Госпожа удача

Галина Волчек рассказала о партии в джин, в которой нет победителей

 

После долгого молчания Галина Волчек накануне своего юбилея показала премьеру спектакля «Игра в джин». Пьесу Кобурна о двух обитателях американского дома престарелых художественный руководитель «Современника» впервые увидела более 30 лет назад на сцене бродвейского театра и отложила в копилку памяти за неимением в труппе подходящих по возрасту актеров. Сейчас «спектакль на двоих» с блеском сыграли премьеры театра – Лия Ахеджакова и Валентин Гафт.
Гликерия Николаевна Федотова вспоминала, как на следующий день после дебюта (прошел с успехом – цветы, аплодисменты) она пришла к своему учителю Михаилу Семеновичу Щепкину. Он вздохнул: «Ну что, думаешь, твоему мастерству аплодировали? Твоему свежему личику, твоему юному голоску. Если бы я, старик, сыграл так плохо, как ты вчера, – меня бы освистали!»

Театр – жестокое искусство. С каждым годом зрители все требовательнее к своим кумирам, все нетерпимее к своим любимцам. Каждый раз надо выходить и побеждать заново – мастерством и талантом, куражом и мудростью. Лия Ахеджакова и Валентин Гафт побеждать и убеждать умеют. Взяв старую бенефисную пьесу Дональда Ли Кобурна, Галина Волчек дала двум своим премьерам прекрасную основу для вышивки театральной гладью.

Два больных немолодых человека – Фонсия Дорси и Веллер Мартин – встречаются и знакомятся в доме престарелых (в минуту раздражения его можно обозвать «домом смерти», на бюрократическом волапюке – «семьей расширенного типа»). Ни к нему, ни к ней никто не приходит в дни посещений, и они коротают эти субботы за карточным столом. Он – старый ас игры в джин. Она – сказочный везунчик. И ее фарт раз за разом побеждает его опыт. От прихотливости фортуны («Ну не нравишься ты мне!») впору сбеситься. И безобидная карточная игра все больше приобретает привкус поединка. Сначала психологического. Мирные беседы о прошлых занятиях и теперешних болезнях, о родителях, о бывших мужьях и женах, об образовании (Фонсия так и не окончила среднюю школу), о невнимательных детях сменяются подковырками и болезненными намеками: «Ваш сын вас ненавидит!» или «Может, вы просто плохой коммерсант и сами виноваты, что все потеряли!»

Хорошо сделанная пьеса позволяет актерам развернуть целый диапазон чувств и арсенал средств. Фарсовые эпизоды и всплески темперамента, минуты драматической скорби и интеллектуальный поединок. Словом, все 300 штампов, которые каждый большой артист оттачивает за жизнь, тут есть где применить.

Лия Ахеджакова наделила свою героиню хрупкостью и юмором, несгибаемым характером и некоторой толикой раздражающего упрямства. Она кокетливо меняет наряды, принимает изысканно-задумчивые позы, прикрывает, когда смеется, рот рукой. Укладывает на сиденье кресла гору подушек и лихо вспрыгивает на свой трон. Хрупкая, маленькая (едва достигающая плеча своего партнера) Дорси вызывает желание немедленно защитить эту девочку-бабушку с громадным плюшевым мишкой в руках от окружающего страшного мира, да и от нее самой. От ее взбалмошности и непоседливости, от детской бескомпромиссности и старческого эгоизма.

Валентин Гафт подарил своему герою саркастический ум и силу духа, незаурядность крупной личности и раздражительность человека, которому слишком часто перечат. Высокий, худой, сильный старик самозабвенно кричит на партнершу, выплескивая все обиды на свою несложившуюся жизнь.

Галина Волчек поместила героев Кобурна в некое подобие заброшенной больницы, где сгружены кресла-каталки, кушетки, разномастные диваны, стулья и столы. Композитор Александр Бакши наполнил пространство шумами и шорохами, звуками грозы и грома, голосами и музыкой, как будто за стенами колышется беспокойный людской океан. Сценограф Павел Каплевич выбрал для стен дома престарелых полупрозрачные стеклянные плитки, кое-где уже надбитые. А художник по свету Дамир Исмагилов заставил эти стены мерцать и светиться то пурпурно-красным, то нежно-розовым, по стенам бегают хороводы теней и силуэты деревьев. К финалу окна распахнутся, откроются верхние люки, и вихрь принесет сотни игральных карт.

