Валерий Залотуха

«Люди не знают, во что им верить»

 

– Валерий, «Последнего коммуниста» вы написали в 1999 году, но смотришь спектакль и удивляешься: с годами произведение не утратило своей актуальности…

– Для меня и самого это стало удивлением. Я ведь когда работал над повестью, больше всего боялся опоздать. Времена были полны надежд и казалось, что вот-вот вынесут Ленина из мавзолея, а над компартией состоится народный суд.

Но жизнь показала другое. Оказывается, торопился я напрасно. Наследие советского прошлого, наше желание жить, как в прежние времена, никуда не исчезло. И сегодня вновь раздаются возгласы: дайте нам идеологию, верните цензуру, поставьте памятник Сталину… Примеров тысячи! Я, например, не понимаю, как можно было в девяностые годы принять советский гимн. Пусть в нем изменились строчки и добавлены слова про бога – суть от этого не меняется. Это тот самый гимн, который звучал во время репрессий.

– Абсурда у нас предостаточно…

– А главное, что разруха в головах приобрела характер катастрофический. Люди не знают, во что им верить. И потому на одной улице открывают памятник советскому вождю, а на соседней строят храм… Нет общих идей и смыслов.

– Вы не задумывались, почему из одной эпохи в другую мы наступаем на одни и те же грабли?

– Думаю об этом постоянно. Причин много, но одна из них в том, что рушится самое главное человеческое чудо – семья. Люди все реже собираются за общим столом, перестали обсуждать насущные проблемы. Каждый словно сам по себе. И потому идеалы порой черпаются в прошлом.

Кстати, когда первую часть моей повести опубликовал журнал «Новый мир», ко мне пришел Кирилл Серебренников, который еще не был известен в Москве. Он хотел снять кино по этому произведению и спросил: «А что будет дальше? Финал какой?» Я говорю: «А вы как думаете?» И он в разговоре стал «сочинять» повесть дальше и абсолютно точно угадал финал. До сих пор поражаюсь его прозорливости: как он понял тогда, что советская власть еще долго будет довлеть над нами?

– В других театрах шел уже «Последний коммунист»?

– Нет. Это дебют. Ни один из моих киносценариев («Мусульманин», «72 метра», «Макаров», «Танк Клим Ворошилов-2») не ставился в театрах. И когда мне позвонили из Казани и сказали, что хотят поставить «Последнего коммуниста», – я воспринял это с иронией. Дело в том, что за минувшие пятнадцать лет кинопродюсеры не раз порывались экранизировать это произведения, но непременно находилась веская причина от своей затеи отказаться.

Думал, что нечто подобное будет и на этот раз. Но я оказался не прав. Александр Славутский поставил спектакль не о политике, а о человеческой трагедии, о гибели одной семьи. И то, как мастерски он это сделал, на мой взгляд, достойно восхищения. А уж о труппе театра и говорить нечего. Блестящие актерские работы! По-моему, таких артистов не найдешь и в Москве.

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Театр балета Бориса Эйфмана анонсировал гастроли в США

    В июне нынешнего года в «Линкольн-центре» Нью-Йорка должны были состояться гастроли Театра балета Бориса Эйфмана. В связи с эпидемией коронавируса представления были отменены, однако уже сейчас организаторы турне и дирекция театра объявила о новых сроках. ...
  • В России пройдут первые интернет-гастроли

    На волне повсеместной онлайн-трансляции спектаклей в России зарождается еще один вид творческой деятельности: интернет-гастроли. Так, в частности, с 25 мая по 4 июня на интернет-платформах Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии состоятся виртуальные гастроли Иркутского областного музыкального театра им. ...
  • Большой театр отменил американские гастроли

    Пандемия нарушила международные планы главного музыкального театра страны. Предполагалось, что со 2 по 7 июня гастроли ГАБТа состоятся в вашингтонском Кеннеди-центре, а с 10 по 14-е – в театре Аудитория в Чикаго. Дирекция Большого театра до последнего момента надеялась, что гастроли состоятся (в Вашингтоне должны были показать балет «Ромео и Джульетта», а в Чикаго – «Лебединое озеро»). ...
  • «Экскурсия» в Музей Родена

    В понедельник, 18 мая, во всем мире отмечается Международный день музеев. «Театрал» решил в этот день подарить своим читателям «путешествие» в парижский Музей Родена, символом которого, на самом деле, должен быть не хрестоматийный «Мыслитель», а «Вечная весна» и нежность непостижимо переданная скульптором в мраморе. ...
Читайте также