Мягкое место

Спектакли становятся хуже, а театральные кресла удобнее

 
Недавно в Тель-Авиве прошел концерт классической музыки в исполнении симфонического оркестра Раананы. Необычность его состояла в том, что зрители не сидели в креслах, как обычно принято, а уютно лежали в кроватях, расслаблялись и получали максимум удовольствия. Похоже, тенденция «удобной» посадки зрителя становится главной для устроителей концертов, спектаклей и кино.
На пресс-конференции, посвященной открытию основной сцены МХТ им. Чехова, Олег Табаков сообщил журналистам, что следующим этапом после реконструкции сцены будет реконструкция зрительного зала: «Хочется заменить боковые неудобные места, где у зрителей сворачивается шея. И вместо этого пыточного места сделать боковые ложи. Заменить кресла на более удобные, а то эти просто оскорбляют наше место для сидения». Человеческая позиция Табакова по отношению к своему зрителю радует. Особенно когда вспоминаешь зрительный зал в театре «Школа драматического искусства», где зрителей сажают на деревянные скамьи, на которые набивается столько народу, сколько получится. Или мечту Камы Гинкаса, который бы хотел, чтобы зритель на его спектаклях чувствовал себя как на гинекологическом кресле.

Вообще в устройстве зрительских мест можно очень грубо выделить две стратегии. Первая состоит в том, что все внимание зрителя должно безраздельно концентрироваться на происходящем на сцене, а значит, его тело вполне может потерпеть разного рода неудобства. Скажем, в шекспировском театре люди стояли часами в партере без антрактов (бочка для испражнений находилась тут же), и ничто не отвлекало от злоключений Ромео и Джульетты или переживаний Отелло. Напротив, посетители придворного театра смотрели на посещение спектаклей как на светский выход. Дамы надевали декольтированные платья, лучшие драгоценности, самые новые шляпки. Они хотели поболтать со знакомыми, выпить прохладительных напитков, наконец, малость пофлиртовать. Поэтому ложи делались вместительными, кресла удобными. Придвинувшись к барьеру, дама могла показать себя во всей красе, отодвинувшись в глубину, могла охладиться мороженым или лимонадом. Императорские театры строили в расчете на удобства, соответствующие «чинам и рангам». Понятно, что лучше всего было быть посетителем императорской ложи: она выгодно помещалась против сцены, к ней прилегало специальное Царское фойе, недоступное обычным зрителям. МХТ, открывший здание в Камергерском переулке, шокировал своих первых зрителей не только художественностью постановок, но и простотой убранства зрительного зала.

В советское время в театрах сохранились ложи для больших начальников со всеми сопутствующими удобствами: телевизором, баром, отдельной комнатой. В Театре Армии любят вспоминать историю о генерале, решившем посетить один из репертуарных спектаклей. В день визита исполнитель главной роли заболел. Адъютанту генерала позвонил испуганный директор и, сообщив о замене, предложил изменить даты посещения. «Не волнуйтесь, – сказал адъютант, – генерал будет с боевой подругой. Ему будет не до сцены!» И этим бессмертным высказыванием адъютант твердо определил позицию людей, которые предпочтут «сопутствующие удобства» художественным радостям.

На самом деле, чем лучше спектакль, тем реже замечаешь обстановку вокруг: соседа, который тебе заехал в бок локтем, затекшие ноги. Лучший спектакль моей жизни я смотрела, сидя на стуле под зрительскими рядами, причем на моем плече пристроился ботинок старика, который смотрел спектакль на ступеньках. Его нога все время свисала с рядов, и он уютно пристроил ногу на мое плечо…

Но, честно признаться, очень не многие из зрелищ, которые приходится смотреть на сегодняшних сценах, готовы вдохновить на зрительский подвиг. Смотреть на сцену тяжело, а если еще и «место для сидения» страдает… Потому я лично стопроцентно согласна с Александром Калягиным, который признался вскоре после открытия вновь отстроенного здания театра: «Мне хотелось, чтоб, вернувшись от нас, зритель сказал кому-то: «Может быть, спектакль у них и не очень получился, но сходи и посмотри зал».

Хотя сам Александр Александрович предпочел изыск удобству. Стоящие в его театре и сделанные на заказ кресла разных стилей и эпох скорее зрелищны, чем комфортабельны (впрочем, может, это мне случайно попалось такое «неудобное сиденье» восемнадцатого века).

Но самыми, признаюсь, удобными сиденьями лично мне кажутся места в отремонтированной Александринке. Там расширили проходы между рядами и, кажется, придали креслу человеческий размер. Может, еще сыграло роль и то обстоятельство, что на сцене шел хороший спектакль. Потому что даже самому закоренелому ценителю комфорта вряд ли придет в голову посетить театр только ради удовольствия посидеть на мягком стуле.


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

  • Скончался актер и режиссер Юрий Горобец

    26 июня в возрасте 90 лет скончался народный артист России Юрий Васильевич Горобец. Об этом «Театралу» стало известно от дочери актера. «С нашим театром Юрия Васильевича связывают долгие годы работы – он был ведущим артистом труппы десять лет при Борисе Равенских, затем ещё семь – при Борисе Морозове,  – написали на сайте Театра им. ...
  • Итоги сезона: «Что будет дальше – не скажет никто»

    По традиции, летом «Театрал» попросил экспертов выделить главные направления минувшего сезона: 1. События, 2. Разочарования, 3. Тенденции. Сегодня – слово театральному критику Наталии Каминской.  События Событием стал фестиваль «Золотая маска». ...
  • Юрий Чурсин: «Актёрство – это постоянный огонь»

    После длительного разрыва с театром Юрий Чурсин вернулся в МХТ им. Чехова: в спектакль «Лес», который сделал молодого актера в 2005-м едва ли не главным героем театрального процесса, и на новые роли. Мы поговорили о премьере «Сирано де Бержерак», опальных поэтах и реабилитированных сегодня понятиях. ...
  • Итоги сезона: курс на историческую рефлексию

    По традиции, летом «Театрал» попросил экспертов выделить главные направления минувшего сезона: 1. События, 2. Разочарования, 3. Тенденции. Сегодня – слово театральному критику Марине Шимадиной.  Тенденции Начать стоит с тенденций. ...
Читайте также

Самое читаемое

Читайте также