Ольга Волкова отмечает юбилей

Актрису поздравляют Эльдар Рязанов, Александр Ширвиндт, Георгий Тараторкин

 

Прапрадед актрисы Ольги Волковой, адмирал Семён Пустошкин, был флотским начальником в Севастополе и выполнял секретные миссии князя Потёмкина. Дед Иван Вольский был актёром театра миниатюр «Кривой Джимми», вся труппа которого в 1924 году вошла в состав Театра Сатиры. А бабушка, которой прочили судьбу Софьи Ковалевской, была пианисткой в ансамбле «Старинный водевиль», созданный дедом. Первую свою роль Ольга Волкова сыграла в семь лет. Выскочила вместо артиста, который замешкался с выходом. Несмотря на это дед артистку в ней долго не признавал.

Провалившись на экзаменах в театральный, Волкова работала в мимансе в Малом Оперном театре. Когда поступила в театральную студию при Ленинградском ТЮЗе, подрабатывала почтальоном. Потом прослужила в ТЮЗе тринадцать лет, сыграв лягушку, Пьеро, бесёнока, волну в сказке Пушкина и даже окно, которое протирали тряпочкой. Шесть лет выходила на сцену Театра Комедии, пока её не пригласил в БДТ Георгий Товстоногов. Он и сам голосовал за неё на худсовете, и всех убедил, что Волкову нужно брать. В кино ей поначалу не везло. Когда в БДТ на гастроли приехал грузинский театр, она попросила у актёра Кахи Кавсадзе (Абдула из «Белого солнца пустыни») пуговицу на счастье. И, как ни удивительно, появились роли. Теперь уже после спектакля «Женитьба Бальзаминова» Волкова рвала с костюма пуговицы, которые сыпались в зал на удачу.

Чаще Волкова играла роли небольшие, но запоминающиеся. Дважды она смертельно обижалась на режиссёров. Первый раз на Козинцева. Сколько ни доказывала ему, что шут в «Короле Лире» – её роль, сняли Олега Даля. Второй раз Сергей Яшин обещал ей Мамашу Кураж, но сыграла другая артистка. Волкова человек музыкальный. Поёт, играет на фортепиано, балалайке, геликоне. Однажды сыграла для мамы на яйцерезке «Чижика-пыжика». Жалеет, что лишь однажды пригодилось её умение игры на гитаре в «Папиных дочках», но надеется, что всё ещё впереди.

Эльдар Рязанов, кинорежиссёр
- Впервые Ольга Волкова появилась у меня на съемочной площадке в «Вокзале для двоих» в 1982 году. В маленькой роли официантки Виолетты. Появилась вроде ненадолго. Но запомнилась. Затем были «Жестокий романс», «Забытая мелодия для флейты» и, наконец, одна из главных ролей – Катя Иванова в «Небесах обетованных». В этом фильме Оля сыграла не одну роль, а несколько. Это и Катя в молодости (беззащитная, дважды преданная высокопоставленными отцами своих сыновей), и униженная, не нужная своим детям мать, и оборванная нищенка, и, оказывается, совсем не старая, наивно заигрывающая с героем Леонида Броневого, женщина.  Сыграно всё это с такой глубиной постижения характера героини, что во всех ипостасях актриса абсолютно достоверна и убедительна. А глаза Ольги Волковой – огромные, лучистые, я бы сказал, «фирменные», уж точно забыть невозможно!

Дальше были «Привет, дуралеи!», «Тихие омуты»…И всегда я понимал: на съемочной площадке – высокий профессионал, талантливый и ответственный, работать с которым – счастье. А ещё Оля Волкова – неутомимая выдумщица!

Более 30 лет нас связывает дружба, и я всегда с удовольствием и благодарностью думаю об этой замечательной актрисе.

Олечка, с днем рождения! Здоровья тебе, ролей, удачи!
Всегда твой, Эльдар Рязанов

Александр Ширвиндт, художественный руководитель Театра Сатиры
- Когда я узнал, что у Ольги Волковой полукруглая дата, для меня, с высоты моих старческих лет, это было удивительно, потому что она в замечательной форме. Я это говорю не голословно. У нас создалась непростая ситуация в театре, как говорится, «не было бы счастья, да несчастье помогло». Виктюк поставил спектакль «Реквием по Радамесу». Играли три дамы: Вера Васильева, Елена Образцова, Ольга Аросева. Сыграли несколько раз, и случилась трагедия. Прошло несколько месяцев, как нет Ольги Александровны, и вдруг мне приснилось, как будто поступил сверху сигнал от неё: «Мол, не хорошо, что спектакль Виктюка не идет». Тогда мы решили искать другую исполнительницу, и вот нашли ещё одну Ольгу – Волкову. На ней остановились, и тьфу-тьфу, чтоб не сглазить, сейчас она репетирует. Я очень надеюсь, что всё у нас получится. Она должна плавно и успешно влиться в этот солнечный триумвират. Ольга Волкова вообще дама мужественная. Зажмурилась и решилась. Репетирует, приносит костюмы, сама ищет парики, не то что: «Ах, сыграю, заработаю копейку!». Не в этом дело. Она человек архитворческий.

Что касается её биографии, то я всегда на неё удивлялся. Когда говорят «многогранность», «диапазон» – это в основном просто слова, потому что от амплуа все-таки никто и никогда не ускользал. Особенно дамы, мужики как-то приспосабливались к возрасту. Дамы процентов на 90 как были героинями, как рождались комическими старухами, так ими и оставались. Ольга, сколько её помню, действительно, актриса с полифонической историей. Она играла в антрепризе «Ханума» с Бабаян и Державиным. Я по необходимости пошёл смотреть, и не узнал ее. Когда закончился первый акт, спросил: «А, бабушка Ануш – это кто?», – и услышал: «Как кто? Это же Волкова!» До какой степени это было мощно по перевоплощению, по совершенно нахальному, смешному гриму, который она себе сделала! При этом я прекрасно ее помню и субреткой обаятельной.

