Культурная революция

В Ярославле идут масштабные реформы

 

Еще несколько лет назад девизом театральной жизни в Ярославле была фраза великого артиста Михаила Щепкина: «Волкову, Волкову, Волкову всем мы обязаны!» С ней никто и не спорил, понимая всю важность заслуг основателя российского театра. Впрочем, девиз девизом, но и сегодня, похоже, в Ярославле происходит культурная революция.
И фестиваль, и сам Театр драмы имени Федора Волкова в Ярославле – замечательный пример того, как театр и зритель, театр и город идут навстречу друг другу, ищут общий язык, порой не без вынужденных компромиссов. Среди сотен российских театров Волковский обладает титулами «первого» и «старейшего», статусом «кладезя традиций» и до недавнего времени имел консервативно-патриархальную репутацию, которой весьма гордился, принимая все новации в штыки.

Шоковая терапия


Однако чуть больше пяти лет назад здесь поменялось руководство, и в театре начались реформы. Тогда новый директор Борис Мездрич и главный режиссер Сергей Пускепалис делали ставку на шоковую терапию. Зрители, привыкшие к патриархальной атмосфере, вздрагивали от шумов и выстрелов на «Горе от ума» Игоря Селина. Демонстративно выходили из зала на «Екатерине Ивановне» Евгения Марчелли при виде обнаженного тела. Бурно негодовали по поводу «неадекватности» сестер Прозоровых и их окружения в жестком, без намека на сентиментальность спектакле «Три сестры» Пускепалиса. Не знали, как воспринимать пародийно-пластические красоты «Кармен» Тимофея Кулябина...

Были и актерские протесты: собрания, обвинительные речи, упреки в разрушении основ «психологического театра», письма в вышестоящие инстанции (артисты репертуарных театров, как правило, не любят перемен). Но вдруг оказалось, что эти перемены приносят успех. Когда в зале стало больше студентов, а на окошке кассы появилась табличка «На сегодня все билеты проданы», претензии отпали как-то сами собой. Сегодня об этом никто и не вспоминает. Да и вспоминать-то некогда.

Дело в том, что, не выезжая из города, артисты освоили и манеру площадного театра, и психологический «надрыв», и экспрессивный фарс, и невербальные пластические импровизации. Потом в театре снова сменилось руководство (директор Юрий Итин, худрук Евгений Марчелли), а поиск новых сценических форм продолжается. В прошлом году появился и весьма симптоматичный результат: спектакль Марчелли «Без названия» на фестивале «Золотая Маска» был признан лучшей российской постановкой минувшего сезона.

«Орфей и Эвридика»

Билетов не хватает


В том, что изменилось отношение города и зрителя к театру, есть большая заслуга и Волковского фестиваля. Фестиваль, ведущий свою историю с 2000 года, первое время представлял ярославской публике исключительно спектакли российских провинциальных театров. Спору нет, там тоже случались и открытия, и прорывы, но все-таки более полная и объективная картина современных сценических поисков долго не складывалась.

Теперь же на фестиваль приезжают и театральные хедлайнеры, причем не только отечественные, но и международного уровня. Недавно завершившийся форум дал возможность ярославской публике увидеть спектакли Константина Богомолова («Год, когда я не родился» Табакерки), Владимира Панкова и его студии SounDrama, Леонида Хейфеца («Цена» Театра имени Маяковского), Йонаса Вайткуса («Язычники» Русского театра Литвы), Бориса Павловича («Видимая сторона жизни» Кировского театра «На Спасской») и даже балеты Начо Дуато, представленные Музыкальным театром Станиславского и Немировича-Данченко.

Но и это еще не все. Чтобы у местной публики было определенное поле «для сравнительного анализа», на фестивале показали свежие работы обновленного Центра имени Мейерхольда и ньюсмейкера минувшего сезона – «Гоголь-центра». Плюс ко всему же Волковский фестиваль позиционирует себя как многожанровый, позволяя ярославцам видеть, например, музыкальные спектакли, которых в городе просто нет.

