Эпоха аншлагов

Почему театр стал таким популярным

 

Кажется, только вчера вышел первый номер «Театрала», но оглядываешься назад – за спиной уже целая эпоха. Реформы, конфликты, смена худруков, громкие премьеры, международные фестивали, новое поколение режиссеров… Тенденций множество. Но все же самая яркая среди них – возрастающая популярность театра. Такого бума, как сейчас, не было в 1990-е годы.
После развала СССР интервью артистов и режиссеров были пронизаны общей болью: «Вернем публику в театр!», «Почему спектакли идут в пустых залах?», «Государство разрушает театр» – эти фразы звучали едва ли не ежедневно.

Не было ажиотажа и вокруг театральных изданий (многие из них закрылись либо выживали, как «Петербургский театральный журнал», только благодаря спонсорам). Фактически образовалось выжженное поле: театры продолжали работать, приноравливаясь к новым временам, но специализированная пресса во всем ее многообразии исчезла.

Поэтому когда в конце 2003 года редакция газеты «Новые Известия» в качестве приложения выпустила «Театральные Новые Известия», никто и не ожидал, что издание легко приживется: разве кому-то нужна газета о театре? Но вдруг начались звонки от театральных администраторов:

– Публика все расхватала, привезите еще номера.

В итоге первый выпуск разошелся тиражом 20 тыс. экземпляров. Это был пробный шаг.

Письма в редакцию


А вскоре газетное приложение превратилось в самостоятельный журнал, который вышел далеко за пределы Москвы – сегодня на «Театрал» можно подписаться (и подписываются!) во всех регионах России: от Петербурга до Владивостока. И радует, что наши подписчики – настоящие ревнители сценического искусства.

Они не просто «Театрал» читают, но и откликаются на многие публикации. Например, после серии рецензий на постановки Театра наций зрительница из Тольятти поинтересовалась у редакции, что лично она может сделать для того, чтобы театр приехал к ним на гастроли. А киноман из Екатеринбурга призвал активно поддерживать Кирилла Серебренникова: «Обожаю фильмы Кирилла, – пишет он, – дайте же человеку спокойно работать в Театре Гоголя: я, например, обязательно приду на его спектакли, как только буду в командировке. И мне все равно: репертуарный это театр или какой-то еще».

Мы благодарны зрителям за внимание и интерес к «Театралу», которые (приятно отметить!) с каждым годом растут. Особенно эта тенденция усилилась, когда несколько лет назад у журнала появился портал www.teatral-online.ru.

А поскольку публика на форуме стала открыто делиться своими впечатлениями от просмотренных спектаклей, то сама собой родилась идея организовать премию зрительских симпатий – ту самую «Звезду Театрала», которая в декабре этого года пройдет в шестой раз на сцене Театра им. Вахтангова.

Впрочем, все эти примеры говорят не только о популярности «Театрала», но и о растущем внимании публики к сценическому искусству (звенья одной цепи).

«Бум антрепризы пошел на спад»


Есть театры со счастливой судьбой, легко преодолевшие переход от советского времени к нашим дням (в их числе, например, захаровский «Ленком», где сорок лет не прекращаются аншлаги). А есть театры, для которых этот переход был не таким уж и легким. Еще десять лет назад деятельность Олега Табакова на посту худрука МХТ была направлена на то, чтобы вывести театр из кризиса, сложившегося в постсоветское время. Худрук делал ставку на кассу и громкие имена, но результаты себя оправдали: в зал вернулась публика и захотела смотреть не только комедию. МХТ, что называется, повел зрителей за собой, сделав смелый шаг к «новой драме» и экспериментальным постановкам. И сегодня спектакли, идущие в пространстве Новой и Малой сцен, пользуются огромным спросом.

– Время спектаклей большой формы прошло, – считает профессор РУТИ-ГИТИСа, экономист и социолог Геннадий Дадамян. – Наступила эпоха маленьких театров, маленьких сцен. Неудивительно, что количество таких сценических площадок в последнее десятилетие удвоилось. Пришло время других масштабов. Сегодня зрителю одинаково чужды и аскеза святого, и гордыня дьявола. Он хочет видеть на сцене мир по масштабу и мерке своей личности.

Кроме того, бум антрепризы пошел на спад. Равно, как стенания по поводу умирания репертуарного театра. Думаю, что репертуарный театр будет всегда. Он уже доказал свою состоятельность, вписал свои золотые страницы в историю мировой культуры. Лучшие образцы психологического театра ? вершины, на которые будут ориентироваться потомки.

А еще огромную роль в популяризации театров сыграли международные фестивали, которые просто хлынули в Россию. И ведь не только в Москве, но и в глубинке появляются спектакли, заточенные под западные фестивали. Это феномен последних лет: режиссеры уже создают не просто самобытное высказывание, а высказывание именно в той форме, в какой оно будет максимально принято и понято международному сообществу. Никто не хочет быть непризнанным гением. Все хотят быть услышанными здесь и сейчас и сразу вписаться в мировую культуру (хотя так не бывает, но тенденция остается тенденцией: хотят и стремятся достичь)…

Интонация времени


Галина Волчек не любит, когда театр называют модным местом.

