Скандал как зеркало процесса

«Театрал» составил топ самых эпатажных спектаклей российской провинции

 
Вряд ли руководители театров заранее планируют скандальный шлейф, который потянется за постановкой. Тем более еще неизвестно, к чему это приведет – к аншлагам или к судебным искам.

«Гамлет»


Режиссер: Олег Нагорничных
Государственный академический театр драмы им. Савина (Сыктывкар)


Сам театр предварил постановку так: «Решение спектакля кроется в современном прочтении пьесы. Основная мысль, которую мы хотим донести до зрителя: страсти шекспировских времен – это не отдаленное прошлое, а наша сегодняшняя жизнь».

Однако юриста и члена Общественной палаты Республики Коми Александра Щиголева отдельные сцены спектакля смутили. В особенности куплеты могильщиков и эпизод, в котором Офелию насилуют на рояле. Зритель подал в суд, потребовав компенсацию за купленные билеты (800 рублей) и за моральный ущерб (10 тыс. рублей). Впрочем, суд его жалобу отклонил, признав тем самым постановку художественно обоснованной. Спектакль по-прежнему играется в Сыктывкаре несколько раз в месяц.

«Старый квартал»


Режиссер: Вилюс Малинаускас
«Пятый театр» (Омск)


Персонаж пьесы Уильямса, как, впрочем, и многие другие его герои, является представителем нетрадиционной сексуальной ориентации. А потому омские блюстители нравственности тут же подвергли спектакль жесточайшей критике. Так, некий Лев Степаненко, представляющийся священником, в своей статье «Князья содомские – театры омские» отозвался об авторе пьесы, давно вошедшем в мировую драматургию, как о «старом наркомане и педерасте». Далее он пишет: «Впервые в омских театрах спектакль посвящен гомосексуалистам, несмотря не только на вопиющую безнравственность, но и на уголовщину, поскольку Госдума приняла закон о запрете пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений. До сих пор в спектаклях встречались только намеки на них, теперь же создан прецедент, взят очередной барьер порока – ликует дьявол».

Статьями дело не ограничилось. Во время фестиваля «Молодые театры России», проходившего в мае 2013 года, часть зрительской аудитории бомбардировала гневными письмами местную администрацию. Однако исполнитель главной роли Сергей Шоколов получил на фестивале приз за лучшую мужскую роль, а «Старый квартал», как весьма качественная и достойная работа, остается в репертуаре «Пятого театра».

«Гамлет»


Режиссер: Александр Огарев
Краснодарский академический театр драмы им. Горького


Крах мироздания здесь начинался с краха семьи, с домашних предательств и обманов. Не это ли ближе и понятнее каждому? Не это ли заставляло Гамлета – Андрея Харенко переходить от недоумения и разочарования к отчаянному озлоблению финала, когда он, словно лишившись рассудка, оставил на сцене гору трупов. Человек превратился в зверя, зверь погиб, дальше – тишина… Краснодарские актеры активно включились в режиссерские эксперименты и продемонстрировали свою состоятельность.

Но оказалось, что в «казачьей столице» все эти новации не пришлись ко двору. Эпатажем сочли появление на сцене обнаженного актера, притом что эта мизансцена была вписана в концепцию спектакля. Ощутимым было недовольство директора театра Татьяны Кривошеевой. А представительница местного критического цеха в интернет-дискуссии заявила: «Такой режиссер, как Александр Огарев, не нужен Краснодару». В результате Огареву летом 2013 года пришлось, не дожидаясь окончания контракта, оставить должность и Краснодар. Вслед за ним ушли актеры. Спектакль был снят с репертуара.

