Жанр без кризиса

«Золотая Маска»: размышления о номинации «оперетта/мюзикл»

 
С номинацией «оперетта/мюзикл» из года в год складывается непростая ситуация. Собираемые в ней спектакли не отражают реальную ситуацию – ни по количеству, ни по качеству. Случаются, конечно, исключения, как прошлогодний конкурс с очень сильным и разнообразным подбором названий. В этом же году список номинантов оказался коротким – всего три наименования (кстати, это число превышается довольно редко), среди которых – ни одной оперетты.
А меж тем в театрах разных городов за минувший сезон вышел целый ряд удачных спектаклей – как оперетт, так и мюзиклов. В том числе в «Московской Оперетте», руководство которой аккурат в день завершения фестиваля распространило открытое письмо, где объявило, что больше не будет сотрудничать с «Золотой Маской». Справедливости ради надо сказать, что в минувшие годы спектакли, выпущенные «Московской Опереттой», от «Метро» до «Монте-Кристо» и «Фанфана-тюльпана», в конкурс попадали регулярно, и тем огорчительнее тот факт, что в будущем на афише не будет одного из самых крупных, успешных и значительных театральных коллективов.

Основное недовольство вызвало решение экспертного совета с нынешнего конкурса не номинировать спектакли, исполняемые под «минус». Вопрос, действительно, спорный. С одной стороны, это логично – все-таки разница в звуке спектакля с живым оркестром и спектакля под запись, очевидна. С другой – из-за этого список сужается еще сильнее, и из него выпадают высокого качества спектакли с превосходными актерскими работами. Такие как «Граф Орлов» той же «Московской Оперетты», который идет под «минус» из-за сложной, с огромным количеством использованных инструментов, партитуры. Подобные примеры есть еще, и, конечно, встретятся в будущем.

В итоге музыкальное жюри нынешнего года оказалось в сложной ситуации: распределить награды между такими разными работами как «Месса» Новосибирского театра оперы и балета, «Русалочка» компании «Stage Entertainment» и «Белая гвардия» Екатеринбургского театра музыкальной комедии. И радостно видеть, что финальное решение оказалось грамотным, насколько это было возможно.
Две премии, за лучшую работу дирижера и лучшую мужскую роль, получила «Месса». Строго говоря, это не совсем мюзикл: произведение Леонарда Бернстайна изначально называется «театральная пьеса для певцов, актеров, танцоров и оркестра». В основе лежит взятая полностью каноническая латинская служба, соединенная с современными номерами на английском языке о размышлениях на темы веры, переживаний, поисков себя у самых разных людей. Воспринимается «Месса» непросто, но завораживает великолепием музыки и пения – оперные артисты отлично освоили новую для себя манеру исполнения, а мастерская работа дирижера Айнарса Рубикиса позволила услышать все разнообразие мотивов бернстайновского сочинения. В «Мессе» можно услышать отзвуки и госпела, и джаза, и блюза, и рока. Сыгравший главную роль Дмитрий Суслов впечатляет сильным вокалом и актерским исполнением: его Священник, монолитный в начале, переживающий трагедию сомнений и вновь обретающий себя – серьезная, достойная работа. 

Лучшим спектаклем жюри назвало «Русалочку». Примечательно, что работа «SE» оказалась номинирована впервые – и сразу настолько удачно. Очень важно расширение рамок номинации в этом смысле: не вызывает вопросов тот факт, что спектакль частично сделан иностранной командой (например, грандиозный «Бал вампиров» Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии, победивший в номинации в прошлом году, тоже лицензионная продукция, созданная западными постановщиками). Возможно, «Русалочка» не самая выдающаяся работа из всех проектов «SE», но это качественный продукт, абсолютно отвечающий мюзикловым стандартам. И именно благодаря роли в «Русалочке» вторую подряд награду за лучшую женскую роль получила Манана Гогитидзе, одна из самых ярких актрис жанра, обладательница потрясающих вокальных данных и эффектной, запоминающейся актерской индивидуальности. Ее злодейка Урсула в «Русалочке» нравилась публике порой даже больше «положительных» героев. К тому же именно на ее счету – самые интересные с точки зрения музыки сольные номера. А вот премию за лучшую режиссуру в этот раз решили не присуждать. Что, безусловно, огорчает. Но если бы выбор спектаклей (и, соответственно, имен постановщиков) был бы больше, этой проблемы бы не было.
Без наград остался третий номинант – «Белая гвардия» Екатеринбургского театра музыкальной комедии. Увы, один из важнейших российских театров, активно развивающих жанр мюзикла, привез на этот раз работу неудачную. Определенную роль в восприятии спектакля сыграла площадка – звук был искажен, и адекватно оценить работу солистов не представлялось возможным. Но не порадовала и вторичная музыка Владимира Кобекина, и пафосные, временами абсурдные тексты, и все больше расплывающаяся к финалу сюжетная линия, где от пьесы Булгакова остались лишь смутные намеки.  

