Дело житейское

В прокат выходит фильм «Диалоги» – пять эпизодов о смятенных душах

 

Как смириться с тем, что у близкого человека болезнь блокировала память? Как объяснить неженатому закадычному другу, в чем прелесть отцовства? Как испортить праздник любимой девушке, которая предпочла другого? Все это абсолютно не надуманные вопросы, взятые прямиком из жизни. Несколько эпизодов чужого счастья-несчастья – в дебютном фильме Иры Волковой «Диалоги».
Альманах открывает горький, безысходный диалог отца и сына в исполнении Владимира Меньшова и Евгения Стычкина. Их герои пытаются научиться жить без мамы. Она умерла, но этот факт начисто стерт из памяти ее супруга – пожилого, но вполне бодрого физически мужчины. Ему все кажется, что она куда-то вышла, уехала ненадолго. Он изводит сына вопросом «Когда мама вернется?». Ужасная болезнь, которая свойственна людям в возрасте, и от которой так страдают их близкие. Минут за двадцать экранного времени персонаж Стычкина испытывает всю гамму чувств, естественных в такой ситуации – пытается быть терпеливым, потом раздражается, кричит, приходит в отчаяние. Отец стал, как ребенок – только такой, который не вырастет. Владимир Меньшов задействует тут весь свой темперамент – его герой капризничает на повышенных тонах, ни минуты не может посидеть спокойно.

А у героя Алексея Маслодудова, жителя обычной блочной многоэтажки, только родилась дочка (молодые супруги-спорщики еще даже не успели договориться, какое имя дать девочке). К нему пришел верный друг, они пьют пиво на кухне. То и дело на них шикает молодая мать. Друг оценивает происходящее иронически и уверен, что его товарищ случайно угодил в тиски семейной жизни. Но разговор как-то выруливает на прошлое, на погибшего одноклассника. Парни становятся серьезными. Что-то неуловимое, но важное происходит на банальной кухне. Кажется, люди взрослеют на глазах – как по весне цветы распускаются за несколько часов. И маленькое существо за стеной уже не кажется гостю «козявкой».
У свежеиспеченных супругов из другой новеллы все прелести совместной жизни еще впереди. Они только-только из ЗАГСа, но уже поссорились. Потом помирились. Но явно ненадолго. Молодожены – из тех, что всю дорогу существуют, как на вулкане – и так поддерживают огонь в топке чувства. Их сыграли Мария Шалаева и Александр Яценко – получился хороший дуэт, да и сама новелла неплоха. Гораздо более искусственным вышел диалог разочарованных друг в друге героев Ольги Сутуловой и Евгения Цыганова.  Каждый исповедуется в своих чувствах и обманутых надеждах, но собеседник его не слышит. В новелле про испорченный день рожденья именинница не хочет слышать (да и видеть…) нелепого поклонника. Он пришел с явным намерением оттянуть внимание на себя и высмеять ее нового друга. Фрагменты фильма, вроде, никак не связаны друг с другом – ни героями, ни ситуациями. «Диалоги» - набор зарисовок об обычных людях с обычными, совершенно не экзотическими проблемами. После просмотра возникает чувство, будто побывал в компании старых друзей и наслушался новостей про всех сразу – та замуж вышла, а у этого уж ребенку месяц и т.д. Интонация фильма – доверительная, негромкая. Нет в нем никаких нравоучительных «посланий», глобальных, актуальных тем. Он соткан из обрывков наших будней, и в том его грустное обаяние.

