В ожидании Джульетты

Почему артисты годами не выходят на сцену

 
Чтобы оставаться в профессии «наплаву», актеры идут на любые жертвы

Когда простаивает завод, говорят – это нерентабельно. Когда простаивает большой артист без работы, разводят руками – закон профессии… Несколько лет назад актриса Малого театра Виктория Лепко пришла на профсоюзное собрание с плакатом: «Долой запрет на профессию!». Вся Москва потом обсуждала.
В наступившем театральном сезоне тенденция выражать свое недовольство, похоже, снова набирает обороты. Еще летом легенда Малого театра Элина Быстрицкая говорила о том, что она возвращается к работе после академического отпуска, но играть старух больше не намерена: «Пусть их играют другие актрисы, а я подожду, когда режиссеры предложат мне что-нибудь стоящее».

Свое недовольство высказал и корифей Театра на Малой Бронной Лев Дуров. Он написал обращение к труппе, в котором подчеркнул, что худрук Сергей Голомазов «мало заботится об артистах старшего поколения»: не дает новых ролей, не советуется при постановке спектаклей и при этом делает ставку на вчерашних студентов – выпускников своего курса. Сам Дуров прочитать это обращение не смог, поскольку из-за плохого самочувствия на сбор труппы не пришел. Вместо него это сделала дочь, передав оригинал в департамент культуры. Но похоже, что не только Сергей Голомазов, но и сотрудники департамента отнеслись к письму без особой тревоги: во-первых, Лев Дуров не забыт – он замечательно играет в трех спектаклях текущего репертуара, а во-вторых, его «крик души» весьма понятен: актерская профессия слишком жестока. Хочешь не хочешь, но приходит время, когда ведущий артист должен смириться с тем, что главная роль может достаться и кому-то другому.

Вопрос это сложный, всегда болезненный, но без него театральный мир представить невозможно.

«Ничего я не буду ждать!»


Главный актерский страх: недавно ты играл такие роли, что вся страна сходила с ума от повальной влюбленности, а теперь довольствуешься малым. И, глядя на работу других, бесконечно грызешь себя мыслью: «Я мог бы лучше!»

Так грызет себя и Тамара Семина. Однажды ей пришлось дублировать роль, которую сыграла Анни Жирардо в фильме «Руфь». И вдруг Семина поняла, что талант французской дивы отнюдь не совершенен.

– Я смотрела на экран и удивлялась, – говорит она, – сколько изъянов! Ни ходить, ни говорить Жирардо не умела, хотя играла в кино. И, несмотря ни на что, ей предлагали первоклассные сценарии, поскольку во Франции знаменитый артист не может не играть. А у нас считается, что артист должен ждать годами. Да ничего я не буду ждать! Пошли они все в ж… У нас настоящие профессионалы никому не нужны.

Совсем недавно на недостаток внимания пожаловалась и Ирина Алферова, намекнув в беседе с «Театралом», что готова «принять предложения других режиссеров», если худрук «Школы современной пьесы» Иосиф Райхельгауз не даст ей новые роли. А пока она не теряет времени (актер остается актером) и присматривается к дальнейшей работе:

– Драматурги обо мне не забывают, постоянно присылают пьесы. Например, из Парижа я получила замечательное произведение на двух артистов и очень хочу сыграть. Но мне кажется, что время таких пьес уже прошло. Сегодня всем экшн подавай. И все равно я буду настаивать, чтобы у нас в репертуаре появился этот спектакль. Вообще профессия у нас такая: многое зависит от личной настойчивости.

Подобных примеров в актерском мире множество. Инна Ульянова буквально выпросила у Михаила Козакова роль Маргариты Хоботовой в фильме «Покровские ворота», хотя изначально предполагалось, что Хоботову сыграет Гундарева. А Ольга Аросева, долгое время находившаяся в конфликте с Валентином Плучеком, смогла наверстать упущенное и лет десять назад установила рекорд как самая «играющая» актриса Театра сатиры. Спектакли с ее участием чаще других появлялись в афише. Кроме того, активно играла она и в антрепризе, став настоящей хозяйкой своей актерской судьбы.

– Если сидеть и ждать роли, то тебя незаметно спишут на пенсию, – говорила Аросева.

Впрочем, актерский голод знаком не только пенсионерам.

Однажды никому не известный актер пришел к знаменитому режиссеру – позвонил в дверь и сказал буквально следующее:

– Я знаю, что вы начинаете снимать новый фильм. И прошу вас попробовать меня на главную роль.

Поступок, мягко скажем, нескромный. Но режиссер попробовал и утвердил. Актера звали Солоницын, режиссера – Тарковский. Фильм – «Андрей Рублев».

Формула любви


В театральном мире есть замечательная фраза: «Артисты, как дети. Чтобы не наделали глупостей, их надо увлечь интересной игрой».

Похоже, что именно эта формула и открыла Кириллу Серебренникову дверь в большую режиссуру, когда он в начале 2000-х приехал из Ростова в Москву. Один за другим его спектакли становились событием. Причин много, но одна из них в том, что Кирилл занимал в них знаменитых артистов, которые давно не играли премьер и явно затосковали по сцене (публика соскучилась по ним не меньше).

В их числе Наталья Тенякова, Кира Головко, Лия Ахеджакова, Андрей Мягков и Алла Покровская. Никто из них не побоялся работать с режиссером, о котором слухи ходили как о мастере эпатажа и хулигане, отвергающем законы репертуарного театра. Напротив, жизнь показала, что у таких артистов не бывает строгих рамок и «амплуа». Они и в спектаклях Серебренникова выглядели настолько органично, словно режиссер нажал на скрытый спусковой механизм, дав волю нерастраченному актерскому таланту.

