А судьи кто?

 
Чем ближе к концу сезона, тем сильнее ожидания – эта весна начнется «Золотой Маской», а закончится Международным чеховским фестивалем. Соревнования в искусстве – вещь зыбкая, неясная, не совсем понятная. Критериев, по сути, никаких нет, победителей выбирают на уровне «нравится – не нравится». И как бы ни убеждали нас умные критики в том, что театроведение – это наука, все равно мы-то с вами знаем, что научный подход к искусству неприменим, как ни старайся – оценку выводит чувство, а разум лишь робко под него подстраивается. Был в истории один занудный и завистливый товарищ, который пытался поверить алгеброй гармонию – чем кончился этот эксперимент, помните?
Театральные деятели – актеры, режиссеры, художники – в своих речах всегда ссылаются на мнение зрителей, которое для них, творцов, наиболее важно. «Мы работаем для зрителя, – говорят они со слезой, прижимая к груди очередную статуэтку. – Зритель – наш главный критерий!» В этом признании есть изрядная доля лукавства. Ведь в том случае, когда жюри, состоящее из зрителей – пусть людей известных и публичных, но не из театральной сферы – обходит стороной чью-то работу, коллеги их успокоят: «Да брось ты! Они же ничего не понимают!» Конечно, каждый втайне мечтает о признании коллег: официальном – на престижных профессиональных форумах или вполне частных – когда после спектакля в гримерку забежит восторженный приятель из соседнего театра, сожмет тебя в объятиях и прорычит в ухо: «Старик! Это гениально!» Беда в том, что артисты в большинстве своем «ленивы и нелюбопытны» – посещают культурные мероприятия они крайне редко, лишь по особой нужде. На громких премьерах, на гастрольных событиях, на фестивальных показах в зрительном зале можно увидеть знакомые актерские лица – но это будут лица одних и тех же людей. В Москве их человек пять. Не больше. Остальные предпочитают вариться в собственном соку и пребывать в счастливом заблуждении относительно себя в искусстве. И говорить в телекамеру, презрительно оттопырив нижнюю губу: «Аль Пачино? Аль Пачино – это не актер!..» Типа, куда ему до меня. Каждый оценивает свой вклад в искусство по той шкале, которую сам себе установил. И кто виноват, когда оценки не совпадают? И кто-то уходит за кулисы под гром аплодисментов, а кто-то – под стук собственных шагов?


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

  • Скончался актер и режиссер Юрий Горобец

    26 июня в возрасте 90 лет скончался народный артист России Юрий Васильевич Горобец. Об этом «Театралу» стало известно от дочери актера. «С нашим театром Юрия Васильевича связывают долгие годы работы – он был ведущим артистом труппы десять лет при Борисе Равенских, затем ещё семь – при Борисе Морозове,  – написали на сайте Театра им. ...
  • Итоги сезона: «Что будет дальше – не скажет никто»

    По традиции, летом «Театрал» попросил экспертов выделить главные направления минувшего сезона: 1. События, 2. Разочарования, 3. Тенденции. Сегодня – слово театральному критику Наталии Каминской.  События Событием стал фестиваль «Золотая маска». ...
  • Юрий Чурсин: «Актёрство – это постоянный огонь»

    После длительного разрыва с театром Юрий Чурсин вернулся в МХТ им. Чехова: в спектакль «Лес», который сделал молодого актера в 2005-м едва ли не главным героем театрального процесса, и на новые роли. Мы поговорили о премьере «Сирано де Бержерак», опальных поэтах и реабилитированных сегодня понятиях. ...
  • Итоги сезона: курс на историческую рефлексию

    По традиции, летом «Театрал» попросил экспертов выделить главные направления минувшего сезона: 1. События, 2. Разочарования, 3. Тенденции. Сегодня – слово театральному критику Марине Шимадиной.  Тенденции Начать стоит с тенденций. ...
Читайте также

Самое читаемое

Читайте также