Куда катится «Глобус»

 

О кризисе репертуарного театра в Великобритании разговоры идут не первый год: государство, пустив театры в свободное плавание, поставило их в непростые условия: выживает тот, кто умеет зарабатывать.
Впрочем, у легендарного театра «Глобус» жизнь складывается совершенно особым образом: с одной стороны, спасает имя Шекспира (именно на этой сцене в XVI веке ставились первые пьесы великого драматурга), а с другой – художественный руководитель театра Доминик Дромгул придумал для «Глобуса» целый свод законов, которые помогают ему развиваться вне зависимости от государства. О том, как это удается, худрук рассказал «Театралу» в преддверии 450-летия со дня рождения Шекспира.

– Мистер Доминик, мне кажется, я знаю секрет вашего театра: государство «Глобусу» не помогает, но, безусловно, помогают спонсоры…

– Ошибаетесь. Мы не получаем от спонсоров ни единого цента. И выживаем только за счет продажи билетов. Хотя слово «выживаем» здесь неуместно. Мы не просто выживаем, а получаем солидную прибыль, которую вкладываем в образовательные и исследовательские проекты, но и, конечно, часть этого дохода идет на техническое оснащение нашего здания. Мы можем рассчитывать только на себя.

– А как в таком случае строится репертуар? Отдаете ли вы предпочтение пьесам, которые делают кассу?

– Да, мы думаем об этом. Но здесь важно соблюсти баланс: с одной стороны, любимые зрителями «Ромео и Джульетта» и «Сон в летнюю ночь», а с другой – экспериментальные постановки.

Кстати, мы ведь ставим не только Шекспира, но и современные пьесы и любим рисковать, потому что театр время от времени должен провоцировать зрителей, показывать им что-то новое. Без этого не бывает развития. Но делать это надо грамотно, поэтому тот самый «баланс» тщательно прогнозируется специалистами: мы заранее продумываем, сколько новых пьес мы сможем поставить, какие международные проекты запустим и какова должна быть доля классического шекспировского репертуара.

– Получается, что кризис репертуарной системы вас миновал. Наверное, артисты других театров часто просятся на работу в «Глобус»?

– Да, недостатка в артистах мы не испытываем. Но здесь у «Глобуса» принципиальное правило: у нас нет постоянной труппы и бессрочных договоров, от которых стонут российские театры. Все строится гораздо проще: с каждым артистом заключается контракт на конкретную постановку. И когда постановка сходит с репертуара, с артистом прощаются.

– Но все же «Глобус» театр легендарный. Нужно ли как-то особенно готовить артистов к игре на его сцене? Ответственность ведь колоссальная…

– Многие действительно говорят, что выступать на нашей сцене страшно: слишком уж «давит» история. Вы правы, спектакль в «Глобусе» – это всегда вызов для актера. Мы это знаем и стараемся подбирать команду таким образом, чтобы рядом с новичками были те, кто уже здесь играл.

А если говорить о внутренних правилах, то я всегда требую от артистов, чтобы они понимали, о чем играют. В «Глобусе» актер не может спрятаться за декорацию или в тень, он всегда на виду, поэтому важно чувствовать себя уверенно и ощущать нашу поддержку.

– Есть ли какие-то правила выживания на сцене «Глобуса»?

– Мы не вызываем актеров на сцену по радиосвязи, они сами следят за ходом действия и выбирают момент, когда должны появиться. Поэтому они должны быть максимально внимательны и сами о себе заботиться. Но в то же время они должны заботиться и друг о друге. «Глобус» – не место для соревнования и актерских амбиций. Находясь на сцене, нужно заботиться о партнерах, поддерживать их. Нужно быть единой дружной командой, иначе спектакль не удастся.

– В общем, все по Станиславскому…

– Разумеется.

– А есть ли к режиссерам особые требования?

– Мы приглашаем восемь режиссеров в год и стараемся брать тех, кто работает с «новой драмой». В Лондоне есть театр The Royal Court, где ставят много современных пьес, и мы плотно с ним сотрудничаем.

