Театр не только для юного зрителя

 
«Гроза».

Михаил Скоморохов в Перми вот уже 23 года. Первое подведение итогов по случаю сорокалетия Пермского ТЮЗа, который он возглавляет, становится одновременно и режиссерским портретом Михаила Скоморохова.
Как не поверить в мистическую роль фамилии, после того как деревенский мальчик, случайно оказавшийся на гастрольном спектакле Ирбитского театра «Без вины виноватые», сначала начал актерствовать в самодеятельности, потом окончил в Москве отделение режиссуры в Щукинском училище и сверх того – еще и Высшие режиссерские курсы у Товстоногова.

Свой театр он начал строить с деревенской основательностью и деревенским же хитроумием. На рожон никогда не лез, на баррикады не всходил, к компромиссам относился уважительно (если для пользы дела!), но в результате ретроспективный взгляд обнаруживает в его программе и последовательность, и определенность, и самобытность.

Скоморохов, как, впрочем, и многие из его товарищей, искал обновления тюзовского репертуара. В 1984-м он вспомнил про Гавроша. Пусть пьеса «Ты нам нужен, Гаврош!» была слабенькой и архаичной, зато мальчика Гавроша в нарушение существующих традиций актрис-травести играл актер-мужчина Сергей Лабырин, такой талантливый, музыкальный и достоверный, что от него глаз нельзя было оторвать. Он быстро стал кумиром города, а в 1990 году во время гастролей его сманил Петербург, да еще вместе с другим кумиром – Александром Баткаловым, исполнителем роли Остапа Бендера.

«Золотого теленка» Скоморохов в театре поставил в 1985-м, не убоявшись конкуренции с кино. «Лишние люди» 30-х годов – Остап, Паниковский, Балаганов и Козлевич в его спектакле представали пронзительными, трогательными, их судьбы – изломанными, возможности – нереализованными. Как, впрочем, вполне драматичной выглядела и судьба Корейко, сильной личности, олигарха не ко времени. Более того, Скоморохов осмелился поставить тогда под сомнение святая святых – энтузиазм трудящихся масс как созидающую силу: пестрая карнавальная массовка распыляла свои силы в никуда, в воздух, создавая лишь иллюзию продуктивной деятельности.

[%2043%]В Перми, родном городе Дягилева, даже школьникам известно, что творец обязан публику удивить. Скоморохов этому правилу следует неукоснительно. Линия его репертуарных открытий проходит не только через совершенно новые названия («Кандида» Вольтера, «Светлану» Жуковского или «Грех да беда на кого не живет» Островского), но и через неожиданные повороты в восприятии классики. Кому когда, к примеру, приходило в голову, что «Привидения» – тюзовская пьеса?! А в Пермском ТЮЗе не только революционно ввели «недетского» Ибсена в репертуар, но и сыграли эту известную драму как бы с позиций юноши Освальда, трагического ответчика в деле о преступной несостоятельности отцов. И впредь эта тема – отцов и детей – постоянно будет волновать Скоморохова, будь то «Гроза», «Вишневый сад» или «Элькино золото» Йосефа Бар-Йосефа, не говоря уже о собственно юношеских отечественных пьесах. И не важно, ставит спектакль сам Скоморохов или его режиссура – Татьяна Жаркова, Дмитрий Заболотски, – программа театра едина. Потому что, наряду с другими важными традициями предшествующего поколения отечественной режиссуры, Скоморохов унаследовал идею Театра-Дома. Пермский ТЮЗ и обитает в доме, который сам по себе идеально воплощает эту идею. Старинный особняк с лепниной и белыми колоннами до революции принадлежал пермской Вассе Железновой – пароходчице Любимовой. Внутри, там, где теперь фойе, сохранилась прежняя планировка – мраморная лестница, анфилада комнат с камином и печками в причудливых изразцах. Достаточно расставить кое-какую мебель, развесить по стенам картины – и декорация к «Вишневому саду» готова. Тут и шел спектакль с 1996 года до того момента, пока в очередной раз не увели двух блестящих актеров – Владимира Шульгу (он играл Лопахина) и Александра Смирнова (тогда совершенно неожиданного Епиходова и главного героя множества спектаклей, а ныне капитана кавээновской «Пармы»).