Ира Волкова – документалист, но, как многие ее коллеги по цеху, зашла на соседнюю территорию. Признанные мастера неигрового кинематографа – Алексей Учитель, Сергей Дворцевой, Сергей Лозница – со временем мигрировали в игровое кино и доказали, что документалистские навыки постановщика, его специфическое видение ох как много дают фильму с актерами! Правда, в том случае, если актеры укрощены. Волковой не совсем удалось в дебютном фильме победить актерскую страсть к игре. Пожалуй, самая проникновенная новелла – про двух друзей на кухне, которые начинают с шуточек о семейном «ярме», потом вдруг задаются вопросом о смысле жизни. Тут степень интимного присутствия камеры – практически как в документальном кино, когда героя приучают к «глазу» аппарата постепенно, он привыкает существовать при нем естественно, без зажима. Фильм впервые был представлен почти год назад – в Сочи, на фестивале российского кино «Кинотавр». Там он не снискал призов, а критики его почти не заметили, отнесли к категории «милого дамского рукоделия». Конечно, есть в нем женский взгляд на жизнь – несколько умилительная лиричность, сентиментальность. По большому счету, новеллы кажутся собранными под одной «крышей» симпатичными короткометражками. Но к эпизодам фильма периодически возвращаешься, прокручиваешь их в голове по истечении времени. Со всеми оговорками, фильм поселился в сознании. Это говорит о том, что диалог автора со зрителем установлен.     

 

  • Нравится



Самое читаемое

  • Миронов и Хаматова снимутся в сериале «Горбачёв»

    Евгений Миронов и Чулпан Хаматова сыграют главные роли в многосерийном фильме «Горбачев», съемки которого онлайн-кинотеатр ivi запустит в следующем, 2022 году. 20-серийная историческая драма о первом президенте СССР Михаиле Горбачеве и его жене будет сниматься в Ставрополе, Москве, Рейкьявике, Вашингтоне, Берлине и Лондоне. ...
  • Принят закон о бесплатном втором высшем образовании в области искусств

    Сегодня, 9 июня, Госдума в заключительном чтении приняла законопроект о праве граждан, имеющих высшее образование, бесплатно получать второе или последующее высшее образование.      Так, в законе появится возможность для имеющих высшее образование получать на конкурсной основе второе или последующее высшее образование за счет средств федерального бюджета по образовательным программам в области искусств. ...
  • Елена Мироненко: «Наш театр – инвестиция в человеческий капитал»

    Сегодня Елену Мироненко знают как молодого и успешного директора Театра на Бронной, но за плечами этой красивой, хрупкой женщины почти 20-летний стаж работы в сфере культуры. Будучи выпускницей факультета культурологии Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, ей посчастливилось стажироваться в крупнейших музейных центрах Нью-Йорка, Вашингтона и Лондона, а затем несколько лет работать в должности министра культуры Красноярского края. ...
  • В Большом появится балет «Чайка» в постановке Молочникова

    Александр Молочников ставит в Большом театре балет «Чайка». Мировая премьера запланирована на 1 июля. Либретто Молочников написал в соавторстве с Ольгой Хенкиной, которая принимала участие и в первых его постановках в МХТ им. ...
Читайте также


Читайте также

  • Пять фильмов Григория Чухрая

    В конце мая исполнилось 100 лет со дня рождения кинорежиссера Григория Чухрая, фильмы которого входят в золотой фонд советского кинематографа. «Театрал» предлагает свою подборку картин режиссера, мировую славу ему   принесли картины «Сорок первый» и «Баллада о солдате». ...
  • Фильм Кирилла Серебренникова отправляется в Канны

    Картина, снятая Кириллом Серебренниковым по мотивам романа Алексея Сальникова «Петровы в гриппе и вокруг него», вошла в основную конкурсную программу Каннского кинофестиваля, который пройдет с 6 по 17 июля в офлайн формате. ...
  • Джоди Фостер получит «Золотую пальмовую ветвь»

    Голливудская актриса и режиссер Джоди Фостер получит Почетную «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля в июле, сообщили организаторы мероприятия. Отмечается, что Фостер будет почетным гостем церемонии открытия фестиваля 6 июля. ...
  • Восемь фильмов Петра Тодоровского

    Пётр Тодоровский свой путь в кино начал оператором. «Я люблю, когда забываю, что я смотрю кино, включаюсь и начинаю играть в эту игру, сопереживаю, кого-то начинаю любить, кого-то не любить», — говорил кинорежиссер. ...
Читайте также