Госпожа удача

Галина Волчек рассказала о партии в джин, в которой нет победителей

 

После долгого молчания Галина Волчек накануне своего юбилея показала премьеру спектакля «Игра в джин». Пьесу Кобурна о двух обитателях американского дома престарелых художественный руководитель «Современника» впервые увидела больше тридцати лет назад на сцене бродвейского театра и отложила в копилку памяти за неимением в труппе подходящих по возрасту актеров. Сейчас «спектакль на двоих» с блеском сыграли премьеры театра – Лия Ахеджакова и Валентин Гафт.
Гликерия Николаевна Федотова вспоминала, как на следующий день после своего дебюта (прошел с успехом – цветы, аплодисменты) она пришла к своему учителю Михаилу Семеновичу Щепкину. Он вздохнул: «Ну что, думаешь, твоему мастерству аплодировали? Твоему свежему личику, твоему юному голоску. Если бы я, старик, сыграл так плохо, как ты вчера, – меня бы освистали!»

Театр – жестокое искусство. С каждым годом зрители все требовательнее к своим кумирам, все нетерпимее к своим любимцам. Каждый раз надо выходить и побеждать заново – мастерством и талантом, куражом и мудростью. Лия Ахеджакова и Валентин Гафт побеждать и убеждать умеют. Взяв старую бенефисную пьесу Дональда Лее Кобурна, Галина Волчек дала двум своим премьерам прекрасную основу для вышивки театральной гладью.

Два больных немолодых человека Фонсия Дорси и Веллер Мартин встречаются и знакомятся в доме престарелых (в минуту раздражения его можно обозвать «домом смерти», на бюрократическом волапюке – «семьей расширенного типа»). Ни к нему, ни к ней никто не приходит в дни посещений, и они коротают эти субботы за карточным столом. Он – старый ас игры в джин. Она – сказочный везунчик. И ее фарт раз за разом побеждает его опыт. От прихотливости фортуны («ну не нравишься ты мне!») впору сбеситься. И безобидная карточная игра все больше приобретает привкус поединка. Сначала психологического. Мирные беседы о прошлых занятиях и теперешних болезнях, о родителях, о бывших мужьях и женах, об образовании (Фонсия так и не закончила среднюю школу), о невнимательных детях сменяются подковырками и болезненными намеками. «Ваш сын вас ненавидит!» или «Может, вы просто плохой коммерсант и сами виноваты, что все потеряли!»

Хорошо сделанная пьеса позволяет актерам развернуть целый диапазон чувств и арсенал средств. Фарсовые эпизоды и всплески темперамента, минуты драматической скорби и интеллектуальный поединок. Словом, все триста штампов, которые каждый большой артист оттачивает за жизнь, тут есть где применить.

Лия Ахеджакова наделила свою героиню хрупкостью и юмором, несгибаемым характером и некоторой толикой раздражающего упрямства. Она кокетливо меняет наряды, принимает изысканно-задумчивые позы, прикрывает, когда смеется, рот рукой. Укладывает на сиденье кресла гору подушек и лихо вспрыгивает на свой трон. Хрупкая, маленькая (едва достигающая плеча своего партнера) Дорси вызывает желание немедленно защитить эту девочку-бабушку с громадным плюшевым мишкой в руках от окружающего страшного мира, да и от нее самой. От ее взбалмошности и непоседливости, от детской бескомпромиссности и старческого эгоизма.

Валентин Гафт подарил своему герою саркастический ум и силу духа, незаурядность крупной личности и раздражительность человека, которому слишком часто перечат. Высокий, худой, сильный старик самозабвенно кричит на партнершу, выплескивая все обиды на свою несложившуюся жизнь.

Галина Волчек поместила героев Кобурна в некое подобие заброшенной больницы, где сгружены кресла-каталки, кушетки, разномастные диваны, стулья и столы. Композитор Александр Бакши наполнил пространство шумами и шорохами, звуками грозы и грома, голосами и музыкой, как будто за стенами колышется беспокойный людской океан. Сценограф Павел Каплевич выбрал для стен дома престарелых полупрозрачные стеклянные плитки, кое-где уже надбитые. А художник по свету Дамир Исмагилов заставил эти стены мерцать и светиться то пурпурно-красным, то нежно-розовым, по стенам бегают хороводы теней и силуэты деревьев. К финалу окна распахнутся, откроются верхние люки, и вихрь принесет сотни игральных карт.

