявший Центр Мейерхольда, руководитель «Июльансамбля», занявший в начале текущего года пост худрука московского театра «Современник» - Виктор Рыжаков. ...
  • «Осветить темную жизнь бедного человечества»

    Накануне юбилея Московского Художественного театра «Театрал» побеседовал об этой дате с историком театра Инной Соловьевой. - 20 лет тому назад Олег Николаевич Ефремов, который тогда возглавлял МХАТ, очень спокойно и очень серьезно сказал: «Мы справляем вовсе не столетие существования одного и того же театра, поскольку театры не живут так долго, оставаясь сами собой. ...
  • «На этой сцене творил мой отец!»

    Незадолго до празднования юбилея Московского художественного театра «Театрал» побеседовал с дочерью Иннокентия Смоктуновского, которая поздравила театр со знаменательной датой. - В октябре исполняется 120 лет Московскому художественному театру им. ...
  • Александр Калягин: «Страшная беда»

    Случилась трагедия, с которой невозможно смириться, которую трудно пережить. Я читаю фамилии погибших, и мне кажется, что каждого из них я знал лично, и такой болью отзывается в моем сердце каждое имя.   И совсем невыносимо для меня, что погиб Антон Николаевич Губанков, с которым столько лет нас связывали и сотрудничество, и добрая дружба. ...
Читайте также