Сто метров под уровнем жизни

В «Школе драматического искусства» впервые поставили современную пьесу

 
Наталья Чебан

Этот театр, созданный Анатолием Васильевым, от современной пьесы большей частью дистанцировался. Правда, там ставились некие вариации Клима, но основанные на классических произведениях. И сочинительство Дмитрия Крымова – тоже отдельная ниша. Так что режиссер Александр Огарев, взявший в работу недавно написанную пьесу Ксении Драгунской «Луна-парк имени Луначарского» по сути стал первопроходцем в этом направлении, без которого жизнь современного театра просто немыслима.
Впрочем, дебютный драматургический шаг лишен радикализма, ведь творения Драгунской – совсем не то, что предлагают театру, скажем, Павел Пряжко или Юрий Клавдиев. Не «новая драма» (понятие которой, кстати, тоже уже размыто), но именно современная пьеса. И это нормально, ведь вряд ли стоит резко менять сложившуюся ментальность театра. А повод поговорить о нашей с вами общей жизни есть. Тем более что режиссер совершенно виртуозно переводит этот разговор с вербального на театрально-зрелищный уровень, одновременно до предела концентрируя проблемы, разбавляя рассудочные суждения эмоциональными откликами. Но при этом совсем не спорит с автором, не «ломает» его, но делает прямым участником спектакля. Ксения Драгунская, периодически находясь на разных пространственных уровнях, читает авторские ремарки пьесы, представляет своих персонажей, которые потом уж начинают действовать словно бы сами по себе.

С главной темой «Луна-парка», конечно, можно и поспорить, ведь сегодня противопоставление «зажравшейся» Москвы и обнищавшей провинции на бытовом уровне весьма спорно. И Москва разная, и в провинции все не так однобоко. В столице все так же закатывают огурцы и квасят капусту, а в Краснодаре норовят удовлетворить свою потребность в «прекрасном». Вот о сути этого «прекрасного» Огареву ли не знать? О претензиях и потребностях этих двух российских миров и способах их удовлетворения. Да и вообще самые разные внутренние человеческие противостояния внутри одного мегаполиса или «местечка» порой принимают куда более кровавую форму. Весьма определенную и нескончаемую горизонталь пьесы режиссер жестко переводит в подвижную и острую вертикаль миров-антиподов, где названия Москва и Крышкин не более чем условность, а быт становится апофеозом абсурдного бытия.

Пространство зала «Глобус» с его ярусами и опускающейся сценой-ареной идеально подошли для подобной режиссерской версии. И, конечно, стоит отдать должное молодому сценографу Елизавете Дзуцевой, ставшей здесь настоящим соавтором Огарева. Средний уровень – «аристократическая» столица с устрицами и Армани. Затем все опустится в провинциальный «ад» Крышкина с батареей стеклянных банок и горами капусты. А можно и воспарить в кабинке «чертова колеса» куда-то в райские эмпиреи мечты о несбыточном счастье. Но уровневое разделение не менее условно – все это один мир, где человек свободно или вынужденно перемещается, «из света в тьму перелетая».

Там, в этой Москве живет женщина с ментально-русским и чеховским именем Маша (Алла Казакова) – новорусская жена весьма преуспевающего, но запуганного до паранойи банкира Юры (Олег Охотниченко). Их якобы жизнь – доведенный до абсурда ритуал: сколько приподнятых страстей в процессе выбора ресторанного меню. Так, наверное, играли бы эту сцену в театре города Крышкина, если бы он там был. Напрягая связки и драматично всплескивая руками, свято соблюдая устои и традиции. А прямо перед ними – живой «аквариум», составленный из омаров с человеческим лицом. Они же потом окажутся крышкинскими аборигенами, стоит лишь спуститься на несколько метров.
Наталья Чебан А вот и Абориген главный (Игорь Лесов) – квинтэссенция мечтателя, страстно желающего, но не вполне способного вырваться за пределы привычного круга. И неизбежная встреча с Машей – Казаковой, решившей небанально отдохнуть. Ну не в Крым же ехать, в самом деле, коль прочие Карибы уже надоели до колик. Эту банальную вроде бы историю случайной встречи и не менее случайного «романа» Александр Огарев решительно уводит из бытовых примет, сочиняя до слез щемящую и виртуозно исполненную любовную сцену, каких мало в современном театре, почти забывшем, как это можно сделать. Их то возносит до небес, то бросает прямо на крышкинскую землю, и слова не нужны, понимать происходящее стоит на ином уровне, лично-эмоциональном, с атмосферными музыкальными вставками (музыкальный руководитель постановки Светлана Анистратова).