С Ольгой мы снимались в «Вокзале для двоих», в «Забытой мелодии для флейты». Вот так рядышком прошла довольно большая жизнь. Ещё поживём! Я на это надеюсь. Поздравляю её и люблю!

Георгий Тараторкин, Президент ассоциации «Золотая маска»

- Ольга Волкова – самобытная актриса, удивительного дарования, невероятного диапазона. Это подтвердили и набегающие годы, к недоумению людей вообще и актёров в частности. Она уже работала в Ленинградском ТЮЗе, когда я пришел после театрального училища. Пересмотрел все спектакли с её участием. Оля замечательно играла роли мальчишек, девчонок и всяких сказочных персонажей. Наравне с этим у неё была великолепная работа в спектакле «Сотворившая чудо» Уильяма Гибсона. Очень сложная роль. Она играла Эллен Келлер – слепоглухую девочку – так, что у сидящих в зале мурашки бегали по коже.

Ольга потрясающе творческий человек, фонтанирующий идеями, склонный к импровизации, ко всякого рода неожиданностям. Человек, готовый не только предложить, но и подхватить. Она обладает качествами, которые и определяют настоящего актёра. К сожалению, мы с ней играли в разных спектаклях, когда оба служили в Ленинградском ТЮЗе. У нас не было общих работ. Но осталось ощущение, что они были, потому что на спектаклях, где она принимала участие, у меня всегда складывалось впечатление, что я нахожусь не в зале. Я как зритель был в эти минуты в партнёрстве с Олей.

Школа Зиновия Корогодского, которую она прошла в ТЮЗе, сделало из неё актрису, способную существовать в любой драматургии – психологической, фарсовой, комической. То, что совершалось ею в ТЮЗе, потом «расцветало» в ролях последующих возрастов. Казалось, что она актриса сугубо театральная, но при всей яркой театральности она нашла себя в кино, и в этом смысле хвала режиссёрам, которые решились её снимать. Волкова актриса фантастической «животной органики», при этом по природе своей, в самом хорошем смысле слова, клоунесса. Это просто совершенно уникальное, неповторимое создание, вызывающее восхищение. Я её всегда любил, люблю и от души поздравляю.

  • Нравится



Самое читаемое

  • «Содружество актеров Таганки» может возглавить Герасимов

    Народный артист и депутат Мосгордумы Евгений Герасимов может стать художественным руководителем «Содружества актеров Таганки», сообщает РИА Новости. Это предложение, по словам Герасимова, поступило непосредственно от коллектива театра. ...
  • Театральный донос

    Одним из самых ярких событий сентября стало юбилейное открытие сотого сезона Театра Вахтангова. Об этом рассказали все ведущие СМИ, это обсудили все поклонники театра, но вряд ли широкая публика догадывалась, что замечательный праздник мог быть сорван. ...
  • «Переснять этот дубль нельзя»

    Коллеги и друзья актера признаются, что не могут молчать о случившемся. На своих страницах в соцсетях высказались Кирилл Сереберенников, Иван Охлобыстин, Сергей Шнуров и многие другие.   Режиссер Кирилл Серебренников призвал оказать поддержку актеру Ефремову. ...
  • Николай Коляда заявил об уходе из своего театра

    8 сентября на сборе труппы уральский драматург, режиссер и основатель «Коляда-театра» заявил, что 20 декабря намерен оставить пост художественного руководителя-директора и эмигрировать из России.  По словам актеров, на это решение могла повлиять усталость от финансовых проблем: пять последних месяцев были самым сложным периодом для театра, который остался без зрителя, без доходов и не получал помощи от местных властей. ...
Читайте также


Читайте также

  • Андрей Кузичев: «Мы ощущаем жизнь как отчаянный эксперимент»

    Трудно поверить, но Андрей Кузичев, тот самый, который сыграл главную роль в «Пластилине» Кирилла Серебренникова, на днях отметил 50. Позади – шесть спектаклей Деклана Доннеллана, которые привели в Театр Пушкина, «Седьмая студия» в Школе-студии МХАТ, которая привела в педагогику, а теперь – курс Евгения Писарева, где он преподает актерское мастерство. ...
  • Генриетта Яновская: «Ее замечания были прелестны»

    Журнал «Театрал» выпустил в свет уникальный сборник, который состоит из пятидесяти монологов известных актёров, режиссёров и драматургов,  рассказывающих о главном человеке в жизни — о маме. Эти проникновенные воспоминания не один год публиковались на страницах журнала, и теперь собраны вместе под одной обложкой. ...
  • Абсолютный слух

    «Талант – это от Бога, – скажет однажды Людмила Максакова. – А вот как ты им распорядишься, насколько сумеешь своими ролями, своим творчеством донести до зрителей те самые «чувства добрые», насколько сможешь изменить мир своей душой, насколько сумеешь завоевать сердца и обратить их к прекрасному, – вот об этом должен думать человек театра…» Далее в лучших традициях юбилейного очерка следовало бы написать о том, что собственный талант народная артистка России, прима Театра им. ...
  • Анатолий Полянкин: «Мы сделали ставку на практическое театроведение»

    Высшая школа сценических искусств – самый молодой театральный вуз в России. В интервью «Театралу» ректор Школы Анатолий Полянкин рассказал о перспективах ВШСИ и, в частности, о том, почему в сентябре вуз продлил набор абитуриентов, и какие ноу-хау выгодно отличают учебную программу. ...
Читайте также