Госпожа удача

Галина Волчек рассказала о партии в джин, в которой нет победителей

 

После долгого молчания Галина Волчек накануне своего юбилея показала премьеру спектакля «Игра в джин». Пьесу Кобурна о двух обитателях американского дома престарелых художественный руководитель «Современника» впервые увидела более 30 лет назад на сцене бродвейского театра и отложила в копилку памяти за неимением в труппе подходящих по возрасту актеров. Сейчас «спектакль на двоих» с блеском сыграли премьеры театра – Лия Ахеджакова и Валентин Гафт.
Гликерия Николаевна Федотова вспоминала, как на следующий день после дебюта (прошел с успехом – цветы, аплодисменты) она пришла к своему учителю Михаилу Семеновичу Щепкину. Он вздохнул: «Ну что, думаешь, твоему мастерству аплодировали? Твоему свежему личику, твоему юному голоску. Если бы я, старик, сыграл так плохо, как ты вчера, – меня бы освистали!»

Театр – жестокое искусство. С каждым годом зрители все требовательнее к своим кумирам, все нетерпимее к своим любимцам. Каждый раз надо выходить и побеждать заново – мастерством и талантом, куражом и мудростью. Лия Ахеджакова и Валентин Гафт побеждать и убеждать умеют. Взяв старую бенефисную пьесу Дональда Ли Кобурна, Галина Волчек дала двум своим премьерам прекрасную основу для вышивки театральной гладью.

Два больных немолодых человека – Фонсия Дорси и Веллер Мартин – встречаются и знакомятся в доме престарелых (в минуту раздражения его можно обозвать «домом смерти», на бюрократическом волапюке – «семьей расширенного типа»). Ни к нему, ни к ней никто не приходит в дни посещений, и они коротают эти субботы за карточным столом. Он – старый ас игры в джин. Она – сказочный везунчик. И ее фарт раз за разом побеждает его опыт. От прихотливости фортуны («Ну не нравишься ты мне!») впору сбеситься. И безобидная карточная игра все больше приобретает привкус поединка. Сначала психологического. Мирные беседы о прошлых занятиях и теперешних болезнях, о родителях, о бывших мужьях и женах, об образовании (Фонсия так и не окончила среднюю школу), о невнимательных детях сменяются подковырками и болезненными намеками: «Ваш сын вас ненавидит!» или «Может, вы просто плохой коммерсант и сами виноваты, что все потеряли!»

Хорошо сделанная пьеса позволяет актерам развернуть целый диапазон чувств и арсенал средств. Фарсовые эпизоды и всплески темперамента, минуты драматической скорби и интеллектуальный поединок. Словом, все 300 штампов, которые каждый большой артист оттачивает за жизнь, тут есть где применить.

Лия Ахеджакова наделила свою героиню хрупкостью и юмором, несгибаемым характером и некоторой толикой раздражающего упрямства. Она кокетливо меняет наряды, принимает изысканно-задумчивые позы, прикрывает, когда смеется, рот рукой. Укладывает на сиденье кресла гору подушек и лихо вспрыгивает на свой трон. Хрупкая, маленькая (едва достигающая плеча своего партнера) Дорси вызывает желание немедленно защитить эту девочку-бабушку с громадным плюшевым мишкой в руках от окружающего страшного мира, да и от нее самой. От ее взбалмошности и непоседливости, от детской бескомпромиссности и старческого эгоизма.

Валентин Гафт подарил своему герою саркастический ум и силу духа, незаурядность крупной личности и раздражительность человека, которому слишком часто перечат. Высокий, худой, сильный старик самозабвенно кричит на партнершу, выплескивая все обиды на свою несложившуюся жизнь.

Галина Волчек поместила героев Кобурна в некое подобие заброшенной больницы, где сгружены кресла-каталки, кушетки, разномастные диваны, стулья и столы. Композитор Александр Бакши наполнил пространство шумами и шорохами, звуками грозы и грома, голосами и музыкой, как будто за стенами колышется беспокойный людской океан. Сценограф Павел Каплевич выбрал для стен дома престарелых полупрозрачные стеклянные плитки, кое-где уже надбитые. А художник по свету Дамир Исмагилов заставил эти стены мерцать и светиться то пурпурно-красным, то нежно-розовым, по стенам бегают хороводы теней и силуэты деревьев. К финалу окна распахнутся, откроются верхние люки, и вихрь принесет сотни игральных карт.