А дальше мы будем наблюдать за абсолютно кафкианской ситуацией попыток Аборигена – Лесова вырваться в недостижимую Москву. Инспектор (Вадим Андреев), постепенно приобретая фантасмагорический облик и возносясь все выше и выше над «землей», будет требовать бесконечные справки, анализы и прочую комично бюрократическую дребедень, рифмуя поездку в Москву с полетом на Марс.

Хотя Марс здесь куда ближе, правда, тоже в его абсурдном понимании. На одноименном заводике, как водится дышащем на ладан, работает большинство крышкинцев, именуемых поэтому «марсианами». А кто не на «Марсе», те на кладбище, объясняют прохожие залетной Маше – Казаковой и нам заодно. Пугаться, впрочем,  не следует. В абсурдистской системе городских координат кладбище – то место, где хорошо работает интернет, вот молодежь там и кучкуется. И все это режиссер тоже подает в весьма символическом ключе, но без всякого ненужного пафоса вперемешку с дидактизмом. Зато с явной долей иронии, переходящей в сарказм.

«Марсианский» быт – не менее отлаженный механизм. Рубка капусты превращается в почти сакральный ритуал, сопровождаемый побасенками Бабушки (Ольга Малинина). Здесь существует весьма своеобразный язык, в котором перемешаны пословицы и поговорки, реальные рекламные объявления, цитаты из записных книжек Чехова и инструкции к заграничной туши для ресниц. Здесь поют и дерутся, выходят замуж за идиотов и люто ненавидят себе не подобных. Замечательно выстроенный режиссером музыкально-пластический хаос, то добродушный, то диковатый, опять же красноречив сам по себе, без лишних слов. А уж финальная сцена, когда московских гостей, вынужденных спасаться в Крышкине, поскольку столица сдана в долгосрочную аренду, встречают воинственно поднятыми ножами для рубки капусты, весьма адекватна нынешней выморочной ситуации нашего бытия. И становится не по-детски страшновато…

И при всем этом у нового спектакля Александра Огарева не отнять вечной чеховской интонации с ее тоской по лучшей жизни, заевшей средой и вечным стремлением в ставшую виртуальной Москву. «Луна-парк имени Луначарского» – весьма удачный пример того, как можно делать новый, вполне актуальный и современный театр, не забивая притом ногами отнюдь не устаревшего театрального прошлого. Которое еще очень может нам пригодиться в пути с неизвестным маршрутом.

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Журналисты и критики обсудят судьбу театральных СМИ

    Утром в среду, 27 мая, на сайте СТД состоится онлайн-конференция «Театральные СМИ в новой реальности», основными спикерами которой станут главные редактора изданий, посвященных театру. Будут обсуждаться проблемы, с которыми редакции театральных СМИ столкнулись в период самоизоляции. ...
  • Александр Молочников: «Очень скучаю по этому спектаклю»

    В воскресенье, 17 мая, на своем YouTube-канале режиссер Александр Молочников выложит запись спектакля «Светлый путь», поставленного в МХТ им. Чехова в 2017 году.    – Мы выкладываем «Светлый путь», потому что я и, надеюсь, артисты, очень его любим, – рассказал «Театралу» Александр Молочников. ...
  • Центр Вознесенского проводит паблик-ток с Борисом Павловичем

    В понедельник, 20 апреля, в 19.30 в Центре Вознесенского пройдет онлайн-дискуссия «Трудный текст в театре» с Борисом Павловичем.   Дискуссию c режиссером и педагогом Борисом Павловичем и театроведом Аленой Солнцевой о странных и трудных текстах в актуальной сценической практике проведет куратор театральных программ Центра Вознесенского Юлия Гирба. ...
  • Майку Науменко посвятят zoom-квартирник

    В понедельник, 20 апреля, в 17.00 Большой театр кукол проведет свой первый zoom-квартирник, который будет посвящен творчеству культового поэта и музыканта Майка Науменко. 18 апреля ему исполнилось бы 65 лет. «Майк Науменко работал в Большом театре кукол звукорежиссёром, - говорит  главный режиссер театра Руслан Кудашов. ...
Читайте также