– Сейчас модно переносить действие классических пьес в наше время. Как вы к этому относитесь?

– Шекспира можно ставить как угодно, он позволяет любые трактовки, и иногда интересно показать, насколько близко к нашей реальности то, что писал он в XVI веке.

Мы стараемся представить пьесу, словно Шекспир ее только что закончил, и дать зрителям возможность увидеть исторические параллели. Шекспир принадлежит и прошлому, и настоящему, и будущему, и он будет меняться с течением времени, мы будем находить в нем всё новые и новые смыслы.

– Комфортно ли вам существовать в условиях современного театра?

– Мне кажется, сейчас в Англии существует верный баланс между мейнстримом и авангардом, они отлично взаимодействуют. У нас сильный Национальный театр, прекрасные театры, где идет новая драма, и замечательные региональные театры. И хотя многие говорят о кризисе репертуарной системы, я этот кризис не очень ощущаю: мне кажется, многие британские театры уже перешли на рельсы самоуправления.

  • Нравится



Самое читаемое

  • «Содружество актеров Таганки» может возглавить Герасимов

    Народный артист и депутат Мосгордумы Евгений Герасимов может стать художественным руководителем «Содружества актеров Таганки», сообщает РИА Новости. Это предложение, по словам Герасимова, поступило непосредственно от коллектива театра. ...
  • Театральный донос

    Одним из самых ярких событий сентября стало юбилейное открытие сотого сезона Театра Вахтангова. Об этом рассказали все ведущие СМИ, это обсудили все поклонники театра, но вряд ли широкая публика догадывалась, что замечательный праздник мог быть сорван. ...
  • «Переснять этот дубль нельзя»

    Коллеги и друзья актера признаются, что не могут молчать о случившемся. На своих страницах в соцсетях высказались Кирилл Сереберенников, Иван Охлобыстин, Сергей Шнуров и многие другие.   Режиссер Кирилл Серебренников призвал оказать поддержку актеру Ефремову. ...
  • Николай Коляда заявил об уходе из своего театра

    8 сентября на сборе труппы уральский драматург, режиссер и основатель «Коляда-театра» заявил, что 20 декабря намерен оставить пост художественного руководителя-директора и эмигрировать из России.  По словам актеров, на это решение могла повлиять усталость от финансовых проблем: пять последних месяцев были самым сложным периодом для театра, который остался без зрителя, без доходов и не получал помощи от местных властей. ...
Читайте также


Читайте также

  • Николай Свентицкий: «Русский театр в Грузии жив!»

    20 сентября исполняется 175 лет Тбилисскому государственному академическому русскому драматическому театру имени А.С. Грибоедова, старейшему русскому театру на постсоветском пространстве. Почти два века своего существования театр бережно хранит русскую культуру, русский язык. ...
  • Алла Сигалова готовит премьеру в Русском театре Эстонии

    73-й сезон откроется в Русском театре 5 сентября долгожданной премьерой музыкального спектакля «Моя прекрасная леди» по мотивам пьесы Бернарда Шоу «Пигмалион» и одноименного фильма Габриэля Паскаля. Спектакль ставит российский хореограф и режиссер Алла Сигалова. ...
  • Беларусь. «Сегодня самое главное – не допустить жертв и насилия»

    «Театрал» продолжает рассказывать о деятельности русских театров за рубежом, и, в связи с событиями, начавшимися после президентских выборов в соседней Республике Беларусь, за развитием которых следят по всему миру, журнал решил выяснить, насколько атмосфера протеста осложняет работу театра. ...
  • Русские театры за рубежом ждут гастролей

    Русскоязычные театры за рубежом, а география их очень широкая и не ограничивается Европой, интересны не только экспатам, но и российским зрителям.   Как показал опрос на сайте и в соцсетях журнала «Театрал», который провела дирекция фестиваля «Мир русского театра», спектакли этих коллективов хотели бы посмотреть более 80% респондентов. ...
Читайте также