Валерий Залотуха

«Люди не знают, во что им верить»

 

– Валерий, «Последнего коммуниста» вы написали в 1999 году, но смотришь спектакль и удивляешься: с годами произведение не утратило своей актуальности…

– Для меня и самого это стало удивлением. Я ведь когда работал над повестью, больше всего боялся опоздать. Времена были полны надежд и казалось, что вот-вот вынесут Ленина из мавзолея, а над компартией состоится народный суд.

Но жизнь показала другое. Оказывается, торопился я напрасно. Наследие советского прошлого, наше желание жить, как в прежние времена, никуда не исчезло. И сегодня вновь раздаются возгласы: дайте нам идеологию, верните цензуру, поставьте памятник Сталину… Примеров тысячи! Я, например, не понимаю, как можно было в девяностые годы принять советский гимн. Пусть в нем изменились строчки и добавлены слова про бога – суть от этого не меняется. Это тот самый гимн, который звучал во время репрессий.

– Абсурда у нас предостаточно…

– А главное, что разруха в головах приобрела характер катастрофический. Люди не знают, во что им верить. И потому на одной улице открывают памятник советскому вождю, а на соседней строят храм… Нет общих идей и смыслов.

– Вы не задумывались, почему из одной эпохи в другую мы наступаем на одни и те же грабли?

– Думаю об этом постоянно. Причин много, но одна из них в том, что рушится самое главное человеческое чудо – семья. Люди все реже собираются за общим столом, перестали обсуждать насущные проблемы. Каждый словно сам по себе. И потому идеалы порой черпаются в прошлом.

Кстати, когда первую часть моей повести опубликовал журнал «Новый мир», ко мне пришел Кирилл Серебренников, который еще не был известен в Москве. Он хотел снять кино по этому произведению и спросил: «А что будет дальше? Финал какой?» Я говорю: «А вы как думаете?» И он в разговоре стал «сочинять» повесть дальше и абсолютно точно угадал финал. До сих пор поражаюсь его прозорливости: как он понял тогда, что советская власть еще долго будет довлеть над нами?

– В других театрах шел уже «Последний коммунист»?

– Нет. Это дебют. Ни один из моих киносценариев («Мусульманин», «72 метра», «Макаров», «Танк Клим Ворошилов-2») не ставился в театрах. И когда мне позвонили из Казани и сказали, что хотят поставить «Последнего коммуниста», – я воспринял это с иронией. Дело в том, что за минувшие пятнадцать лет кинопродюсеры не раз порывались экранизировать это произведения, но непременно находилась веская причина от своей затеи отказаться.

Думал, что нечто подобное будет и на этот раз. Но я оказался не прав. Александр Славутский поставил спектакль не о политике, а о человеческой трагедии, о гибели одной семьи. И то, как мастерски он это сделал, на мой взгляд, достойно восхищения. А уж о труппе театра и говорить нечего. Блестящие актерские работы! По-моему, таких артистов не найдешь и в Москве.

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Александринка приедет с гастролями в Москву

    С 10 по 15 мая Александринский театр в честь 30-летия Центра имени Мейерхольда представит в Москве три спектакля Новой сцены.     10 мая на сцене ЦИМа покажут спектакль Андрея Калинина «Товарищ Кисляков», где размышления интеллигента о своем положении в ранней Стране Советов, его путь от Ипполита Григорьевича к товарищу Кислякову через компромиссы и соглашательство разворачиваются на фоне детального бытописания Москвы конца 1920-х, с ее новым укладом. ...
  • Сизиф на строительстве цементного завода

    Федор Гладков свой роман «Цемент» о восстановлении разрушенного в ходе гражданской войны цементного завода в Новороссийске писал по горячим следам. Действие происходило в 1920-21 годах. Роман вышел в 1925. Почти полвека спустя немецкий драматург, писатель, эссеист, работавший в то время в театре Berliner Ensemble Хайнер Мюллер написал по заказу театра на материале этого романа пьесу «Цемент». ...
  • Спектакль Чеченского театра с Кабо в главной роли покажут в Москве

    9 и 10 апреля в Театре им. Ермоловой проходят гастроли Чеченского государственного драматического театра. Спектакль «В горы за тобой» – о свободе и настоящей любви, преодолевшей ужасы войны и сталинские лагеря. Начинается эта история в 1943-м, в освобождённом от фашистов Харькове, где чеченский сапёр Юнус встречает русскую женщину. ...
  • В своем репертуаре

    Режиссерские лаборатории в малых городах России Театр наций проводит уже десятый год подряд. Однако на сей раз условия оказались  близкими к экстремальным.  Шахматная рассадка, перчатки, маски - всё это, конечно, еще весной стало приметами нашего времени. ...
Читайте также