Люди играют с судьбой в азартные игры, радуются выигрышам, огорчаются проигрышам. Но рано или поздно провидение подводит итог, и вдруг выясняется, что никому не интересно, сколько очков ты набрал. А в зачет идет только то, как себя вел с партнерами по жизни – детьми и родственниками, соседями и компаньонами. И даже если ты успел поругаться со всеми и остаться совсем один перед лицом все ближе подступающей смерти, судьба все равно даст шанс разделить последний час с визави по карточному столу, чтобы остался кто-то, кто о тебе пожалеет…

  • Нравится



Самое читаемое

  • Николай Коляда заявил об уходе из своего театра

    8 сентября на сборе труппы уральский драматург, режиссер и основатель «Коляда-театра» заявил, что 20 декабря намерен оставить пост художественного руководителя-директора и эмигрировать из России.  По словам актеров, на это решение могла повлиять усталость от финансовых проблем: пять последних месяцев были самым сложным периодом для театра, который остался без зрителя, без доходов и не получал помощи от местных властей. ...
  • «Переснять этот дубль нельзя»

    Коллеги и друзья актера признаются, что не могут молчать о случившемся. На своих страницах в соцсетях высказались Кирилл Сереберенников, Иван Охлобыстин, Сергей Шнуров и многие другие.   Режиссер Кирилл Серебренников призвал оказать поддержку актеру Ефремову. ...
  • «Звезда театрала» представляет шорт-лист

    Дирекция международной премии «Звезда Театрала» завершила обработку результатов зрительского голосования по лонг-листу и сформировала шорт-лист премии. Теперь в каждой из номинаций осталось по три претендента на награду, и голосование начинается с нуля. ...
  • «Содружество актеров Таганки» может возглавить Герасимов

    Народный артист и депутат Мосгордумы Евгений Герасимов может стать художественным руководителем «Содружества актеров Таганки», сообщает РИА Новости. Это предложение, по словам Герасимова, поступило непосредственно от коллектива театра. ...
Читайте также


Читайте также

  • Уже не смешно

    В Театре Наций в течение недели одна за другой вышли премьеры спектаклей «Лекарь поневоле» Олега Долина, «Разбитый кувшин» Тимофея Кулябина и «Страсти по Фоме» Евгения Марчелли. Хотя все три спектакля были задуманы еще до пандемии, они идеально соответствуют рекомендациям нового министра культуры Ольги Любимовой начинать посткарантинный сезон с чего-то легкого: шуточный пустячок Мольера, комедия-анекдот Клейста, даже у Достоевского – минимально травматичное и сатирическое «Село Степанчиково и его обитатели». ...
  • Театр на Юго-Западе начал сезон премьерой спектакля «Тиль»

    Театр на Юго-Западе открыл 44 театральный сезон премьерой – спектаклем по пьесе Григория Горина «Тиль», режиссер-постановщик Наталия Бухальцева.   Впервые пьеса Горина была поставлена в 1974 году на сцене «Ленкома» и стала началом возрождения театра под руководством Марка Захарова. ...
  • «Идеальных людей не существует»

    Владимир Машков и Алена Лаптева представили новые спектакли по Агате Кристи и Александру Вампилову первым зрителям. Премьера «Старшего сына состоится 7 сентября (Сцена на Чаплыгина), а детектива «И никого не стало» – 10 сентября (Сцена на Сухаревской). ...
  • Отравленное время

    Театр Романа Виктюка 1 сентября открывает 24-й сезон премьерой - художественный руководитель театра представит знаковую пьесу Серебряного века «Отравленную тунику» Николая Гумилева. Главные роли в новом спектакле исполняет звёздный актёрский дуэт - Людмила Погорелова и Дмитрий Бозин. ...
Читайте также