Русская драма

Какой театр за рубежом самый лучший

 

На протяжении года «Театрал» в рубрике «Иные берега» знакомил читателей с жизнью русских театров за рубежом. Но, поскольку картина складывается пестрой, редакция решила под занавес года подвести промежуточные итоги: кому за границей жить хорошо?
Худрук Русского театра Эстонии Марат Гацалов сейчас нарасхват Двадцать лет назад русские театры в странах ближнего зарубежья оказались на грани исчезновения. Но почти все выжили. Где-то власть признала их полезность и предоставила им финансирование. Где-то к названиям театров добавилось определение «национальный», политически уравнивающее их с театрами статусными (например, на Украине Театр имени Заньковецкой – национальный украинский, а Театр имени Украинки – национальный русский). Где-то нашлись фонды, компании, частные лица, ставшие их меценатами и спонсорами. А где-то, вопреки равнодушию государства, лидеры театров с невероятной энергией начали сами создавать среду для общения, проводя собственные фестивали с «братьями по несчастью».

Море проблем


И все же, как описать круг проблем русских театров, оказавшихся за пределами России? Проблема делится на две части.

Одно дело – страны, в которых живет много русскоговорящих: Белоруссия, Украина, Казахстан. Естественно, здесь и русских театров много, и жизнь их вполне насыщенна.

Например, фестиваль «Встречи в Одессе» зарождался именно как форум русских театров Украины. И было видно, что даже в одной стране у русских коллективов проблемы разные. Например, репертуар Национального театра им. Леси Украинки (Киев) более насыщен, чем в Макеевском ТЮЗе (Донецкая область). Казалось бы, макеевцам остается лишь горько плакать над своей судьбой. Но они показали, что и в нищих условиях минимализма есть море возможностей для эксперимента.

Другое дело – жизнь русских театров в странах, где русскоговорящих мало, а русский театр один: в Армении, Грузии, Таджикистане, Киргизии...

Здесь жестко борются за публику, играют лишь несколько дней в неделю, и здесь нет притока артистов, которые умеют говорить по-русски. А потому одна из главных проблем – кадровый вопрос.

Как он решается? В одних случаях театр набирает молодежь в студии (как делает, например, ташкентская драма), но иногда удается открыть и целевые курсы при местных вузах (Тбилисский театр им. Грибоедова, Рижский театр им. Михаила Чехова). Но и в этом – благоприятном! – случае труппы порой на 80, а то и на 100 процентов состоят из артистов, нерусских по национальности, а значит, говорящих, но не думающих по-русски.

Осознаваемая миссия таких театров – создание культурных центров, которые не только бы сохраняли традиции русского театра, но собирали, воспитывали, просвещали тех, кто интересуется русским языком и искусством – обычно классическим.

Каждый сам по себе


Сколько русских театров за рубежом? Точной статистики нет. В официальных выступлениях фигурируют около 80. Но кто их считал и возможно ли это? Где-то говорится, что, например, в Эстонии лишь один Русский театр, тот, что сейчас возглавляет Марат Гацалов, а на фестивалях и гастролях приходилось видеть спектакли «Другого театра», «Русской театральной школы» из Таллина – так что не один.

Связь русских театров между собой осуществляют фестивали: «Встречи в России» («Балтийский дом», Санкт-Петербург, проводится 15 лет); «Славянские театральные встречи» в Брянске (20 лет); «Соотечественники» в Саранске (8 лет); «Мост дружбы» в Йошкар-Оле (возобновился в 2007 году после долгого перерыва, прошел с тех пор 5 раз).

У русских театров нет единого центра. Каждый сам по себе. Хотя попытки консолидации предпринимались не раз. Например, в 2004 году Наталья Старосельская создала на базе СТД специальный Центр. Но едва был исчерпан президентский грант и у Центра сменился руководитель, остались только отдельные проекты (приглашение стажеров в «Летнюю школу», мастер-классы специалистов).

Диалог культур


И все же главный вопрос: есть ли у русских театров еще какой-то путь, кроме того, как выполнять роль национальных центров, функционирующих в чужом окружении?

Оказывается, есть. Только каждый театр этот путь ищет сам. Например, Азербайджанский русский театр им. Вургуна ставит и русскую, и азербайджанскую классику. В труппе – актеры разных национальностей, хорошо говорящие по-русски. В зале – русские и азербайджанцы. Но и тем и другим интересны «Волки и овцы» Островского, поставленные россиянином Тимуром Насировым, или «Федра» Расина в режиссуре худрука Александра Шаровского.

