Театр драмы и комедии

Кто выйдет победителем из сложившегося конфликта?

 
В двух словах история такова: после того как Юрий Любимов отказался возвращаться на «Таганку», департамент культуры собрал молодых театральных лидеров – Дмитрия Волкострелова, Семена Александровского, Андрея Стадникова и других – и организовал «Группу юбилейного года», задача которой вести знаменитый корабль дальше. Однако первые же шаги новых руководителей были приняты в штыки многими таганковскими корифеями.
Скандальные реплики и заявления (именно от сторонников «старой Таганки») звучали в ноябре на открытии выставки «Попытка альтернативы», в декабре прозвучали они на премьере спектакля Андрея Стадникова «Репетиция оркестра» и повторились в виде «официальных заявлений» для СМИ. Ряд артистов, которые много играли в спектаклях Любимова, требуют, чтобы департамент культуры «перестал самовольничать» и доверил театр другим людям – тем, кого воспитал Юрий Петрович, кто изнутри знаком с традициями этой сцены.

«Театрал» предоставил слово противоборствующим сторонам.

За новую «Таганку»


Ксения Перетрухина, художник, режиссер, участник «Группы юбилейного года»:

– Театр на Таганке – это великий театр. Понять его историю – значит понять историю страны. Своим проектом мы говорим: «Давайте посмотрим на историю театра. Это же была площадь свободы. Площадная культура, где не существовало иерархий, где зритель был равен актеру. Давайте посмотрим на чувство общности, которым они были охвачены. На то, что это был коллективный театр».

После спектакля «Репетиция оркестра», который не всем понравился, ко мне подошла работница театра и сказала, что зрительская дискуссия напомнила ей раннюю «Таганку», когда, прежде чем принять спектакль, его по тринадцать раз выносили на обсуждение всем коллективом. И это именно то, чего мы добиваемся. Нужно собирать общественный (!) худсовет, который был у Любимова. Устраивать обсуждения после спектакля. Театр – коллективное искусство. Но наступают новые времена, должны меняться и участники художественного процесса. В этом нет ничего страшного.

Нам часто говорили, что без Любимова ничего бы не получилось. С этим никто и не спорит! Но в случае с «Таганкой» невозможно заменить одного человека на другого. Вот это ключевая мысль. У театра слишком выдающаяся история, и мы, сохранив ее, должны развивать дальше.

Что касается юбилея, то игнорировать его невозможно. Есть дата – 23 апреля 1964 года – и хотим мы того или нет, юбилейный сезон начался, его надо отмечать. Но это не развешивание праздничных гирлянд, а стремление к диалогу. Мне чрезвычайно не хочется, чтобы все переходило в скандал. Это бесполезная форма общения. Мой гигантский приоритет – это исключительное уважение, мягкость, диалог, когда люди слышат друг друга.

Вениамин Смехов, актер Театра на Таганке в 1964–1985 гг.:

– К сожалению, сейчас вместо того уникального театра, который прожил двадцать лет до изгнания Любимова, есть театр «имени Театра на Таганке» и амбиции нескольких тамошних актеров. Которые, кстати, воинственно оскорбляли Любимова, а сейчас, прикрываясь его именем, пытаются освободиться от предложений «Группы юбилейного года».

Конечно, участники этой группы не избежали ошибок, но организованная ими выставка – это живое дело, не заслуживающее никаких специальных выкриков, из-за которых, к сожалению, мои милые коллеги выглядели очень глупо. В своем спиче я просил всех относиться к этой ситуации весело, как к абсурду. Потому что она совершенно не монтируется с темой настоящей, любимовской Таганки. В советские времена мы боролись с цензурой, с режимом, с малообразованными начальниками управления культуры Моссовета, но не с художниками. Если я не понимаю художника, это еще не повод объявить ему войну.

К тому же театр должен меняться, это истина. Другое дело, как это будет происходить. В Театре на Таганке множество людей, которые хотят власти. Как правильно сказал Капков: «Сначала они против Любимова, потом против Золотухина, теперь они просто против». Но я уверен, что это время уйдет и придет новое. И дай бог, чтобы все было достойно.

