«Сон наяву»

Кино как продолжение театра

 
С тех пор как поезд кинематографа отправился в свой тернистый путь, перед людьми театра встала непростая дилемма: творить живое действо на сцене или попасть под власть «человека с киноаппаратом».
Теоретик и экспериментатор в театре, Жан Кокто определял кинематограф как «сон наяву». Драматург и постановщик собственных пьес, Кокто обратился к искусству кино еще в начале 1930-х, поставив фильм «Кровь поэта». Но в историю кинематографа вошла его драматическая дилогия с Жаном Маре в главной роли: «Орфей» (1949) и «Завещание Орфея» (1959), в которой театральные фантазии Кокто нашли совершенное экранное воплощение.

Признанный величайшим кинорежиссером прошлого века, Ингмар Бергман начинал свою карьеру как постановщик в театрах Хельсингборга, Гетеборга, Мальмё. Известность Бергману как театральному режиссеру принесли спектакли «Калигула» Альбера Камю и «Соната призраков» Артура Стриндберга. К разным трактовкам этой пьесы своего соотечественника Бергман неоднократно возвращался на протяжении своей долгой жизни. С начала 1960-х годов Бергман, уже увенчанный призами всех главных кинофестивалей, занимался режиссурой на сцене стокгольмского Королевского театра «Драматен», а в 1963–1966 гг. был его директором. Именно на сцене «Драматена» Бергман работал с Максом фон Сюдовым – актером, на добрые два десятилетия ставшим alter ego cамого режиссера как в театре, так и в кино. Пер Гюнт в постановке одноименной пьесы Ибсена, рыцарь Антониус Блок в «Седьмой печати» и Тере в «Девичьем источнике» – высшие точки сотрудничества Бергмана и Сюдова. В своих поздних фильмах Бергман обращается к теме театрализации жизни и поглощению театра обыденностью. Так, в «Персоне» главная героиня – актриса Элизабет Фоглер в исполнении Лив Ульман – отстраняется от мира и замолкает, будучи раздавленной ролью Электры в трагедии Софокла.

В 1957 году специальные премии Каннского фестиваля разделили фильмы «Седьмая печать» Бергмана и «Канал» Анджея Вайды. Выдающийся мастер, Вайда более 30 лет был режиссером репертуарного Старого театра в Кракове, где ставил Шекспира, Дюрренматта, польскую классику. Настоящий театральный роман состоялся у Вайды с Достоевским. Еще в 1971 году он создал первый вариант «Бесов». Далее последовали две инсценировки «Идиота» и «Преступления и наказания».

В марте 2004 года на сцене «Современника» Вайда представил новую версию «Бесов» в инсценировке Альбера Камю – попытку исследования сложнейшего мира персонажей Достоевского. По мнению критиков, спектакль получился мощным и глубоким, а Вайда в очередной раз поведал зрителям об искушении дать простые ответы на вечные вопросы.

Говоря о пересечении двух видов искусств, не забудем о кинематографических достижениях собственно авторов пьес.

Лучшим примером является творчество недавнего гостя Москвы, одного из самых значительных английских драматургов конца ХХ века Тома Стоппарда. В 1990 году он экранизировал свою дебютную пьесу «Розенкранц и Гильденстерн мертвы», за киноверсию которой был удостоен «Золотого льва» Венецианской Мостры. Остроумные диалоги, множество подтекстов и аллюзий, безупречные актерские работы Гэри Олдмана и Тима Рота делают фильм едва ли не лучшим опытом экранизации драматического произведения. В 1999 году Стоппард получил «Оскар» за сценарий к фильму «Влюбленный Шекспир». Кроме того, Стоппард написал оригинальный сценарий для антиутопии Терри Гиллиама «Бразилия» с Робертом Де Ниро в одной из главных ролей.

Еще двое британских джентльменов последовали по пути Стоппарда и покорили Голливуд. Энтони Мингелла начинал как драматург. Лондонские театральные критики признали его пьесу «Сделано в Бангкоке» лучшей в 1986 году. Звездным часом Мингеллы стала экранизация награжденного Букеровской премией романа Майкла Ондатже «Английский пациент». Мингелла отказался снимать в фильме раскрученных голливудских звезд, пригласив на главные роли актеров с европейской школой – Рэйфа Файнса, Кристин Скотт-Томас и Жюльетт Бинош. Любовная история на фоне боев Второй мировой войны в Северной Африке настолько впечатлила американских киноакадемиков, что фильму вручили сразу девять «Оскаров», а Мингелла получил награду как лучший режиссер 1996 года.