«Екатерина Ивановна»


Режиссер: Евгений Марчелли
Российский государственный академический театр драмы им. Волкова (Ярославль)


Марчелли обозначил жанр своего спектакля: «драма с разрывом». И не обманул ожиданий. Разрывам и надрывам тут нет числа. Если бьют, то наотмашь, головой о стену, телом об пол. Если «срывают покровы» с чувств и мыслей, то в прямом смысле слова. Любят и ненавидят насмерть. Психология смиренно спасовала под натиском агрессивной физиологии. Зачем слова, коль их можно заменить животным совокуплением? Зачем глаза, когда можно сразить наповал прочими частями прекрасного тела Екатерины Ивановны, полностью обнаженного и выставленного напоказ? Ну как тут было не растеряться зрителям, еще не успевшим привыкнуть к своеобразной эстетике режиссера?

Но все же «Екатерине Ивановне» повезло. Несмотря на зрительские возмущения, спектакль остался в репертуаре и получил ряд театральных наград.

Kill


Режиссер: Тимофей Кулябин
Театр «Красный факел» (Новосибирск)


Спектакль Kill по мотивам шиллеровского «Коварства и любви» (фото на странице слева), конечно, вызывает полемику, но остается в репертуаре театра, поскольку театральный Новосибирск привык к новациям.

Главное раздражение консервативной части публики вызвала видеоинсталляция. «Ее мы снимали заранее, – рассказывает Тимофей Кулябин. – Причем учитывали опыт Ницше и венских акционистов. Эти художники 60-х годов прошлого столетия работали с плотью, кровью, религиозной символикой. Мы взяли актрису Дарью Емельянову, исполняющую роль Луизы Миллер, и облили ее красным соком, предварительно закрыв ей глаза скотчем. Потом повязка снималась, а эти глаза фиксировались на камеру. В фойе выставлены два монитора. На одном демонстрируется эта инсталляция. И присутствует атрибутика, которая была задействована в съемке: окровавленный крест, реквизит. А на кресте, в том месте, где должна быть голова распятого, установлен второй монитор, показывающий те самые глаза актрисы, которые мы сняли. И они смотрят прямо на тебя. Мы, честно говоря, опасались, что многие зрители, особенно старшего поколения, прямо здесь развернутся и уйдут. Но нет, обошлось. Билеты продаются хорошо. Хотя представители существующего в городе «Народного собора» назвали меня сатаной».

Эта инсталляция, кстати, существует не сама по себе, а вводит зрителя в пространство спектакля, ведь в концепции режиссера эта шиллеровская история – о жертве и жертвенности.


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

  • «Гоголь-Центр» обратился к своим зрителям

    В понедельник, 27 июня в телеграмм-канале «Гоголь-Центра» появилось обращение к зрителям. Публикуем его полностью. Дорогие зрители! В последнее время нам часто поступают вопросы про закрытие театра. Мы не можем опровергнуть эти слухи, так как до сих пор у нас нет информации о продлении контрактов Художественного руководителя Алексея Аграновича и Директора Алексея Кабешева, которые заканчиваются 4 июля. ...
  • Семь фильмов Владимира Мотыля

    26 июня исполнилось 95 лет со дня рождения кинорежиссера Владимира Мотыля. «Театрал» подготовил подборку его картин. «Очень важно ответить себе на этот вопрос: «Что конкретно разумного, доброго, вечного в том, что ты задумал? ...
  • Дарья Попова: «Это магический сеанс на два с половиной часа»

    Балетмейстер, режиссер спектакля «Королева» в Театре «Луны» Дарья Попова рассказала о работе над постановкой. – Дарья, о чем вам важно говорить со своим зрителем? – Художник должен говорить о том, что его волнует. ...
  • Скончался актер и режиссер Юрий Горобец

    26 июня в возрасте 90 лет скончался народный артист России Юрий Васильевич Горобец. Об этом «Театралу» стало известно от дочери актера. «С нашим театром Юрия Васильевича связывают долгие годы работы – он был ведущим артистом труппы десять лет при Борисе Равенских, затем ещё семь – при Борисе Морозове,  – написали на сайте Театра им. ...
Читайте также

Самое читаемое

Читайте также