Театр драмы и комедии

Кто выйдет победителем из сложившегося конфликта?

 

В двух словах история такова: после того как Юрий Любимов отказался возвращаться на «Таганку», департамент культуры собрал молодых театральных лидеров – Дмитрия Волкострелова, Семена Александровского, Андрея Стадникова и других – и организовал «Группу юбилейного года», задача которой вести знаменитый корабль дальше. Однако первые же шаги новых руководителей были приняты в штыки многими таганковскими корифеями.
Скандальные реплики и заявления (именно от сторонников «старой Таганки») звучали в ноябре на открытии выставки «Попытка альтернативы», в декабре прозвучали они на премьере спектакля Андрея Стадникова «Репетиция оркестра» и повторились в виде «официальных заявлений» для СМИ. Ряд артистов, которые много играли в спектаклях Любимова, требуют, чтобы департамент культуры «перестал самовольничать» и доверил театр другим людям – тем, кого воспитал Юрий Петрович, кто изнутри знаком с традициями этой сцены.

«Театрал» предоставил слово противоборствующим сторонам.

За новую «Таганку»


Ксения Перетрухина, художник, режиссер, участник «Группы юбилейного года»:

– Театр на Таганке – это великий театр. Понять его историю – значит понять историю страны. Своим проектом мы говорим: «Давайте посмотрим на историю театра. Это же была площадь свободы. Площадная культура, где не существовало иерархий, где зритель был равен актеру. Давайте посмотрим на чувство общности, которым они были охвачены. На то, что это был коллективный театр».

После спектакля «Репетиция оркестра», который не всем понравился, ко мне подошла работница театра и сказала, что зрительская дискуссия напомнила ей раннюю «Таганку», когда, прежде чем принять спектакль, его по тринадцать раз выносили на обсуждение всем коллективом. И это именно то, чего мы добиваемся. Нужно собирать общественный (!) худсовет, который был у Любимова. Устраивать обсуждения после спектакля. Театр – коллективное искусство. Но наступают новые времена, должны меняться и участники художественного процесса. В этом нет ничего страшного.

Нам часто говорили, что без Любимова ничего бы не получилось. С этим никто и не спорит! Но в случае с «Таганкой» невозможно заменить одного человека на другого. Вот это ключевая мысль. У театра слишком выдающаяся история, и мы, сохранив ее, должны развивать дальше.

Что касается юбилея, то игнорировать его невозможно. Есть дата – 23 апреля 1964 года – и хотим мы того или нет, юбилейный сезон начался, его надо отмечать. Но это не развешивание праздничных гирлянд, а стремление к диалогу. Мне чрезвычайно не хочется, чтобы все переходило в скандал. Это бесполезная форма общения. Мой гигантский приоритет – это исключительное уважение, мягкость, диалог, когда люди слышат друг друга.

Вениамин Смехов, актер Театра на Таганке в 1964–1985 гг.:

– К сожалению, сейчас вместо того уникального театра, который прожил двадцать лет до изгнания Любимова, есть театр «имени Театра на Таганке» и амбиции нескольких тамошних актеров. Которые, кстати, воинственно оскорбляли Любимова, а сейчас, прикрываясь его именем, пытаются освободиться от предложений «Группы юбилейного года».

Конечно, участники этой группы не избежали ошибок, но организованная ими выставка – это живое дело, не заслуживающее никаких специальных выкриков, из-за которых, к сожалению, мои милые коллеги выглядели очень глупо. В своем спиче я просил всех относиться к этой ситуации весело, как к абсурду. Потому что она совершенно не монтируется с темой настоящей, любимовской Таганки. В советские времена мы боролись с цензурой, с режимом, с малообразованными начальниками управления культуры Моссовета, но не с художниками. Если я не понимаю художника, это еще не повод объявить ему войну.

К тому же театр должен меняться, это истина. Другое дело, как это будет происходить. В Театре на Таганке множество людей, которые хотят власти. Как правильно сказал Капков: «Сначала они против Любимова, потом против Золотухина, теперь они просто против». Но я уверен, что это время уйдет и придет новое. И дай бог, чтобы все было достойно.

Против перемены курса


Татьяна Сидоренко, актриса Театра на Таганке с 1971 года:

– Я в числе тех, кто решительно против «Группы юбилейного года». Вот представьте такую ситуацию. У нас праздник, 50-летие Театра на Таганке, и тут департамент культуры Москвы насильно внедряет к нам людей, которые уверены в том, каким должен быть театр. Приходят двадцать человек, совершенно чуждых нашей эстетике, не понимающих, как мы живем. В их числе Стадников, Перетрухина, Александровский, Волкострелов, два театроведа, новый юрист, новый человек по рекламе. И пришли они, чтобы уничтожить наше культурное поле, чтобы вообще уничтожить понятие «Театр на Таганке». Это очень четко и ясно звучит во всех их делах.