Другой англичанин, Сэм Мендес, – профессиональный театральный режиссер, в послужном списке которого и «Вишневый сад» с самой Джуди Денч в главной роли, и постановки в Королевском шекспировском театре. В его бродвейском спектакле «Голубая комната» на театральной сцене дебютировала Николь Кидман. Всеобщее признание и восхищение вызвал первый фильм Мендеса «Красота по-американски», отрицающий голливудские традиции и условности и ориентированный на думающую аудиторию. Ирония заключается в том, что как раз Голливуд с восторгом принял «Красоту по-американски», в которой Мендес виртуозно и жестко ставит диагноз современному американскому обществу. Картина абсолютно справедливо получила пять «Оскаров» в 2000 году, включая приз Сэму Мендесу за лучшую режиссуру.

Мировую известность режиссер «Театра дез Амандье» Патрис Шеро обрел в 1994 году, когда публику Каннского фестиваля потрясла его «Королева Марго» с лучшими французскими актерами и музыкой Горана Бреговича. Страстная кровавая притча о природе ненависти и невозможности любви, насыщенная сценами жесткого секса, эта отнюдь не каноническая экранизация романа Дюма была удостоена двух призов в Каннах и пяти «Сезаров». В 2001 году Патрис Шеро шокирует Европу еще одним своим фильмом – «Интим», в центре которого молчаливые свидания и яростные совокупления двух персонажей. Он получает главный приз Берлинского кинофестиваля – «Золотого медведя». «Интим» гораздо более физиологичен, чем далеко не пуританская «Королева Марго», и продолжает опыт Шеро по изучению скрытых сторон человеческой натуры. Лучшим фильмом Шеро стала картина «Его брат», за которую он был награжден «Серебряным медведем» как лучший режиссер Берлинского кинофестиваля в 2003 году. Это история об изменениях, происходящих в человеке, стоящем на пороге смерти. Дуэт исполнителей главных ролей – Брюно Тодескини и Эрика Каравака – поднимает тему неизбежного ухода до вершин драматургии, а режиссура Шеро отсылает к классическим фильмам Бергмана.

Споры о влиянии и взаимопроникновении театра и кино, разумеется, будут идти, это естественно при общей концепции: автор – сюжет – зритель. Но именно из театра, принадлежащего цивилизации слова, родился подлинный кинематограф. Не зря существует легенда, будто Сергей Эйзенштейн выработал свой легендарный монтажный метод, наблюдая за постановками Всеволода Мейерхольда в театре.

Традиционное сценическое построение оказалось востребованным кинорежиссерами как действие с несколькими пересекающимися новеллами, создающими единый смысловой фон. Сразу вспоминаются фильмы Куросавы, Джармуша, Тарантино, Иньярриту.

Театр обогатил кино и серьезным философским осмыслением текста. Тот же Бергман много раз говорил об огромном влиянии на него творчества Стриндберга, от которого он воспринял не только ряд формальных приемов драматургической конструкции, но и особенности художественного видения мира. Наконец, опыт работы на сцене или учеба в театральных школах подарили мировому кино настоящую россыпь звезд – от Лоуренса Оливье, Энтони Хопкинса и целой плеяды английских актеров до выпускников Actors Studio Ли Страсберга в Нью-Йорке, среди которых Марлон Брандо, Ал Пачино, Роберт Де Ниро.

Безусловно, в будущем нас ждут неожиданные опыты по синтезу кино и театра. Стилизованный под спектакль фильм «Догвилль» Фон Триера – попытка раздвинуть рамки сразу двух видов искусств, пусть и очень спорная. Но, пожалуй, именно в этом направлении, когда происходит некий микст разных форм, будет развиваться искусство ХХI века.


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

  • «Гоголь-Центр» обратился к своим зрителям

    В понедельник, 27 июня в телеграмм-канале «Гоголь-Центра» появилось обращение к зрителям. Публикуем его полностью. Дорогие зрители! В последнее время нам часто поступают вопросы про закрытие театра. Мы не можем опровергнуть эти слухи, так как до сих пор у нас нет информации о продлении контрактов Художественного руководителя Алексея Аграновича и Директора Алексея Кабешева, которые заканчиваются 4 июля. ...
  • Семь фильмов Владимира Мотыля

    26 июня исполнилось 95 лет со дня рождения кинорежиссера Владимира Мотыля. «Театрал» подготовил подборку его картин. «Очень важно ответить себе на этот вопрос: «Что конкретно разумного, доброго, вечного в том, что ты задумал? ...
  • Дарья Попова: «Это магический сеанс на два с половиной часа»

    Балетмейстер, режиссер спектакля «Королева» в Театре «Луны» Дарья Попова рассказала о работе над постановкой. – Дарья, о чем вам важно говорить со своим зрителем? – Художник должен говорить о том, что его волнует. ...
  • Скончался актер и режиссер Юрий Горобец

    26 июня в возрасте 90 лет скончался народный артист России Юрий Васильевич Горобец. Об этом «Театралу» стало известно от дочери актера. «С нашим театром Юрия Васильевича связывают долгие годы работы – он был ведущим артистом труппы десять лет при Борисе Равенских, затем ещё семь – при Борисе Морозове,  – написали на сайте Театра им. ...
Читайте также

Самое читаемое

Читайте также