Алиса Фрейндлих

«Не хочу подводить черту»

 

Актриса, ставшая лауреатом «Звезды Театрала» в номинации «Легенда сцены», интервью, как известно, дает крайне редко. И дело вовсе не в «звездности», а в слишком высокой ответственности перед своим зрителем: в день спектакля предпочитает не общаться, чтобы не сбить настрой, а в остальные дни – много репетиций. Но «Театрал» все же после долгих согласований вписался в плотный график актрисы.
– Алиса Бруновна, примите наши поздравления с наградой. Интересно, что чувствует человек, которого называют легендой?

– Когда мне позвонили и сказали, что вручают мне «Легенду сцены», я сразу рванула в толковый словарь Даля и прочитала, что легенда – это предание о чем-то чудесном, но давнем.

С одной стороны, хорошо, что меня помнят и ценят, но, с другой – готовясь к очередной премьере, я всякий раз пыталась опровергнуть представление о том, будто мое творчество нечто «давнее».

Вот и сейчас я готовлюсь к премьере, которая должна состояться 5 декабря, и стараюсь делать все, чтобы не повторяться. И как всегда, перед таким событием испытываю жуткое напряжение, момент, который называется концентрацией. Это концентрация и времени, и душевных сил.

– Кстати, спектакль называется «Алиса», но о нем почему-то нет никакой информации. Судя по названию, постановка о вашей судьбе?

– Когда спектакль в пути, то его не следует обсуждать до того, как он выйдет на то самое судилище, которое есть премьера. Могу сказать, что называется он не в мою честь, просто так совпало. Как говорит моя героиня: «Я заложница своего имени». Если бы меня назвали как-нибудь иначе, то никто не проводил бы аналогий. Отправная точка спектакля – кэрролловская «Алиса в Стране чудес». Но мы не пересказываем сказку, а пытаемся проанализировать: куда делись детство, радость, способность сопереживать, сочувствовать? Куда делось то ощущение ребячества, которое сопровождало бы человека всю жизнь до самых глубоких морщин? Ведь детство – это светлая сторона жизни человеческой. И, проанализировав, я пришла к выводу, что люди талантливые, глубокие и даже гении всегда сохраняли за собой способность не расставаться с детством.

– Вы переиграли, кажется, весь классический репертуар. И каждая роль непременно становилась событием. Но идет время, и сегодня, оглядываясь назад, вам не хотелось бы сыграть что-то иначе?

– Конечно, такие роли есть. Потому что время диктует свои мысли, эмоции. И сегодня я сыграла бы некоторые роли иначе, потому что пришел опыт профессиональный и человеческий. Наверное, этот опыт как-то иначе окрасил бы роль, сыгранную в 25 или в 30 лет, сделал бы ее богаче. Но было то благословенное время, когда непосредственность заменяла опыт и мудрость, которые приходят с возрастом. А это как сообщающиеся сосуды – чем больше опыт, тем меньше непосредственности. И, к сожалению, приходит время, когда уже нельзя нажать в себе кнопку и стать столь непосредственной, как в молодости.

– А не возникает иногда чувства, что самая главная роль еще впереди?

– Ну, я не такая «балда», чтобы думать, что в 80 плюс-минус год что-то значительное может быть впереди. Другое дело, что мне не хочется подводить черту. И если случится какая-то новая знаковая роль, то это будет уже подарок. Надо всегда стремиться к чему-то новому. Человек, который считает, что уже покорил свою вершину, мне не интересен. Лично я так не думаю, и это дает мне силы жить дальше. Для человека должен быть какой-то манок в жизни для того, чтобы делать что-то еще. У любого осла должна впереди на удочке болтаться морковка. Вот это ожидание чего-то непознанного и есть та самая морковка, которая движет человека вперед.

– «Театралу» исполняется десять лет. На ваш взгляд, нужны ли сегодня театральные журналы читателям?

– Я считаю, что обязательно нужны, потому что «сарафанное радио» – это тоже неплохой источник информации, но он всегда бывает слишком умножен на улицу и мнение обывателя. А журнал «Театрал» озвучивает и зрительские интересы, и мнение профессиональных критиков. Театр – это огромная сфера человеческой души и мысли, и поэтому нельзя ее не оценивать, оставлять без внимания. Очень многие газетные статеечки бывают часто непрофессиональными, и мне очень хочется, чтобы журнал «Театрал» был в высшей степени профессиональным организмом.

  • Нравится



Самое читаемое

  • «Содружество актеров Таганки» может возглавить Герасимов

    Народный артист и депутат Мосгордумы Евгений Герасимов может стать художественным руководителем «Содружества актеров Таганки», сообщает РИА Новости. Это предложение, по словам Герасимова, поступило непосредственно от коллектива театра. ...
  • Театральный донос

    Одним из самых ярких событий сентября стало юбилейное открытие сотого сезона Театра Вахтангова. Об этом рассказали все ведущие СМИ, это обсудили все поклонники театра, но вряд ли широкая публика догадывалась, что замечательный праздник мог быть сорван. ...
  • «Переснять этот дубль нельзя»

    Коллеги и друзья актера признаются, что не могут молчать о случившемся. На своих страницах в соцсетях высказались Кирилл Сереберенников, Иван Охлобыстин, Сергей Шнуров и многие другие.   Режиссер Кирилл Серебренников призвал оказать поддержку актеру Ефремову. ...
  • Николай Коляда заявил об уходе из своего театра

    8 сентября на сборе труппы уральский драматург, режиссер и основатель «Коляда-театра» заявил, что 20 декабря намерен оставить пост художественного руководителя-директора и эмигрировать из России.  По словам актеров, на это решение могла повлиять усталость от финансовых проблем: пять последних месяцев были самым сложным периодом для театра, который остался без зрителя, без доходов и не получал помощи от местных властей. ...
Читайте также


Читайте также

  • Андрей Кузичев: «Мы ощущаем жизнь как отчаянный эксперимент»

    Трудно поверить, но Андрей Кузичев, тот самый, который сыграл главную роль в «Пластилине» Кирилла Серебренникова, на днях отметил 50. Позади – шесть спектаклей Деклана Доннеллана, которые привели в Театр Пушкина, «Седьмая студия» в Школе-студии МХАТ, которая привела в педагогику, а теперь – курс Евгения Писарева, где он преподает актерское мастерство. ...
  • Генриетта Яновская: «Ее замечания были прелестны»

    Журнал «Театрал» выпустил в свет уникальный сборник, который состоит из пятидесяти монологов известных актёров, режиссёров и драматургов,  рассказывающих о главном человеке в жизни — о маме. Эти проникновенные воспоминания не один год публиковались на страницах журнала, и теперь собраны вместе под одной обложкой. ...
  • Абсолютный слух

    «Талант – это от Бога, – скажет однажды Людмила Максакова. – А вот как ты им распорядишься, насколько сумеешь своими ролями, своим творчеством донести до зрителей те самые «чувства добрые», насколько сможешь изменить мир своей душой, насколько сумеешь завоевать сердца и обратить их к прекрасному, – вот об этом должен думать человек театра…» Далее в лучших традициях юбилейного очерка следовало бы написать о том, что собственный талант народная артистка России, прима Театра им. ...
  • Анатолий Полянкин: «Мы сделали ставку на практическое театроведение»

    Высшая школа сценических искусств – самый молодой театральный вуз в России. В интервью «Театралу» ректор Школы Анатолий Полянкин рассказал о перспективах ВШСИ и, в частности, о том, почему в сентябре вуз продлил набор абитуриентов, и какие ноу-хау выгодно отличают учебную программу. ...
Читайте также