– Театр и мода – вещи несовместимые, и нет ничего страшнее, если публика покупает билет лишь потому, что так делают все, –говорит она.

Но все же, по наблюдениям «Театрала», такой публики в России немного – зритель идет в театр не за модой. Простой пример. Летом нынешнего года в Пятигорске проходил фестиваль театров малых (!) городов России (Новошахтинск, Серов, Каменск-Уральский и т.д.). В афише не было ни комедий, ни громких столичных имен, ни скандальной классики вроде «Декамерона» и набоковской «Лолиты». Но большой зал Пятигорского театра музкомедии не мог вместить всех желающих, поскольку драматические спектакли в этом городе редкость.

А какой аншлаг творится на спектакле Дмитрия Егорова «С любимыми не расставайтесь» в Молодежном театре Алтая! Пойман точный образ времени: героиня меняет статусы на страничке «Вконтакте». Графа «замужем» превращается в «не замужем», из фотоальбома удаляются фотографии свадьбы и общих друзей, уничтожаются сообщения от бывшего мужа. Фактически мы видим смерть человека собственными глазами. Театр таким образом освежил взгляд на привычные вещи, заговорил с современными интонациями, которые и привели к успеху.

«Театрал» провел опрос: чем объясняется то, что за минувшее десятилетие число зрителей заметно возросло? Многие респонденты (30%) считают, что огромную роль в этом деле сыграл Интернет, поскольку спектакли стали активно обсуждаться в соцсетях. И, видимо, эти зрители недалеки от истины. Во всяком случае, редакция журнала разделяет их точку зрения, поскольку в этом году рекордное число заявок номинировать тот или иной спектакль на «Звезду Театрала» приходило из регионов. Таким образом, в шорт-лист попали спектакль Красноярского ТЮЗа «Снежная королева», социальный проект «Театральная неотложка», работа Елизаветы Боярской в спектакле МДТ и работа Антона Шагина в Александринке.

И смеем надеяться, что благодаря возрастающей роли театра «Звезда Театрала» с годами полностью выйдет за рамки столицы, став общенациональной зрительской премией.

  • Нравится



Самое читаемое

  • «Содружество актеров Таганки» может возглавить Герасимов

    Народный артист и депутат Мосгордумы Евгений Герасимов может стать художественным руководителем «Содружества актеров Таганки», сообщает РИА Новости. Это предложение, по словам Герасимова, поступило непосредственно от коллектива театра. ...
  • Театральный донос

    Одним из самых ярких событий сентября стало юбилейное открытие сотого сезона Театра Вахтангова. Об этом рассказали все ведущие СМИ, это обсудили все поклонники театра, но вряд ли широкая публика догадывалась, что замечательный праздник мог быть сорван. ...
  • «Переснять этот дубль нельзя»

    Коллеги и друзья актера признаются, что не могут молчать о случившемся. На своих страницах в соцсетях высказались Кирилл Сереберенников, Иван Охлобыстин, Сергей Шнуров и многие другие.   Режиссер Кирилл Серебренников призвал оказать поддержку актеру Ефремову. ...
  • Николай Коляда заявил об уходе из своего театра

    8 сентября на сборе труппы уральский драматург, режиссер и основатель «Коляда-театра» заявил, что 20 декабря намерен оставить пост художественного руководителя-директора и эмигрировать из России.  По словам актеров, на это решение могла повлиять усталость от финансовых проблем: пять последних месяцев были самым сложным периодом для театра, который остался без зрителя, без доходов и не получал помощи от местных властей. ...
Читайте также


Читайте также

  • Александр Березкин: «Поддержка для меня много значит»

    17 августа в Общественной палате РФ прошел круглый стол, где обсуждали положение детских школ искусств в России. Настоящим взрывом стало выступление доцента Московской консерватории Михаила Лидского, который говорил на самую страшную тему – ложных клеветнических обвинений в педофилии, которые уже сейчас прошлись катком по судьбам людей. ...
  • «Казус Березкина»: в поддержку педагога, попавшего в «план по педофилам»

    Продолжается расследование дела театрального педагога Александра Березкина, обвиненного в развратных действиях по отношению к несовершеннолетней. Дело возбудили на основании заявления одной из родительниц... За педагога вступилось множество его коллег, родителей его воспитанников. ...
  • Помощник бухгалтера «Седьмой студии» заявила о давлении следствия

    В понедельник, 15 июня, на заседании в Мещанском суде помощник бухгалтера «Седьмой студии» Элеонора Филимонова отказалась от данных ранее показаний, она сообщила о давлении на нее следствия.   Свидетель по делу «Седьмой студии» Элеонора Филимонова заявила, что помогала бухгалтеру «Седьмой студии» Нине Масляевой с оформлением документов, о хищениях ей известно в тот период не было. ...
  • «Современник» высказал коллективное отношение к ДТП с Михаилом Ефремовым

    Театр «Современник» прервал недельное молчание и опубликовал официальное заявление по ДТП с участием Михаила Ефремова, назвав случившееся огромной трагедией и общей болью.   «Друзья! Наше молчание было вызвано шоком и попыткой осмыслить то, что произошло с одним из самых близких людей «Современника» – Михаилом Ефремовым. ...
Читайте также