Против перемены курса


Татьяна Сидоренко, актриса Театра на Таганке с 1971 года:

– Я в числе тех, кто решительно против «Группы юбилейного года». Вот представьте такую ситуацию. У нас праздник, 50-летие Театра на Таганке, и тут департамент культуры Москвы насильно внедряет к нам людей, которые уверены в том, каким должен быть театр. Приходят двадцать человек, совершенно чуждых нашей эстетике, не понимающих, как мы живем. В их числе Стадников, Перетрухина, Александровский, Волкострелов, два театроведа, новый юрист, новый человек по рекламе. И пришли они, чтобы уничтожить наше культурное поле, чтобы вообще уничтожить понятие «Театр на Таганке». Это очень четко и ясно звучит во всех их делах.

Взять, например, выставку, как бы приуроченную к юбилею театра. Все эти надписи, которыми они обгадили стены фойе, на самом деле четко и ясно дают понять, что Театр на Таганке пора закрыть.

Они абсолютно ничему не обучены, ничего не умеют. Они не профессионалы. Следом за выставкой вышел спектакль, основанный на диалогах наших закулисных работников. Диалоги как бы о жизни «Таганки». Но это вообще смотреть невозможно! То, что они называют современным концептуальным искусством, – двадцать лет назад в Европе было уже не модно. Так и хочется спросить: зачем вы это поставили? Чтобы рассказать о тех, кто работает за кулисами «Таганки»? Но ведь зритель в театр идет не за этим – поверьте моему опыту.

Участники этой группы вообще не понимают, куда они попали. Они не имеют права появляться на сцене «Таганки».

Иван Рыжиков, актер Театра на Таганке с 1998 года:

– Говорю чисто по фактам. Какие постановки ставить, а какие нет – решает художественный руководитель театра. Открываем коллективный договор: «В отсутствие такового эти вопросы впрямую касаются художественного совета театра, который утверждает спектакли на стадии читки».

А что происходит сейчас? Три постановки и ни одна из них не была утверждена худсоветом и даже там не рассматривалась. И под это им дают деньги. Департамент культуры насаждает свою культуру. Я сейчас даже не занимаюсь вкусовщиной. Не говорю о том, нравится мне эта группа или не нравится. Когда люди приходят в театр, они показывают художественному руководителю то, на что способны. А эти люди, грубо говоря, зашли в искусство с черного входа. С эстетикой, совершенно чуждой театру. Ничему не научившись, не ассимилировавшись в этом пространстве, они насаждают свое видение.

Хотел бы я, чтобы вернулся Любимов? Это, наверное, невозможно. Хотя никто не выгонял Юрия Петровича. Конфликт был с его женой, а он занял ее позицию.


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

  • «Гоголь-Центр» обратился к своим зрителям

    В понедельник, 27 июня в телеграмм-канале «Гоголь-Центра» появилось обращение к зрителям. Публикуем его полностью. Дорогие зрители! В последнее время нам часто поступают вопросы про закрытие театра. Мы не можем опровергнуть эти слухи, так как до сих пор у нас нет информации о продлении контрактов Художественного руководителя Алексея Аграновича и Директора Алексея Кабешева, которые заканчиваются 4 июля. ...
  • Семь фильмов Владимира Мотыля

    26 июня исполнилось 95 лет со дня рождения кинорежиссера Владимира Мотыля. «Театрал» подготовил подборку его картин. «Очень важно ответить себе на этот вопрос: «Что конкретно разумного, доброго, вечного в том, что ты задумал? ...
  • Дарья Попова: «Это магический сеанс на два с половиной часа»

    Балетмейстер, режиссер спектакля «Королева» в Театре «Луны» Дарья Попова рассказала о работе над постановкой. – Дарья, о чем вам важно говорить со своим зрителем? – Художник должен говорить о том, что его волнует. ...
  • Скончался актер и режиссер Юрий Горобец

    26 июня в возрасте 90 лет скончался народный артист России Юрий Васильевич Горобец. Об этом «Театралу» стало известно от дочери актера. «С нашим театром Юрия Васильевича связывают долгие годы работы – он был ведущим артистом труппы десять лет при Борисе Равенских, затем ещё семь – при Борисе Морозове,  – написали на сайте Театра им. ...
Читайте также

Самое читаемое

Читайте также