«Мы можем сменить директора театра»

Есть ли в России цензура?

 

Изречение министра культуры Владимира Мединского вызвало широкий резонанс. Он заявил: «Мы не вмешиваемся в репертуарную политику театров. Но если мы начинаем понимать, что происходящее на сцене не соответствует интересам государства, у нас один выход – сменить директора. То же касается кино. Если государство дает деньги на картину, оно должно иметь право влиять на содержание этой картины. Мы не будем оплачивать фильмы, которые оплевывают наш народ, оплевывают страну». Означает ли это, что в стране введена цензура?

Гарри Бардин, режиссер-мультипликатор:


– Подобные высказывания – это, конечно, тревожный симптом. Нужно воспитание, а не цензура. Нужен общий уровень культуры. Любишь свою родину – не плюй на асфальт, вот и всё. Без просвещения никакая цензура не поможет, равно как и идеология. Идеологии нам хватило в советское время, что им, не надоело всё это? Или Мединский в то время не жил? А я похлебал, я это знаю. Мне этого хватило на всю оставшуюся жизнь.

…Недавно я был на круглом столе по поводу узников Болотной и узнал, что раньше этим делом интересовались 2% населения. Прошло полтора года, остались все те же 2%. Из чего следует, что общество этой историей совсем не интересуется. А почему? Потому что его «отвлекают» совсем другими новостями: суррогатные матери, картина Репина, безумная факельная беготня по Москве. Это и есть идеология: смачно говорить о том, что не вызывает особой опасности. А то, что в этот момент Мише Косенко ломают судьбу, упекают его в психиатрическую лечебницу, что восстанавливается советская судебная практика отправлять людей на принудительное лечение и делать из них овощи за решетками без права выхода, это как-то остается за кадром.

Когда Сталин сделал то, что он сделал, то это шло из его уголовного прошлого. Он выстроил этот общак под названием Советский Союз по тем лекалам, которые унаследовал от уголовников, когда был экспроприатором. Путин тоже действует по лекалам, но только не по-сталинским, а по-чекистским. Поэтому и получается, что демократия и Путин – две вещи несовместимые, как гений и злодейство.

Михаил Швыдкой, художественный руководитель Театра мюзикла:


– Я предпочел бы цензуру, потому что цензура четко определяет линию «красных флажков», которую нельзя переступать. Но для этого необходима государственная идеология, которая у нас запрещена Конституцией. А я, как законопослушный гражданин, не собираюсь нарушать Конституцию. В ней, замечу, сказано, что каждый гражданин имеет право на свободу творчества.

В современной России действует корпус законов, которые определяют границы допустимого для публичного высказывания. На них и должны ориентироваться и художник, и чиновники. Все остальное – произвол и волюнтаризм.

Я бы хотел обратить внимание на одно обстоятельство: президент Владимир Путин никогда не говорил, что ему нравится в искусстве, а что нет. Это очень важный момент. Кто может сегодня сказать, что «государство – это я»?

Фото: Михаил Гутерман Владимир Мирзоев, режиссер:


– Подобные изречения чиновников говорят об их категорическом непонимании своих функций и задач. Они распоряжаются нашими деньгами, деньгами налогоплательщиков. Следовательно, их поставили на это место для того, чтобы они были всего лишь диспетчерами, а они почему-то сразу сочли себя комиссарами и хотят немедленно руководить не только деньгами, но и умами.

В итоге каждый очередной шаг нашей номенклатуры возвращает нас к советской доктрине. Это какие-то фантомные боли, которые испытывает номенклатура, которая уехала вместе с обществом совершенно в другую экономико-политическую ситуацию, но продолжает воспроизводить заложенную ранее программу.

Дело в том, что мы оказались в странной ситуации, когда слова и институты подменяются их «макетами». То, что в цивилизованном обществе называют цензурой, у нас именуют политикой Минкульта, «пожеланиями» или «рекомендациями». В результате руководство учреждениями культуры осуществляется по какому-то странному принципу: например, активно финансируется псевдопатриотическое кино и совсем крошечные средства выделяются на кинодокументалистику. Замечательные, сильные режиссеры годами дожидаются денег на съемки. И мы понимаем, что это политический выбор. Разумеется, это лоббирование интересов одной, очень небольшой части общества и есть цензура, и, безусловно, нарушение Конституции.

  • Нравится



Самое читаемое

  • Николай Коляда заявил об уходе из своего театра

    8 сентября на сборе труппы уральский драматург, режиссер и основатель «Коляда-театра» заявил, что 20 декабря намерен оставить пост художественного руководителя-директора и эмигрировать из России.  По словам актеров, на это решение могла повлиять усталость от финансовых проблем: пять последних месяцев были самым сложным периодом для театра, который остался без зрителя, без доходов и не получал помощи от местных властей. ...
  • «Переснять этот дубль нельзя»

    Коллеги и друзья актера признаются, что не могут молчать о случившемся. На своих страницах в соцсетях высказались Кирилл Сереберенников, Иван Охлобыстин, Сергей Шнуров и многие другие.   Режиссер Кирилл Серебренников призвал оказать поддержку актеру Ефремову. ...
  • «Звезда театрала» представляет шорт-лист

    Дирекция международной премии «Звезда Театрала» завершила обработку результатов зрительского голосования по лонг-листу и сформировала шорт-лист премии. Теперь в каждой из номинаций осталось по три претендента на награду, и голосование начинается с нуля. ...
  • «МХТ порадует новыми названиями и известными именами»

    До открытия театрального сезона в МХТ им. Чехова остается совсем немного времени. 7 сентября на традиционном сборе труппы Сергей Женовач объявит о творческих планах на новый сезон. А сегодня о готовности театра к встрече со зрителями рассказывает первый заместитель художественного руководителя-директора Марина Андрейкина. ...
Читайте также


Читайте также

  • Александр Березкин: «Поддержка для меня много значит»

    17 августа в Общественной палате РФ прошел круглый стол, где обсуждали положение детских школ искусств в России. Настоящим взрывом стало выступление доцента Московской консерватории Михаила Лидского, который говорил на самую страшную тему – ложных клеветнических обвинений в педофилии, которые уже сейчас прошлись катком по судьбам людей. ...
  • «Казус Березкина»: в поддержку педагога, попавшего в «план по педофилам»

    Продолжается расследование дела театрального педагога Александра Березкина, обвиненного в развратных действиях по отношению к несовершеннолетней. Дело возбудили на основании заявления одной из родительниц... За педагога вступилось множество его коллег, родителей его воспитанников. ...
  • Помощник бухгалтера «Седьмой студии» заявила о давлении следствия

    В понедельник, 15 июня, на заседании в Мещанском суде помощник бухгалтера «Седьмой студии» Элеонора Филимонова отказалась от данных ранее показаний, она сообщила о давлении на нее следствия.   Свидетель по делу «Седьмой студии» Элеонора Филимонова заявила, что помогала бухгалтеру «Седьмой студии» Нине Масляевой с оформлением документов, о хищениях ей известно в тот период не было. ...
  • «Современник» высказал коллективное отношение к ДТП с Михаилом Ефремовым

    Театр «Современник» прервал недельное молчание и опубликовал официальное заявление по ДТП с участием Михаила Ефремова, назвав случившееся огромной трагедией и общей болью.   «Друзья! Наше молчание было вызвано шоком и попыткой осмыслить то, что произошло с одним из самых близких людей «Современника» – Михаилом Ефремовым. ...
Читайте также