Аналогичный путь избрал себе и бакинский театр, который с радостью пригласил к себе на постановку литовца

Йонаса Вайткуса. И подобных примеров, когда театр становится местом встреч разных культур, можно привести еще множество. Наби Абдурахманов в Молодежном театре Узбекистана ставит Толстого и Горина, Мольера и Навои, Мериме и пьесу о жизни Омара Хайама. А в Русском академическом театре им. Лермонтова (Алма-Ата), которым руководит Рубен Андриасян, идут Чехов, Шекспир, Шукшин, Айтматов…

Быть может, не стоит воспринимать страну, в которой ты оказался, как враждебный лагерь, а диалог (именно диалог, а не толерантность) как путь к ассимиляции и гибели. Культура страны, в которой живет русский театр, неизбежно накладывает отпечаток на его стилистику, как бы ни клялись руководители в верности русской психологической школе, как бы ни старались ставить только русскую классику. Все равно у Автандила Варсимашвили она приобретет грузинскую горячность, а у Александра Григоряна – армянскую печаль.

На спектаклях по русской классике Театра им. Грибоедова (Тбилиси) всегда аншлаг

  • Нравится



Самое читаемое

  • «Содружество актеров Таганки» может возглавить Герасимов

    Народный артист и депутат Мосгордумы Евгений Герасимов может стать художественным руководителем «Содружества актеров Таганки», сообщает РИА Новости. Это предложение, по словам Герасимова, поступило непосредственно от коллектива театра. ...
  • Театральный донос

    Одним из самых ярких событий сентября стало юбилейное открытие сотого сезона Театра Вахтангова. Об этом рассказали все ведущие СМИ, это обсудили все поклонники театра, но вряд ли широкая публика догадывалась, что замечательный праздник мог быть сорван. ...
  • «Переснять этот дубль нельзя»

    Коллеги и друзья актера признаются, что не могут молчать о случившемся. На своих страницах в соцсетях высказались Кирилл Сереберенников, Иван Охлобыстин, Сергей Шнуров и многие другие.   Режиссер Кирилл Серебренников призвал оказать поддержку актеру Ефремову. ...
  • Николай Коляда заявил об уходе из своего театра

    8 сентября на сборе труппы уральский драматург, режиссер и основатель «Коляда-театра» заявил, что 20 декабря намерен оставить пост художественного руководителя-директора и эмигрировать из России.  По словам актеров, на это решение могла повлиять усталость от финансовых проблем: пять последних месяцев были самым сложным периодом для театра, который остался без зрителя, без доходов и не получал помощи от местных властей. ...
Читайте также


Читайте также

  • Николай Свентицкий: «Русский театр в Грузии жив!»

    20 сентября исполняется 175 лет Тбилисскому государственному академическому русскому драматическому театру имени А.С. Грибоедова, старейшему русскому театру на постсоветском пространстве. Почти два века своего существования театр бережно хранит русскую культуру, русский язык. ...
  • Алла Сигалова готовит премьеру в Русском театре Эстонии

    73-й сезон откроется в Русском театре 5 сентября долгожданной премьерой музыкального спектакля «Моя прекрасная леди» по мотивам пьесы Бернарда Шоу «Пигмалион» и одноименного фильма Габриэля Паскаля. Спектакль ставит российский хореограф и режиссер Алла Сигалова. ...
  • Беларусь. «Сегодня самое главное – не допустить жертв и насилия»

    «Театрал» продолжает рассказывать о деятельности русских театров за рубежом, и, в связи с событиями, начавшимися после президентских выборов в соседней Республике Беларусь, за развитием которых следят по всему миру, журнал решил выяснить, насколько атмосфера протеста осложняет работу театра. ...
  • Русские театры за рубежом ждут гастролей

    Русскоязычные театры за рубежом, а география их очень широкая и не ограничивается Европой, интересны не только экспатам, но и российским зрителям.   Как показал опрос на сайте и в соцсетях журнала «Театрал», который провела дирекция фестиваля «Мир русского театра», спектакли этих коллективов хотели бы посмотреть более 80% респондентов. ...
Читайте также