Дело житейское

В прокат выходит фильм «Диалоги» – пять эпизодов о смятенных душах

 


Как смириться с тем, что у близкого человека болезнь блокировала память? Как объяснить неженатому закадычному другу, в чем прелесть отцовства? Как испортить праздник любимой девушке, которая предпочла другого? Все это абсолютно не надуманные вопросы, взятые прямиком из жизни. Несколько эпизодов чужого счастья-несчастья – в дебютном фильме Иры Волковой «Диалоги».
Альманах открывает горький, безысходный диалог отца и сына в исполнении Владимира Меньшова и Евгения Стычкина. Их герои пытаются научиться жить без мамы. Она умерла, но этот факт начисто стерт из памяти ее супруга – пожилого, но вполне бодрого физически мужчины. Ему все кажется, что она куда-то вышла, уехала ненадолго. Он изводит сына вопросом «Когда мама вернется?». Ужасная болезнь, которая свойственна людям в возрасте, и от которой так страдают их близкие. Минут за двадцать экранного времени персонаж Стычкина испытывает всю гамму чувств, естественных в такой ситуации – пытается быть терпеливым, потом раздражается, кричит, приходит в отчаяние. Отец стал, как ребенок – только такой, который не вырастет. Владимир Меньшов задействует тут весь свой темперамент – его герой капризничает на повышенных тонах, ни минуты не может посидеть спокойно.

А у героя Алексея Маслодудова, жителя обычной блочной многоэтажки, только родилась дочка (молодые супруги-спорщики еще даже не успели договориться, какое имя дать девочке). К нему пришел верный друг, они пьют пиво на кухне. То и дело на них шикает молодая мать. Друг оценивает происходящее иронически и уверен, что его товарищ случайно угодил в тиски семейной жизни. Но разговор как-то выруливает на прошлое, на погибшего одноклассника. Парни становятся серьезными. Что-то неуловимое, но важное происходит на банальной кухне. Кажется, люди взрослеют на глазах – как по весне цветы распускаются за несколько часов. И маленькое существо за стеной уже не кажется гостю «козявкой».
У свежеиспеченных супругов из другой новеллы все прелести совместной жизни еще впереди. Они только-только из ЗАГСа, но уже поссорились. Потом помирились. Но явно ненадолго. Молодожены – из тех, что всю дорогу существуют, как на вулкане – и так поддерживают огонь в топке чувства. Их сыграли Мария Шалаева и Александр Яценко – получился хороший дуэт, да и сама новелла неплоха. Гораздо более искусственным вышел диалог разочарованных друг в друге героев Ольги Сутуловой и Евгения Цыганова.  Каждый исповедуется в своих чувствах и обманутых надеждах, но собеседник его не слышит. В новелле про испорченный день рожденья именинница не хочет слышать (да и видеть…) нелепого поклонника. Он пришел с явным намерением оттянуть внимание на себя и высмеять ее нового друга. Фрагменты фильма, вроде, никак не связаны друг с другом – ни героями, ни ситуациями. «Диалоги» - набор зарисовок об обычных людях с обычными, совершенно не экзотическими проблемами. После просмотра возникает чувство, будто побывал в компании старых друзей и наслушался новостей про всех сразу – та замуж вышла, а у этого уж ребенку месяц и т.д. Интонация фильма – доверительная, негромкая. Нет в нем никаких нравоучительных «посланий», глобальных, актуальных тем. Он соткан из обрывков наших будней, и в том его грустное обаяние.

Ира Волкова – документалист, но, как многие ее коллеги по цеху, зашла на соседнюю территорию. Признанные мастера неигрового кинематографа – Алексей Учитель, Сергей Дворцевой, Сергей Лозница – со временем мигрировали в игровое кино и доказали, что документалистские навыки постановщика, его специфическое видение ох как много дают фильму с актерами! Правда, в том случае, если актеры укрощены. Волковой не совсем удалось в дебютном фильме победить актерскую страсть к игре. Пожалуй, самая проникновенная новелла – про двух друзей на кухне, которые начинают с шуточек о семейном «ярме», потом вдруг задаются вопросом о смысле жизни. Тут степень интимного присутствия камеры – практически как в документальном кино, когда героя приучают к «глазу» аппарата постепенно, он привыкает существовать при нем естественно, без зажима. Фильм впервые был представлен почти год назад – в Сочи, на фестивале российского кино «Кинотавр». Там он не снискал призов, а критики его почти не заметили, отнесли к категории «милого дамского рукоделия». Конечно, есть в нем женский взгляд на жизнь – несколько умилительная лиричность, сентиментальность. По большому счету, новеллы кажутся собранными под одной «крышей» симпатичными короткометражками. Но к эпизодам фильма периодически возвращаешься, прокручиваешь их в голове по истечении времени. Со всеми оговорками, фильм поселился в сознании. Это говорит о том, что диалог автора со зрителем установлен.     

