Валерий Залотуха

«Люди не знают, во что им верить»

 

– Валерий, «Последнего коммуниста» вы написали в 1999 году, но смотришь спектакль и удивляешься: с годами произведение не утратило своей актуальности…

– Для меня и самого это стало удивлением. Я ведь когда работал над повестью, больше всего боялся опоздать. Времена были полны надежд и казалось, что вот-вот вынесут Ленина из мавзолея, а над компартией состоится народный суд.

Но жизнь показала другое. Оказывается, торопился я напрасно. Наследие советского прошлого, наше желание жить, как в прежние времена, никуда не исчезло. И сегодня вновь раздаются возгласы: дайте нам идеологию, верните цензуру, поставьте памятник Сталину… Примеров тысячи! Я, например, не понимаю, как можно было в девяностые годы принять советский гимн. Пусть в нем изменились строчки и добавлены слова про бога – суть от этого не меняется. Это тот самый гимн, который звучал во время репрессий.

– Абсурда у нас предостаточно…

– А главное, что разруха в головах приобрела характер катастрофический. Люди не знают, во что им верить. И потому на одной улице открывают памятник советскому вождю, а на соседней строят храм… Нет общих идей и смыслов.

– Вы не задумывались, почему из одной эпохи в другую мы наступаем на одни и те же грабли?

– Думаю об этом постоянно. Причин много, но одна из них в том, что рушится самое главное человеческое чудо – семья. Люди все реже собираются за общим столом, перестали обсуждать насущные проблемы. Каждый словно сам по себе. И потому идеалы порой черпаются в прошлом.

Кстати, когда первую часть моей повести опубликовал журнал «Новый мир», ко мне пришел Кирилл Серебренников, который еще не был известен в Москве. Он хотел снять кино по этому произведению и спросил: «А что будет дальше? Финал какой?» Я говорю: «А вы как думаете?» И он в разговоре стал «сочинять» повесть дальше и абсолютно точно угадал финал. До сих пор поражаюсь его прозорливости: как он понял тогда, что советская власть еще долго будет довлеть над нами?

– В других театрах шел уже «Последний коммунист»?

– Нет. Это дебют. Ни один из моих киносценариев («Мусульманин», «72 метра», «Макаров», «Танк Клим Ворошилов-2») не ставился в театрах. И когда мне позвонили из Казани и сказали, что хотят поставить «Последнего коммуниста», – я воспринял это с иронией. Дело в том, что за минувшие пятнадцать лет кинопродюсеры не раз порывались экранизировать это произведения, но непременно находилась веская причина от своей затеи отказаться.

Думал, что нечто подобное будет и на этот раз. Но я оказался не прав. Александр Славутский поставил спектакль не о политике, а о человеческой трагедии, о гибели одной семьи. И то, как мастерски он это сделал, на мой взгляд, достойно восхищения. А уж о труппе театра и говорить нечего. Блестящие актерские работы! По-моему, таких артистов не найдешь и в Москве.

  • Нравится



Самое читаемое

  • Театральный донос

    Одним из самых ярких событий сентября стало юбилейное открытие сотого сезона Театра Вахтангова. Об этом рассказали все ведущие СМИ, это обсудили все поклонники театра, но вряд ли широкая публика догадывалась, что замечательный праздник мог быть сорван. ...
  • «Содружество актеров Таганки» может возглавить Герасимов

    Народный артист и депутат Мосгордумы Евгений Герасимов может стать художественным руководителем «Содружества актеров Таганки», сообщает РИА Новости. Это предложение, по словам Герасимова, поступило непосредственно от коллектива театра. ...
  • «Переснять этот дубль нельзя»

    Коллеги и друзья актера признаются, что не могут молчать о случившемся. На своих страницах в соцсетях высказались Кирилл Сереберенников, Иван Охлобыстин, Сергей Шнуров и многие другие.   Режиссер Кирилл Серебренников призвал оказать поддержку актеру Ефремову. ...
  • Николай Коляда заявил об уходе из своего театра

    8 сентября на сборе труппы уральский драматург, режиссер и основатель «Коляда-театра» заявил, что 20 декабря намерен оставить пост художественного руководителя-директора и эмигрировать из России.  По словам актеров, на это решение могла повлиять усталость от финансовых проблем: пять последних месяцев были самым сложным периодом для театра, который остался без зрителя, без доходов и не получал помощи от местных властей. ...
Читайте также


Читайте также

  • Фестиваль «Артмиграция» откроется в предстоящие выходные

    С 12 по 20 сентября СТД РФ проведет в Москве VIII Всероссийский фестиваль молодой режиссуры «Артмиграция». Форум будет проходить в Театральном центре «На Страстном», в Боярских палатах и в Театре им. Пушкина.   «Артмиграция» станет первым оффлайн-фестивалем в Москве после окончания карантина. ...
  • Театр балета Бориса Эйфмана анонсировал гастроли в США

    В июне нынешнего года в «Линкольн-центре» Нью-Йорка должны были состояться гастроли Театра балета Бориса Эйфмана. В связи с эпидемией коронавируса представления были отменены, однако уже сейчас организаторы турне и дирекция театра объявила о новых сроках. ...
  • В России пройдут первые интернет-гастроли

    На волне повсеместной онлайн-трансляции спектаклей в России зарождается еще один вид творческой деятельности: интернет-гастроли. Так, в частности, с 25 мая по 4 июня на интернет-платформах Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии состоятся виртуальные гастроли Иркутского областного музыкального театра им. ...
  • Большой театр отменил американские гастроли

    Пандемия нарушила международные планы главного музыкального театра страны. Предполагалось, что со 2 по 7 июня гастроли ГАБТа состоятся в вашингтонском Кеннеди-центре, а с 10 по 14-е – в театре Аудитория в Чикаго. Дирекция Большого театра до последнего момента надеялась, что гастроли состоятся (в Вашингтоне должны были показать балет «Ромео и Джульетта», а в Чикаго – «Лебединое озеро»). ...
Читайте также