Есть женщины в русских театрах

 

Все они разные – от патриарха сцены Веры Ефремовой до совсем молодой Анны Бабановой, – но их объединяет одно: перед вами пятерка худруков и главных режиссеров, которые разрушили в провинции стереотип, будто управлять театром могут исключительно мужчины.

Марина Глуховская, главный режиссер Челябинского театра драмы имени Наума Орлова:


– Театр существует для диалога, и нельзя превращать режиссуру в служанку – ставить бесконечных «Женатых таксистов». Сегодня в законодательстве написано, что театр – это «сфера услуг». Однако я никогда не воспринимала эту юридическую формальность слишком буквально.

Подстраиваться под зрителя? Упаси бог. Не получит зритель от этого удовольствия, поскольку он и сам часто не знает, что хочет увидеть на сцене. Твоя задача показать ему нечто важное, не унижая кассовой комедией. Никогда не слышала, чтобы Лев Додин или Анатолий Васильев шли на поводу у публики, однако на их постановки билетов не достать.

От редакции

То, что Марина Глуховская по первому образованию филолог, читатели заметили, наверное, с первого взгляда. Основательность и серьезное отношение к культуре ничем, как говорится, не прикроешь. Это оценил в ней и Петр Фоменко, когда принимал на свой актерско-режиссерский курс в ГИТИСе.

Надежда Алексеева, худрук новгородского театра «Малый»:


– Трудно ли быть женщиной-худруком? И трудно, и легко. Трудно потому, что от тебя ждут волевых поступков, а не всякая женщина любит это демонстрировать. А легко потому, что ты, в отличие от мужчины-режиссера, обладаешь совершенно другим, более тонким, языком общения. Когда ты работаешь с труппой, существуют некие табу, которые можно нарушить в общении с мужчиной, но нельзя нарушать с женщиной. И в этом, конечно, существенный плюс.

От редакции

Надежда Алексеева известна далеко за пределами Великого Новгорода, она ставила спектакли в Японии, Болгарии, Турции, давала мастер-классы в Норвегии и Южной Корее. А все потому, что руководимый ею «Малый» давно является экспериментальной театральной площадкой, где синтезируются разные виды искусства: драма, кукольные постановки, театр движения и театр объекта. Алексеева создала и Международный фестиваль «Царь-сказка», посвященный мифологии. Там играются шекспировские фантазии, библейские мифы, национальные эпосы, сказочные истории, саги – такого нет больше нигде в России.

Вера Ефремова, худрук Тверского академического театра драмы:



– У меня в роду и мама, и бабушка были деятелями сцены. Мама (Анна Веровская) работала актрисой Театра Ермоловой, а бабушка (Наталья Персиянинова) в начале прошлого века была известным драматургом. Вот и судите: театр – женское дело или нет? Со стороны, конечно, виднее, но я много раз замечала, что отношусь к своим спектаклям по-матерински: долго вынашиваю замысел, потом помогаю встать ему на ноги – проживаю жизнь вместе с каждым персонажем. Иначе ничего у нас не получится. Театр – это большая семья, и кто-то ее должен непременно беречь. Поэтому махнуть на все рукой и оставить этот дом у меня никогда не возникало желания. Даже на самых сложных репетициях я знала, что все у нас получится: надо только очень любить свое дело и своих артистов.

От редакции

Вера Андреевна настоящий рекордсмен. И дело не в том, что она уже сорок лет возглавляет Тверской театр: за все эти годы (несмотря на множество «соблазнов» и приглашений) режиссер ни разу не покинула свой коллектив, хотя ей предлагали весьма крупные, «столичные» должности.

Анна Бабанова, главный режиссер Норильского заполярного театра драмы:


– Считается, что театр – это искусство, которое мужчины создают для женщин. Но я не согласна с этим. Конечно, «построить» дом – вполне брутальное занятие, но заботиться о нем, создавать уют, хранить тепло, кормить детей и занимать их игрой – чем ни типичные женские задачи?

Женщина способна, как кошка, прижиться там, где некоторые мужчины просто не могут оставаться (слишком холодно, очень ветрено, безнадежно туманно и т.п.). Она способна «обжить» отведенное ей судьбой пространство и, по гендерным стереотипам оставаясь вечно второй, «слабым полом», пригласить на «побывку-постановку» тех, кто сильнее, значительнее и большего достиг. От чистого сердца пригласить, кстати! Таковы, например, мои творческие планы в заполярном Норильске.

От редакции

Все началось с актерской профессии. Поняв, что замысел спектакля она понимает порой лучше некоторых режиссеров, Анна получила второе (режиссерское) образование, поступив в ГИТИС к Леониду Хейфецу. У нее во всем собственная «система оценок». Например, уровень детских спектаклей проверяет по восприятию своего маленького сына («ребенка не обманешь»). Кроме того, недавно она провела в Норильске лабораторию «новой драмы» – это в то время, когда и в центральных-то театрах не самым лучшим образом обстоит дело с драмой старой.

