Пять пудов нелюбви

 
Балет «Чайка» в Театре им. Станиславского и Немировича-Данченко
«Чайка» гамбургского балетмейстера Джона Ноймайера – очень сложный, очень гамбургский и очень московский балет, поставленный с немецкой тщательностью и русским безутешным драматизмом, исполненный артистами точно так же тщательно и безутешно.
Смотреть балет очень интересно. На сцене много действующих лиц – главные и неглавные персонажи чеховской пьесы. Все персонажи узнаваемы, все характеристики портретны. И очень точно представлены все отношения действующих лиц, безысходные отношения людей, столь близких и столь чужих друг другу. В письме к Суворину Чехов, как известно, писал о «Чайке»: «Комедия, три женские роли, шесть мужских, четыре акта, пейзаж (вид на озеро); много разговоров о литературе, мало действия, пять пудов любви» (21 октября 1895 год). Пять пудов любви в спектакле есть, и столько же пудов нелюбви, если не больше. Мучительное, ненужное, но и не остановимое стремление Нины к Тригорину, Кости к Нине, Маши к Косте, Медведенко к Маше, Машиной матери к доктору Дорну – все это представлено в балете с наглядностью, которую только и может показать балет. Мы видим простертые руки одних, раздраженные жесты других, вся пластика бесполезных беспомощных объяснений представлена с жестокостью, которую, может быть, имел в виду Чехов, называя свою горестную пьесу «комедией». Короткий эпизод счастливой любви, поставленный Ноймайером в начале спектакля и увлеченно сыгранный Валерией Мухановой и Дмитрием Хамзиным (о них еще речь впереди), сменяется эпизодами злосчастной любви, которые поставлены мастерски и которых много. Насколько я знаю Ноймайера, эта тема его постоянно волнует.

Итак, повторяю: пуды любви-нелюбви в спектакле есть, а «разговоров о литературе», разумеется, нет. Какие могут быть на балетной сцене разговоры! И не литература здесь главный предмет, а балет. Балет как искусство, балет в его прошлом и настоящем. У Чехова – драматический театр. А здесь, у Ноймайера, – театр балетный. Это естественный ход, так теперь ставят и «Золушку», и «Щелкунчика». Но в данном случае дело не ограничивается переводом действия из одной области в другую. Ноймайер ставит балет о балете. Константин Треплев – молодой бескомпромиссный хореограф-авангардист, Тригорин – преуспевший и опытный хореограф отчасти конформистского толка (Ноймайер почему-то предлагает в нем видеть Баланчина), Нина – начинающая, неоспоримо талантливая танцовщица, которую увлекают люди успеха и сам по себе успех, Аркадина – блистательная, но консервативно настроенная прима-балерина. Вполне естественная расстановка творческих сил, действующих в современном балетном театре, вполне реальный квартет, знакомый любому балетоману. Иными словами, личный конфликт переводится в эстетический план, столкновение людей становится столкновением и сопоставлением художественных направлений. Это самая яркая и самая неожиданная сторона постановки. Ноймайер-хореограф, Ноймайер-сценограф, Ноймайер-костюмер (а в спектакле он все делает сам) создает выразительные портреты уже не людей, не знакомых нам чеховских персонажей, но балетных эпох – старого и нового балета. Взгляд его точен, пристрастен, несколько отчужден и достаточно ироничен. Сначала мы видим модернистский балет, балет, как говорится в программке, «Костиной мечты». Наряженные в красочные, сильно расклешенные шорты, полуобнаженные молодые люди под непрекращающийся барабанный аккомпанемент танцуют на высоком помосте что-то дикарское, что-то африканское. Солирует Нина. Затем на сцену выходят танцовщицы в голубых пачках, классический кордебалет, и Аркадина с Кавалером танцуют нечто из «Лебединого озера» и нечто из античных фантазий Мариуса Петипа: она – лебедь, он – лучник-охотник, а голубые танцовщицы – как бы сильфиды. И, наконец, в последующем эпизоде вместе с веселыми мюзик-холльными девушками Нина танцует канканную польку – галоп – знак падения, знак танцевального тупика и жизненной катастрофы.

Вот три пути, которые предлагает современный балет: авангардистская антиинтеллектуальность, академическая эклектика или мюзик-холльный китч. Других путей Ноймайер вокруг себя вроде бы и не видит, поэтому так печален финал, так трагичны судьбы героев. Нина уходит со сцены в какую-то пустоту, а Треплев (в очень искреннем исполнении Дмитрия Хамзина) уходит вообще из жизни. Это, конечно, неожиданный, хотя и не окончательный итог постановки. Переступив порог 60 лет, Джон Ноймайер, один из признанных классиков европейского модернизма, не то чтобы отвергает модернизм, как это делает насмешливая и недобрая Аркадина (искусная работа Татьяны Чернобровкиной), но и не поддерживает всецело модернистские эксперименты. Зато он поддерживает новизну как идею. И этот итог наиболее важен. На материале балета Ноймайер ставит спектакль о новизне, о новизне, которая нередко обманывает, обманывает жестоко, но постоянно влечет и отринута быть не может. И он находит выразительнейшую графическую формулу новизны (аналог знаменитого монолога Нины: «Люди, львы, орлы и куропатки…»), комбинацию острых, мятежно-отчаянных жестов. Это одновременно и пластический портрет самой Нины, образ ее судьбы, след ее мечтаний. И Валерия Муханова придает своему хореографическому лейтмотиву и страстность, и убедительность, что и позволяет назвать балетный спектакль по-мхатовски – «Чайка».


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

  • «Гоголь-Центр» обратился к своим зрителям

    В понедельник, 27 июня в телеграмм-канале «Гоголь-Центра» появилось обращение к зрителям. Публикуем его полностью. Дорогие зрители! В последнее время нам часто поступают вопросы про закрытие театра. Мы не можем опровергнуть эти слухи, так как до сих пор у нас нет информации о продлении контрактов Художественного руководителя Алексея Аграновича и Директора Алексея Кабешева, которые заканчиваются 4 июля. ...
  • Семь фильмов Владимира Мотыля

    26 июня исполнилось 95 лет со дня рождения кинорежиссера Владимира Мотыля. «Театрал» подготовил подборку его картин. «Очень важно ответить себе на этот вопрос: «Что конкретно разумного, доброго, вечного в том, что ты задумал? ...
  • Дарья Попова: «Это магический сеанс на два с половиной часа»

    Балетмейстер, режиссер спектакля «Королева» в Театре «Луны» Дарья Попова рассказала о работе над постановкой. – Дарья, о чем вам важно говорить со своим зрителем? – Художник должен говорить о том, что его волнует. ...
  • Скончался актер и режиссер Юрий Горобец

    26 июня в возрасте 90 лет скончался народный артист России Юрий Васильевич Горобец. Об этом «Театралу» стало известно от дочери актера. «С нашим театром Юрия Васильевича связывают долгие годы работы – он был ведущим артистом труппы десять лет при Борисе Равенских, затем ещё семь – при Борисе Морозове,  – написали на сайте Театра им. ...
Читайте также

Самое читаемое

Читайте также