«Предметы N*» Версаля на Зацепе

 
Немногие знают, что в Москве есть свой Версаль. На Зацепе. Именно так современники называли дом коллекционера, купца, общественного деятеля и мецената Алексея Александровича Бахрушина, построенный по проекту архитектора Карла Гиппиуса в 1896–1898 годах. Сейчас это Театральный музей им. А.А. Бахрушина: на одноименной улице находится главное здание, в центре Москвы – десять филиалов.
В уходящем году исполнилось 100 лет с того момента, как Бахрушин в присутствии выдающихся деятелей культуры, искусства и науки передал коллекцию государству. В наступающем году, 29 октября, музей будет отмечать 120-летие со дня основания.

О юбилейных датах «Театрал» поговорил с генеральным директором музея Дмитрием Родионовым:

– Дмитрий Викторович, что повлияло на решение Бахрушина передать свою коллекцию государству?

– Алексей Александрович занялся коллекционированием театральных раритетов в начале 1890-х годов. К 1913 году коллекция неимоверно выросла в объеме, в масштабе, в ценности, и за несколько лет до этого события он задумался о ее дальнейшей судьбе. Обратился с предложением в городскую думу – принять коллекцию в дар Москве, но получил отказ. Тогда родилась идея с Императорской Академией наук, и 25 ноября 1913 года частная театральная коллекция стала государственным музеем. Этот статус неоднократно спасал музей во времена лихолетья. Сегодня собрание Бахрушина насчитывает более полутора миллионов экспонатов.

– Что составляет основу коллекции?

– В основе любой коллекции, естественно, находится музейный предмет. Ряд этих предметов настолько разнообразен, что порой сам удивляешься этой необыкновенно яркой и неожиданной палитре.

Формируя коллекцию, Бахрушин ориентировался на свою привязанность к Императорским театрам: Большому и Малому. Он был страстным балетоманом, уважал и любил величайших актеров Малого театра, с детских лет был приучен ходить именно в эти театры, и поэтому в основе его коллекции на первом этапе были, конечно, раритеты, принадлежавшие деятелям этих выдающихся московских коллективов.

Со временем его внимание сосредоточилось на современном театре. В частности, благодаря его стараниям в музее – уникальная коллекция русского театрального авангарда.

Творческий подход Алексея Александровича к формированию коллекции, как к собиранию самых разнообразных театральных раритетов, подвигнул и нас сделать выставку, которую мы назвали «Предметы N*» и посвятили этому знаменательному событию – обретению музеем государственного статуса.

– Почему «Предметы N*»?

– Буква N латинская, и каждый человек может расшифровать ее по-своему. Любому музейному предмету можно дать свое определение, знакомитесь ли вы с ним в экспозиции, через каталог, видео или другой информационный носитель. Вы даете это определение невольно, потому что эмоциональное к нему отношение возникает уже в первые доли секунды. Что-то происходит или не происходит. И вот это «что-то», интимное, тайное, личностное, очень важно для музея. Если это случается, я считаю, что музей выполняет функции воспитания, образования, приобщения к культурному наследию, творчеству.

На выставке демонстрируются раритеты из коллекции Алексея Александровича Бахрушина до 1913 года, среди которых экспонаты, характеризующие быт, привычки, эстетику того времени. Например, стеклянные негативы и дагерротипы. Сейчас же никто не знает, что это такое, а мы их в музее храним. Или театральные бинокли пушкинского времени, или веера, или подарки благодарных зрителей своим кумирам. Перечень таких предметов почти безбрежен. Другой предметный ряд выставки относится к XXI веку, вернее, к периоду 2010–2013 годов, это поступления и дары нашему музею. Думаю, будет любопытно увидеть, в каких предметах искусства находит выражение наше время.

В нашей расшифровке буквы N лишь около тридцати прилагательных. Каждый человек, пришедший на выставку, может выбрать любое из них или предложить свое.

– Как будете праздновать 120-летие музея?

– Работой. Изданиями. Конференциями. Бахрушинским фестивалем. Спектаклями и концертами. Таких мероприятий почти 500 в течение года. Готовимся к открытию филиала в Зарайске и Арт-центра в Сочи. В 2014 году в нашем плане также 93 выставочных проекта в Москве, в России и за рубежом.

Один из них – «От Серебряного века к авангарду. Россия. 1900 – 1940-е гг.» проедет по всей России, от Южно-Сахалинска до Абакана. Подобный опыт у нас был в 2013 году, проект «Шедевры из собрания Театрального музея им. А.А. Бахрушина» был представлен в пяти российских регионах.

Из зарубежных выставок хотелось бы выделить осенний проект «Русский театральный авангард.1913–1933» в Музее Виктории и Альберта в Лондоне.


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

  • Скончался актер и режиссер Юрий Горобец

    26 июня в возрасте 90 лет скончался народный артист России Юрий Васильевич Горобец. Об этом «Театралу» стало известно от дочери актера. «С нашим театром Юрия Васильевича связывают долгие годы работы – он был ведущим артистом труппы десять лет при Борисе Равенских, затем ещё семь – при Борисе Морозове,  – написали на сайте Театра им. ...
  • Итоги сезона: «Что будет дальше – не скажет никто»

    По традиции, летом «Театрал» попросил экспертов выделить главные направления минувшего сезона: 1. События, 2. Разочарования, 3. Тенденции. Сегодня – слово театральному критику Наталии Каминской.  События Событием стал фестиваль «Золотая маска». ...
  • Юрий Чурсин: «Актёрство – это постоянный огонь»

    После длительного разрыва с театром Юрий Чурсин вернулся в МХТ им. Чехова: в спектакль «Лес», который сделал молодого актера в 2005-м едва ли не главным героем театрального процесса, и на новые роли. Мы поговорили о премьере «Сирано де Бержерак», опальных поэтах и реабилитированных сегодня понятиях. ...
  • Итоги сезона: курс на историческую рефлексию

    По традиции, летом «Театрал» попросил экспертов выделить главные направления минувшего сезона: 1. События, 2. Разочарования, 3. Тенденции. Сегодня – слово театральному критику Марине Шимадиной.  Тенденции Начать стоит с тенденций. ...
Читайте также

Самое читаемое

Читайте также