 

Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

  • Voznesensky Festival пройдет в Переделкино

    21 мая, с 12:00 до 20:00, в Доме творчества Переделкино пройдет Voznesensky Festival – ежегодный фестиваль, приуроченный ко дню рождения поэта Андрея Вознесенского. В фестивальной программе – спектакль-вербатим «Переделкино», созданный драматургом Александром Родионовым с молодежной поэтической студией Центра Вознесенского, и музыкально-поэтический перформанс «Вергилий в Переделкино» виолончелиста Ильи Рубинштейна, композитора Алексея Наджарова и поэта Андрея Родионова. ...
  • Культовый спектакль Товстоногова покажут в Центре документального кино

    23 мая в Центре документального кино покажут на большом экране запись постановки Георгия Товстоногова «Балалайкин и К°». Предварять показ будет встреча с Авангардом Леонтьевым, который играл в этом культовом спектакле вместе с Игорем Квашой, Валентином Гафтом, Олегом Табаковым и Андреем Мягковым на сцене молодого «Современника». ...
  • Дягилевский фестиваль объявил программу

    Дягилевский фестиваль в Перми пройдет под художественным руководством Теодора Курентзиса с 11 по 20 июня.  На открытии фестиваля оркестр musicAeterna исполнит «Метаморфозы» Рихарда Штрауса и Шестую «Патетическую» симфонию Петра Чайковского – два сочинения, которые могут считаться вершиной жанра симфонической трагедии. ...
  • В МХТ им. Чехова стартует проект «АРТХАБ»

    В МХТ им. Чехова запускают проект АРТХАБ, который будут курировать режиссер Марина Брусникина и Павел Руднев, помощник худрука по спецпроектам. За два сезона предполагается провести 50 питчингов и выпустить 10 премьер. О том, как АРТХАБ задействует зрителей в формировании нового репертуара, Константин Хабенский рассказал в видеообращении в соцсетях театра. ...
Читайте также

Самое читаемое

  • Римас Туминас о провокации пранкеров: «Это превратили в расправу надо мной»

    В социальных сетях и на некоторых интернет-ресурсах появились публикации разговора режиссера Римаса Туминаса с известными российскими пранкерами, которые свой розыгрыш превратили в провокацию. От имени министра культуры Украины они пригласили режиссера в Киев ставить спектакль «Мой друг Бандера», а беседу смонтировали в негативном для Туминаса ключе. ...
  • Театр Вахтангова прекращает сотрудничать с Римасом Туминасом

    Сегодня, 6 мая, стало известно, что Театр Вахтангова прекращает сотрудничество с Римасом Туминасом. Об увольнении режиссера и художественного руководителя сообщается в соцсетях театра.  «Римас Туминас, возглавлявший Театр имени Евгения Вахтангова с 2007 года по 9 февраля 2022 года, с 1 марта по состоянию здоровья и в связи с необходимостью лечения находился в отпуске за свой счет в Литве. ...
  • Кирилл Крок: «Теперь за театр отвечаем только мы с вами»

    Директор Вахтанговского театра обратился к своим коллегам по театру в связи со сложившейся ситуацией. Дорогие вахтанговцы! Мы в 101-м нашем театральном сезоне переживаем очень сложные, я бы сказал трагические времена. Я уверен, что вы всё читаете, видите и знаете. ...
  • 20 фильмов о Великой отечественной войне

    «Театрал»  ко Дню победы составил список из двадцати лучших отечественных фильмов о Великой отечественной войне. «А зори здесь тихие» (1972). Режиссер Станислав Ростоцкий. Экранизация одноименной повести писателя-фронтовика Бориса Васильева. ...
Читайте также