Люди играют с судьбой в азартные игры, радуются выигрышам, огорчаются проигрышам. Но рано или поздно провидение подводит итог, и вдруг выясняется, что никому не интересно, сколько очков ты набрал. А в зачет идет только то, как себя вел с партнерами по жизни – детьми и родственниками, соседями и компаньонами. И даже если ты успел поругаться со всеми и остаться совсем один перед лицом все ближе подступающей смерти, судьба все равно даст шанс разделить последний час с визави по карточному столу, чтобы остался кто-то, кто о тебе пожалеет…

  • Нравится



Самое читаемое

  • СМИ сообщают, что Александр Ширвиндт уходит с поста худрука Театра сатиры

    Ширвиндт заявил, что покидает пост худрука Театра сатиры, об этом сообщает ТАСС. Однако в театре эту информацию опровергают.  Народный артист РСФСР Александр Ширвиндт покидает пост художественного руководителя Московского академического театра сатиры. ...
  • Памятник Табакову открыли на Новодевичьем кладбище

    27 сентября на Новодевичьем кладбище состоялось открытие памятника на могиле Олега Табакова. На церемонии присутствовали родные режиссера, его ученики, друзья, коллеги. Над композицией из темно-зеленого мрамора и стекла работали художник Николай Симонов и скульптор Андрей Налич. ...
  • Нелюбовь Дмитрия Крымова

    Дмитрий Крымов «своими словами» пересказал чеховскую «Чайку» и придумал новый текст – про нелюбовь и упадок культуры, который рифмуется с осенней усталостью природы и людей. Прологом стал спич управляющего – но не имением, а старой советской дачей – его призыв держаться за «основы государственной культурной политики» и «национальную самобытность». ...
  • В Сочи завершился фестиваль «Кинотавр»

    Главный приз 32-го Открытого российского фестиваля «Кинотавр» получил фильм «Море волнуется раз» режиссера Николая Хомерики, лучшими актером и актрисой были признаны Павел Деревянко и Ольга Бодрова. «Для меня это очень важная награда, спасибо вам … Не всем он «заходит», и я рад, что «зашел» вам», - цитирует РИА слова Николая Хомерики. ...
Читайте также


Читайте также

  • Вышел в свет ноябрьский «Театрал»

    ВЫХОДИТ В СВЕТ НОЯБРЬСКИЙ «ТЕАТРАЛ»! На страницах последнего осеннего номера вы прочтете: почему поиск гармонии больше всего беспокоит Римаса Туминаса в преддверии столетнего юбилея Театра им. Вахтангова; как заслуженный артист может стать иноагентом: авторская колонка главреда "Театрала" Валерия Якова; какие сюрпризы готовят для зрителей Нонна Гришаева и Александр Олешко – ведущие торжественной церемонии вручения премии «Звезда Театрала»-2021; зачем Дмитрий Крымов обратился к биографиям Михоэлса и Чаплина; как в РАМТе рассказывают о жизни москвичей глазами кота: новый спектакль Марины Брусникиной; кто Юрию Бутусову открыл дорогу в режиссуру; о чем поют в «Ленкоме»: легендарная «Юнона и Авось» отмечает юбилей; что говорили родные и друзья Анатолия Эфроса на открытии мемориальной доски в его честь; как в петербургском театре «Комедианты» ставили эксперимент; почему, по мнению телекритика Ирины Петровской, уровень агрессии в обществе давно превзошел нормы приличия; как Татьяна Збруева нашла свой неповторимый стиль; почему Алексей Золотовицкий детство провел на галерке; какая муза посетила Эльдара Трамова: новые стихи артиста; как в моду возвращаются шляпы: интервью с дизайнером Лилией Гуреевой; какие необычные артефакты получил Театр им. ...
  • Кот из «Театрального двора»

    «Дни Савелия» – дебютный роман Григория Служителя, артиста СТИ, лауреата национальной литературной премии «Большая книга» и Московской Арт-премии – занесло в РАМТ благодаря актеру Виктору Панченко. Тот полгода переписывался с автором бестселлера, сам вышел на режиссера Марину Брусникину – и пробил-таки дорогу спектаклю о Москве и её «незаметных» несчастливых жителях глазами кота, которого, кстати, сам же и сыграл. ...
  • «Там, где ты, нет меня»

    Дмитрий Крымов в Театре Пушкина ломает «четвертую стену», к которой привыкла здесь публика.  Его Костик Треплев буквально в первые же минуты спектакля выпадает со сцены прямо в зрительный зал…  Именно там должны найтись те, кто откликнется. ...
  • Найти пароль поколения

    Спектакль, цитатами и музыкальными фразами из которого будут обмениваться зрители, как паролем, – мечта многих режиссеров. Владимир Машков решил вернуться к своей постановке 1993 года – «Страсти по Бумбарашу» и посмотреть сможет ли спектакль-пароль Табакерки почти тридцатилетней давности снова восстановить волшебный мост «общего языка» с новым залом. ...
Читайте также