«Вишневый сад» – школьная программа, как и «Гроза». Чтобы преодолеть отвращение к хрестоматийному, можно подвергнуть его тотальному осмеянию, стёбу – легкий путь, по которому идут сегодня многие режиссеры. Труднее и интереснее предложить иной взгляд на известное, расширить пространство интерпретации. Этим занимается Скоморохов. В «Вишневом саде» переосмысление касалось персонажей: усталой Раневской (Ирина Сахно) и «старенького мальчика» Гаева (Александр Володеев), никчемного, но опасно деятельного болтуна Пети Трофимова (Александр Калашниченко), стесняющегося своей успешности, умного и благородного Лопахина. В «Грозе» изменилась сама концепция, смысл пьесы.

Режиссер связал «Грозу» со «Снегурочкой», создав вместе с художником Юрием Жарковым гармоничный «берендеев» мир, никакое не «темное царство». Этот мир полон любви, радостных человеческих отношений (в том числе Кабанихи и Дикого, Катерины и Варвары, Кабанихи и Феклуши). В кульминационной сцене – ночь на Ивана Купала – свидание Катерины и Бориса проходит на фоне всеобщего любовного хоровода. Пафос красоты – вот эстетика спектакля.

  • Нравится



Самое читаемое

  • Николай Коляда заявил об уходе из своего театра

    8 сентября на сборе труппы уральский драматург, режиссер и основатель «Коляда-театра» заявил, что 20 декабря намерен оставить пост художественного руководителя-директора и эмигрировать из России.  По словам актеров, на это решение могла повлиять усталость от финансовых проблем: пять последних месяцев были самым сложным периодом для театра, который остался без зрителя, без доходов и не получал помощи от местных властей. ...
  • «Переснять этот дубль нельзя»

    Коллеги и друзья актера признаются, что не могут молчать о случившемся. На своих страницах в соцсетях высказались Кирилл Сереберенников, Иван Охлобыстин, Сергей Шнуров и многие другие.   Режиссер Кирилл Серебренников призвал оказать поддержку актеру Ефремову. ...
  • «Звезда театрала» представляет шорт-лист

    Дирекция международной премии «Звезда Театрала» завершила обработку результатов зрительского голосования по лонг-листу и сформировала шорт-лист премии. Теперь в каждой из номинаций осталось по три претендента на награду, и голосование начинается с нуля. ...
  • «МХТ порадует новыми названиями и известными именами»

    До открытия театрального сезона в МХТ им. Чехова остается совсем немного времени. 7 сентября на традиционном сборе труппы Сергей Женовач объявит о творческих планах на новый сезон. А сегодня о готовности театра к встрече со зрителями рассказывает первый заместитель художественного руководителя-директора Марина Андрейкина. ...
Читайте также


Читайте также

  • Фестиваль «Артмиграция» откроется в предстоящие выходные

    С 12 по 20 сентября СТД РФ проведет в Москве VIII Всероссийский фестиваль молодой режиссуры «Артмиграция». Форум будет проходить в Театральном центре «На Страстном», в Боярских палатах и в Театре им. Пушкина.   «Артмиграция» станет первым оффлайн-фестивалем в Москве после окончания карантина. ...
  • Театр балета Бориса Эйфмана анонсировал гастроли в США

    В июне нынешнего года в «Линкольн-центре» Нью-Йорка должны были состояться гастроли Театра балета Бориса Эйфмана. В связи с эпидемией коронавируса представления были отменены, однако уже сейчас организаторы турне и дирекция театра объявила о новых сроках. ...
  • В России пройдут первые интернет-гастроли

    На волне повсеместной онлайн-трансляции спектаклей в России зарождается еще один вид творческой деятельности: интернет-гастроли. Так, в частности, с 25 мая по 4 июня на интернет-платформах Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии состоятся виртуальные гастроли Иркутского областного музыкального театра им. ...
  • Большой театр отменил американские гастроли

    Пандемия нарушила международные планы главного музыкального театра страны. Предполагалось, что со 2 по 7 июня гастроли ГАБТа состоятся в вашингтонском Кеннеди-центре, а с 10 по 14-е – в театре Аудитория в Чикаго. Дирекция Большого театра до последнего момента надеялась, что гастроли состоятся (в Вашингтоне должны были показать балет «Ромео и Джульетта», а в Чикаго – «Лебединое озеро»). ...
Читайте также