Можно ли сегодня говорить о «кризисе жанра» касаемо и оперетты, и мюзикла? Ни в коем случае. Качественных, разнообразных спектаклей становится все больше, жанр как никогда динамично развивается, конкуренция растет, потому что многие режиссеры и продюсеры хотят работать именно в этом направлении. Создаются новые площадки, выпускаются целевые актерские курсы в театральных вузах по всей стране. И хочется верить, что номинация крупнейшего российского общетеатрального конкурса все-таки перестанет быть «нелюбимым дитя». 


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

  • Завершилась спецпрограмма ЭХО Большого Детского фестиваля

    Специальная программа ЭХО Большого Детского фестиваля завершила работу 30 января в городе Озерск Челябинской области. За четыре дня здесь провели питчинг творческих проектов, образовательную программу для профессионалов театра, мастер-классы и тренинги для детей из творческих студий, а также лабораторию для молодых режиссеров. ...
  • Сомнения юности

    В Театре им. Моссовета поставили спектакль по одноименной пьесе Сергея Решетнева, победившей в конкурсе пьес «Московские истории», который театр проводил при поддержке Департамента культуры Москвы. Авторству драматурга принадлежат и стихи для песен – их артисты исполняют в спектакле вживую под аккомпанемент небольшого оркестра. ...
  • Назначен новый директор театра «Старый дом»

    Новым директором новосибирского театра «Старый дом» назначена Татьяна Ильина, которая раньше была начальником отдела развития Новосибирского музыкального театра. «Очень важно, лично для меня, что в театр «Старый дом» не просто ходят зрители. ...
  • Борис Эйфман готовит киноверсию «Русского Гамлета»

    В Петербурге завершилась съемочная часть работы над пластическим фильмом «Русский Гамлет», пишет Сlassicalmusicnews. Хореограф Борис Эйфман переносит на экран уже девятый спектакль. Киноверсия станет новым сценическим обращением Эйфмана к фигуре императора Павла Первого – человека, чья мечта о власти сбылась слишком поздно и обернулась трагедией. ...
Читайте также

Самое читаемое

  • «Анна Каренина» Римаса Туминаса в Тель-Авиве

    25 января в израильском театре «Гешер» Римас Туминас представил премьеру спектакля «Анна Каренина». На одном из первых показов побывала театральный блогер Нина Цукерман, публикуем ее отклик на эту постановку. ...
  • Дмитрий Назаров с супругой уволены из МХТ

    Народный артист РФ Дмитрий Назаров и его супруга актриса Ольга Васильева уволены из МХТ им. Чехова, сообщает «МК» со ссылкой на приказ художественного руководителя театра Константина Хабенского.   Причиной увольнения называют позицию супругов против СВО, которую артисты высказывали публично. ...
  • Иван Панфилов: «У мамы тонкое чувство юмора»

    В 2018 году в преддверии юбилея легендарной Инны Чуриковой «Театрал» побеседовал с сыном актрисы Иваном ПАНФИЛОВЫМ. Сегодня в память об актрисе мы вновь публикуем это интервью.    – Иван, что для вас значит быть сыном поистине легендарной актрисы? ...
  • Десять фильмов Владимира Высоцкого

    25 января исполнится 85 лет со дня рождения выдающегося поэта и актера Владимира Высоцкого. «Театрал» подготовил для читателей подборку его киноработ. «Я родом из детства» (1966) Режиссер Виктор Туров. Тридцатилетний седой капитан-танкист, прошедший всю войну и горевший в танке, с лицом, по воле режиссёра был автором и исполнителем своих песен. ...
Читайте также