А как уверенно он открыл новые возможности Марины Нееловой, сезонами простаивающей в «Современнике». Такую роскошную актрису и женщину увидели! Москва просто сошла с ума от сильных чувств. Ее таланты засверкали, как монета, очищенная от окиси. Живая энергия, никаких штампов. «Как она могла согласиться работать с каким-то провокатором», – осуждающе шипели пожилые театралки, но все равно плакали от сильных чувств и приходили посмотреть еще и еще раз.

Подступался Кирилл и к Татьяне Дорониной. Но она, видимо, оказалась единственной, кого насторожила его декларация: «Достать мощных актеров из колумбария!»

Юбилейная трагедия


Проблема актерского голода особенно остро всплывает к юбилеям. Достойную пьесу ищут всем миром. Но тут выясняется, что вся мировая драматургия построена преимущественно на мужских ролях. Отелло, Гамлет, Макбет, Арбенин, Чацкий, Хлестаков, Орнифль, Мольер, Кин IV, Эзоп…

Можно, конечно, составить и другой ряд (Медея, Электра, Антигона, Джульетта, Офелия, Мамаева, Васса Железнова…), но не играть же Джульетту на 70-летний юбилей. Возраст героинь трагически ограничен.

– Какой-то парадокс, – говорит «Театралу» Вера Алентова. – Когда уже многое умеешь, именно тогда очень трудно найти достойную пьесу. У меня, например, есть целый список несыгранных ролей. Например, за всю свою жизнь никогда не играла в пьесах Чехова. Увы! А играть сейчас не возьмусь, потому что и Раневская, и Аркадина должны быть достаточно молодыми – так написано у автора.

Впрочем, несмотря на это, Вера Алентова и сегодня остается примой Театра имени Пушкина и говорит, что простой у нее был лишь по молодости. Но и тогда она не опускала руки – снималась в кино, выступала с чтецкими программами. Кстати, сегодня чтецкие вечера вновь входят в моду, украсив не только афишу МХТ, театра «Практика», «Школы современной пьесы», но и многих провинциальных театров. Правда, не все соглашаются в них участвовать. Одна знаменитая актриса так объяснила это «Театралу»:

– Расстояние между тобой и публикой минимально. Фактически это клубный вечер, в котором артисты и зрители находятся в равном положении. И что делать, если кто-то из зала у меня спросит: «В каких фильмах вы сейчас снимаетесь? И почему давно не играете на сцене?» Стыдно правду говорить. Да и обвинять режиссеров и сетовать на то, что тебе, такой талантливой, не предлагают ролей, не совсем красиво. Профессия наша жестокая: одни играют до старости, другие рано сходят с дистанции. Нет уж, лучше молчать о своей боли.

  • Нравится



Самое читаемое

  • «Содружество актеров Таганки» может возглавить Герасимов

    Народный артист и депутат Мосгордумы Евгений Герасимов может стать художественным руководителем «Содружества актеров Таганки», сообщает РИА Новости. Это предложение, по словам Герасимова, поступило непосредственно от коллектива театра. ...
  • Театральный донос

    Одним из самых ярких событий сентября стало юбилейное открытие сотого сезона Театра Вахтангова. Об этом рассказали все ведущие СМИ, это обсудили все поклонники театра, но вряд ли широкая публика догадывалась, что замечательный праздник мог быть сорван. ...
  • «Переснять этот дубль нельзя»

    Коллеги и друзья актера признаются, что не могут молчать о случившемся. На своих страницах в соцсетях высказались Кирилл Сереберенников, Иван Охлобыстин, Сергей Шнуров и многие другие.   Режиссер Кирилл Серебренников призвал оказать поддержку актеру Ефремову. ...
  • Николай Коляда заявил об уходе из своего театра

    8 сентября на сборе труппы уральский драматург, режиссер и основатель «Коляда-театра» заявил, что 20 декабря намерен оставить пост художественного руководителя-директора и эмигрировать из России.  По словам актеров, на это решение могла повлиять усталость от финансовых проблем: пять последних месяцев были самым сложным периодом для театра, который остался без зрителя, без доходов и не получал помощи от местных властей. ...
Читайте также


Читайте также

  • Александр Березкин: «Поддержка для меня много значит»

    17 августа в Общественной палате РФ прошел круглый стол, где обсуждали положение детских школ искусств в России. Настоящим взрывом стало выступление доцента Московской консерватории Михаила Лидского, который говорил на самую страшную тему – ложных клеветнических обвинений в педофилии, которые уже сейчас прошлись катком по судьбам людей. ...
  • «Казус Березкина»: в поддержку педагога, попавшего в «план по педофилам»

    Продолжается расследование дела театрального педагога Александра Березкина, обвиненного в развратных действиях по отношению к несовершеннолетней. Дело возбудили на основании заявления одной из родительниц... За педагога вступилось множество его коллег, родителей его воспитанников. ...
  • Помощник бухгалтера «Седьмой студии» заявила о давлении следствия

    В понедельник, 15 июня, на заседании в Мещанском суде помощник бухгалтера «Седьмой студии» Элеонора Филимонова отказалась от данных ранее показаний, она сообщила о давлении на нее следствия.   Свидетель по делу «Седьмой студии» Элеонора Филимонова заявила, что помогала бухгалтеру «Седьмой студии» Нине Масляевой с оформлением документов, о хищениях ей известно в тот период не было. ...
  • «Современник» высказал коллективное отношение к ДТП с Михаилом Ефремовым

    Театр «Современник» прервал недельное молчание и опубликовал официальное заявление по ДТП с участием Михаила Ефремова, назвав случившееся огромной трагедией и общей болью.   «Друзья! Наше молчание было вызвано шоком и попыткой осмыслить то, что произошло с одним из самых близких людей «Современника» – Михаилом Ефремовым. ...
Читайте также