Люди играют с судьбой в азартные игры, радуются выигрышам, огорчаются проигрышам. Но рано или поздно провидение подводит итог, и вдруг выясняется, что никому не интересно, сколько очков ты набрал. А в зачет идет только то, как себя вел с партнерами по жизни – детьми и родственниками, соседями и компаньонами. И даже если ты успел поругаться со всеми и остаться совсем один перед лицом все ближе подступающей смерти, судьба все равно даст шанс разделить последний час с визави по карточному столу, чтобы остался кто-то, кто о тебе пожалеет…

  • Нравится



Самое читаемое

  • «Содружество актеров Таганки» может возглавить Герасимов

    Народный артист и депутат Мосгордумы Евгений Герасимов может стать художественным руководителем «Содружества актеров Таганки», сообщает РИА Новости. Это предложение, по словам Герасимова, поступило непосредственно от коллектива театра. ...
  • Театральный донос

    Одним из самых ярких событий сентября стало юбилейное открытие сотого сезона Театра Вахтангова. Об этом рассказали все ведущие СМИ, это обсудили все поклонники театра, но вряд ли широкая публика догадывалась, что замечательный праздник мог быть сорван. ...
  • «Переснять этот дубль нельзя»

    Коллеги и друзья актера признаются, что не могут молчать о случившемся. На своих страницах в соцсетях высказались Кирилл Сереберенников, Иван Охлобыстин, Сергей Шнуров и многие другие.   Режиссер Кирилл Серебренников призвал оказать поддержку актеру Ефремову. ...
  • Николай Коляда заявил об уходе из своего театра

    8 сентября на сборе труппы уральский драматург, режиссер и основатель «Коляда-театра» заявил, что 20 декабря намерен оставить пост художественного руководителя-директора и эмигрировать из России.  По словам актеров, на это решение могла повлиять усталость от финансовых проблем: пять последних месяцев были самым сложным периодом для театра, который остался без зрителя, без доходов и не получал помощи от местных властей. ...
Читайте также


Читайте также

  • Уже не смешно

    В Театре Наций в течение недели одна за другой вышли премьеры спектаклей «Лекарь поневоле» Олега Долина, «Разбитый кувшин» Тимофея Кулябина и «Страсти по Фоме» Евгения Марчелли. Хотя все три спектакля были задуманы еще до пандемии, они идеально соответствуют рекомендациям нового министра культуры Ольги Любимовой начинать посткарантинный сезон с чего-то легкого: шуточный пустячок Мольера, комедия-анекдот Клейста, даже у Достоевского – минимально травматичное и сатирическое «Село Степанчиково и его обитатели». ...
  • «Идеальных людей не существует»

    Владимир Машков и Алена Лаптева представили новые спектакли по Агате Кристи и Александру Вампилову первым зрителям. Премьера «Старшего сына состоится 7 сентября (Сцена на Чаплыгина), а детектива «И никого не стало» – 10 сентября (Сцена на Сухаревской). ...
  • Отравленное время

    Театр Романа Виктюка 1 сентября открывает 24-й сезон премьерой - художественный руководитель театра представит знаковую пьесу Серебряного века «Отравленную тунику» Николая Гумилева. Главные роли в новом спектакле исполняет звёздный актёрский дуэт - Людмила Погорелова и Дмитрий Бозин. ...
  • Где купить «Театрал»: журнал увеличил охват

    В редакцию чаще стали обращаться читатели с вопросом: где в условиях самоизоляции приобрести апрельский «Театрал»? В самом деле, интерес закономерен, поскольку театры закрыты, невозможно получить журнал и в редакции, а также у целого ряда наших партнеров (например, в ресторанах, где журнал выставляется на стойках, или в книжных магазинах). ...
Читайте также