Взять, например, выставку, как бы приуроченную к юбилею театра. Все эти надписи, которыми они обгадили стены фойе, на самом деле четко и ясно дают понять, что Театр на Таганке пора закрыть.

Они абсолютно ничему не обучены, ничего не умеют. Они не профессионалы. Следом за выставкой вышел спектакль, основанный на диалогах наших закулисных работников. Диалоги как бы о жизни «Таганки». Но это вообще смотреть невозможно! То, что они называют современным концептуальным искусством, – двадцать лет назад в Европе было уже не модно. Так и хочется спросить: зачем вы это поставили? Чтобы рассказать о тех, кто работает за кулисами «Таганки»? Но ведь зритель в театр идет не за этим – поверьте моему опыту.

Участники этой группы вообще не понимают, куда они попали. Они не имеют права появляться на сцене «Таганки».

Иван Рыжиков, актер Театра на Таганке с 1998 года:

– Говорю чисто по фактам. Какие постановки ставить, а какие нет – решает художественный руководитель театра. Открываем коллективный договор: «В отсутствие такового эти вопросы впрямую касаются художественного совета театра, который утверждает спектакли на стадии читки».

А что происходит сейчас? Три постановки и ни одна из них не была утверждена худсоветом и даже там не рассматривалась. И под это им дают деньги. Департамент культуры насаждает свою культуру. Я сейчас даже не занимаюсь вкусовщиной. Не говорю о том, нравится мне эта группа или не нравится. Когда люди приходят в театр, они показывают художественному руководителю то, на что способны. А эти люди, грубо говоря, зашли в искусство с черного входа. С эстетикой, совершенно чуждой театру. Ничему не научившись, не ассимилировавшись в этом пространстве, они насаждают свое видение.

Хотел бы я, чтобы вернулся Любимов? Это, наверное, невозможно. Хотя никто не выгонял Юрия Петровича. Конфликт был с его женой, а он занял ее позицию.

  • Нравится



Самое читаемое

  • Николай Коляда заявил об уходе из своего театра

    8 сентября на сборе труппы уральский драматург, режиссер и основатель «Коляда-театра» заявил, что 20 декабря намерен оставить пост художественного руководителя-директора и эмигрировать из России.  По словам актеров, на это решение могла повлиять усталость от финансовых проблем: пять последних месяцев были самым сложным периодом для театра, который остался без зрителя, без доходов и не получал помощи от местных властей. ...
  • «Переснять этот дубль нельзя»

    Коллеги и друзья актера признаются, что не могут молчать о случившемся. На своих страницах в соцсетях высказались Кирилл Сереберенников, Иван Охлобыстин, Сергей Шнуров и многие другие.   Режиссер Кирилл Серебренников призвал оказать поддержку актеру Ефремову. ...
  • «Звезда театрала» представляет шорт-лист

    Дирекция международной премии «Звезда Театрала» завершила обработку результатов зрительского голосования по лонг-листу и сформировала шорт-лист премии. Теперь в каждой из номинаций осталось по три претендента на награду, и голосование начинается с нуля. ...
  • «Содружество актеров Таганки» может возглавить Герасимов

    Народный артист и депутат Мосгордумы Евгений Герасимов может стать художественным руководителем «Содружества актеров Таганки», сообщает РИА Новости. Это предложение, по словам Герасимова, поступило непосредственно от коллектива театра. ...
Читайте также


Читайте также

  • Александр Березкин: «Поддержка для меня много значит»

    17 августа в Общественной палате РФ прошел круглый стол, где обсуждали положение детских школ искусств в России. Настоящим взрывом стало выступление доцента Московской консерватории Михаила Лидского, который говорил на самую страшную тему – ложных клеветнических обвинений в педофилии, которые уже сейчас прошлись катком по судьбам людей. ...
  • «Казус Березкина»: в поддержку педагога, попавшего в «план по педофилам»

    Продолжается расследование дела театрального педагога Александра Березкина, обвиненного в развратных действиях по отношению к несовершеннолетней. Дело возбудили на основании заявления одной из родительниц... За педагога вступилось множество его коллег, родителей его воспитанников. ...
  • Помощник бухгалтера «Седьмой студии» заявила о давлении следствия

    В понедельник, 15 июня, на заседании в Мещанском суде помощник бухгалтера «Седьмой студии» Элеонора Филимонова отказалась от данных ранее показаний, она сообщила о давлении на нее следствия.   Свидетель по делу «Седьмой студии» Элеонора Филимонова заявила, что помогала бухгалтеру «Седьмой студии» Нине Масляевой с оформлением документов, о хищениях ей известно в тот период не было. ...
  • «Современник» высказал коллективное отношение к ДТП с Михаилом Ефремовым

    Театр «Современник» прервал недельное молчание и опубликовал официальное заявление по ДТП с участием Михаила Ефремова, назвав случившееся огромной трагедией и общей болью.   «Друзья! Наше молчание было вызвано шоком и попыткой осмыслить то, что произошло с одним из самых близких людей «Современника» – Михаилом Ефремовым. ...
Читайте также