– Уже есть и первый результат, – говорит «Театралу» арт-директор фестиваля Ольга Никифорова. – Полные залы и зрительский восторг. Я видела, как люди реагируют, и понимаю, что мы наконец-то переломили ситуацию. Мне кажется, что именно этот, последний фестиваль окончательно завоевал город. Еще на прошлом были какие-то шероховатости, протесты. А сегодня их нет: зрители жадно ловят каждое новое слово в искусстве. В театр пришло много молодежи. На Камерной сцене Волковского театра, где идут именно молодежные проекты, просто яблоку негде упасть. Даже после третьего звонка я вижу в кассе толпу людей, которые, к сожалению, остались без билетов.

Студенты и мастера


Но зритель зрителем, а фестивальная концепция предполагает и работу с «внутренним ресурсом», то есть с актерами Волковского театра. Ведь это им придется потом реализовывать новые идеи, работать в пространстве современного искусства. По-этому на время фестиваля и артисты вливаются в ряды публики. А еще именно для них, как и для студентов Ярославского театрального института, в рамках фестиваля существует система публичных лекций и мастер-классов с участием всех тех же театральных хедлайнеров.

– В этом году, – продолжает Ольга Никифорова, – у нас прошли мастер-классы Владимира Панкова, Виктора Рыжакова, Кирилла Серебренникова и Бориса Павловича. Это совершенно разные смысловые истории. Но между тем каждый говорил о сущностных, главных вещах в современном театре. Так, у Рыжакова, например, была самая настоящая театральная проповедь. Он настолько точно, глубоко и высоко формулировал свое отношение к современному театру, что это надо было услышать и впитать всем без исключения. И мне было очень важно, чтобы наши студенты и актеры принимали в этом самое активное участие.

Кстати, молодые актеры Волковского театра (под руководством режиссера Руслана Кудашова и хореографа Ирины Ляховской) уже в рамках фестиваля смогли продемонстрировать свои умения и навыки. Финальным аккордом фестивальной афиши стал пластический спектакль «Орфей и Эвридика». Античный миф соединился с жизнью современного города, стихи с пластикой, искусство драматическое с иным – зрелищно невербальным. А это значит, что история продолжается и переходит в современную жизнь российского театра.

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Театр балета Бориса Эйфмана анонсировал гастроли в США

    В июне нынешнего года в «Линкольн-центре» Нью-Йорка должны были состояться гастроли Театра балета Бориса Эйфмана. В связи с эпидемией коронавируса представления были отменены, однако уже сейчас организаторы турне и дирекция театра объявила о новых сроках. ...
  • В России пройдут первые интернет-гастроли

    На волне повсеместной онлайн-трансляции спектаклей в России зарождается еще один вид творческой деятельности: интернет-гастроли. Так, в частности, с 25 мая по 4 июня на интернет-платформах Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии состоятся виртуальные гастроли Иркутского областного музыкального театра им. ...
  • Большой театр отменил американские гастроли

    Пандемия нарушила международные планы главного музыкального театра страны. Предполагалось, что со 2 по 7 июня гастроли ГАБТа состоятся в вашингтонском Кеннеди-центре, а с 10 по 14-е – в театре Аудитория в Чикаго. Дирекция Большого театра до последнего момента надеялась, что гастроли состоятся (в Вашингтоне должны были показать балет «Ромео и Джульетта», а в Чикаго – «Лебединое озеро»). ...
  • «Экскурсия» в Музей Родена

    В понедельник, 18 мая, во всем мире отмечается Международный день музеев. «Театрал» решил в этот день подарить своим читателям «путешествие» в парижский Музей Родена, символом которого, на самом деле, должен быть не хрестоматийный «Мыслитель», а «Вечная весна» и нежность непостижимо переданная скульптором в мраморе. ...
Читайте также