Татьяна Фролова, арт-директор театра КнАМ (Комсомольск-на-Амуре):


– Пишут, что я смелая. Но это неправда, смелость, скорее, мужское качество. Просто я совершаю поступки, на которые отважится не каждый мужчина: создала и 28 лет руковожу независимым театром без какой-либо поддержки государства, ставлю экспериментальные спектакли, которые заведомо не являются кассовыми, не завишу от мнения критиков и не боюсь провала, а если нужно заработать на жизнь – мету подъезды и чищу подвалы. Все потому, что для меня возможность создавать спектакли – важнее денег и славы. Мы построили наш театр на идеализме: мы не получаем зарплату, служим театру, верим в его миссию менять людей к лучшему. За эти годы мы стали действительно очень сильной творческой командой, со своим неповторимым почерком.

Я смеюсь чаще, чем хмурюсь, мне смешно видеть, как мужчины-режиссеры смотрят на меня сверху вниз, как сквозь зубы цедят что-то про «самодеятельность». Пока они играют в свои мужские игры, я учусь и делаю свою работу еще лучше.

Я не борец за гендерное равенство. Мужчина – это действие, женщина – это мудрость. Поэтому если бы сегодня нас, женщин-руководителей, было больше – театр бы только выиграл.

От редакции

Татьяна Фролова была первой в СССР, кто смог официально зарегистрировать частный театр. Живет и работает в Комсомольске-на-Амуре. Ее труппа успешно гастролирует за рубежом, но мало известна у себя на родине.

  • Нравится



Самое читаемое

  • «Духовная оккупация»

    27 марта в Театре Моссовета состоялась премьера «Странника». Юрий Еремин поставил спектакль по пьесе Горького «Старик», сюжет которой сравнивают с «Отверженными» Гюго, а нравственно-философскую проблематику – с произведениями Достоевского. ...
  • Умер актер Артем Тынкасов

    Актер театра «Содружество актеров Таганки» Артем Тынкасов умер в возрасте 50 лет. Об этом на своей странице в Facebook сообщил директор «Гоголь-центра» Алексей Кабешев.   «Умер Артем Тынкасов. Вот так. Хочу запомнить его таким. ...
  • Антон Долин: «Кончаловский VS Навальный»

    Андрей Кончаловский, чьи «Дорогие товарищи» по всей логике должны были победить в голосовании и получить первый приз на премии критиков «Белый слон», за несколько дней до церемонии снял свой фильм с конкурса из-за того, что другой приз критики присудили фильмам ФБК* и Навального. ...
  • Елена Яковлева сыграет в премьере «Современника»

    14 и 15 апреля на Основной сцене «Современника» состоится премьера спектакля Владимира Панкова «Театр» по роману Сомерсета Моэма. Главные роли сыграют Елена Яковлева и Владислав Ветров. За визуальные решения отвечает художник Максим Обрезков. ...
Читайте также


Читайте также

  • Спектакль Чеченского театра с Кабо в главной роли покажут в Москве

    9 и 10 апреля в Театре им. Ермоловой проходят гастроли Чеченского государственного драматического театра. Спектакль «В горы за тобой» – о свободе и настоящей любви, преодолевшей ужасы войны и сталинские лагеря. Начинается эта история в 1943-м, в освобождённом от фашистов Харькове, где чеченский сапёр Юнус встречает русскую женщину. ...
  • В своем репертуаре

    Режиссерские лаборатории в малых городах России Театр наций проводит уже десятый год подряд. Однако на сей раз условия оказались  близкими к экстремальным.  Шахматная рассадка, перчатки, маски - всё это, конечно, еще весной стало приметами нашего времени. ...
  • Сергей Безруков открыл Международный форум для детей

    17 октября Худрук Губернского театра и худрук Международного Большого Детского Фестиваля Сергей Безруков открыл III -й по счету форум. На нем с 17 октября по 30 ноября в Москве и Санкт-Петербурге будут представлены драматические, музыкальные, кукольные спектакли, а также проекты, представляющие разные жанры исполнительских искусств: цирковое искусство, кино и анимацию. ...
  • Мариинский театр выступил в Париже в рамках «Русских сезонов»

    Мариинский театра начал гастроли в Париже. Концертное исполнение оперы «Хованщина» под управлением Валерия Гергиева состоялось в воскресенье, 4 октября, под эгидой проекта «Русские сезоны».   Солисты исполняли арии на русском языке, а на экране над сценой демонстрировались субтитры на французском языке. ...
Читайте также