Homo Performans наших дней

Современный танец июня

 
Пестрая лента событий в жанре современного танца в начале лета не дает передышки: Новая сцена Александринского театра выпустила спектакль-инсталляцию Анны Абалихиной «Экспонат. Пробуждение», Чеховский театральный фестиваль показал на московских сценах блок шотландских танцевальных спектаклей, кафедра современной хореографии ГИТИСа устроила первый открытый показ в новом здании на улице Пилюгина, в Нескучном саду выпускница лаборатории свободных форм танца Академии русского балета имени Вагановой, перформер Александра Портянникова вместе с композитором Владимиром Ранневым и Poema Theatre’ом придумали open-air Future Song в рамках театрального фестиваля актуальных постановок f.act.
Фото: Екатерина Кравцова Спектакль «Экспонат. Пробуждение» кажется визуализацией личного переживания рождения нового существа. На сцене – сухой и скользкий гидрогель, в нем из плацентарного мешка постепенно высвобождается существо. Оно (в спектакле поочередно заняты московская танцовщица Полина Пшиндина и московский танцовщик Юрий Чулков, но пол здесь не важен, важна намеченная протоличность и жестовый костюм ее движений) – оно учится лежа шевелить конечностями, которые постепенно становятся все более ловкими и сильными и все смелее осваивают плоскость, в пределах которой задано движение. На существе резиновые трусы и резиновая шапочка, стилизованная под античный тотемный головной убор (художник Галя Солодовникова). Драма и даже саспенс поиска баланса, при котором можно встать на ноги, на путь обретения себя человеком, происходит весь спектакль, во время которого мы понимаем, что и в партерных позициях это уже человек, не насекомое, довольное передвижением лежа, – так велика воля к двуногости и воле к свободе из любого «квадрата», отведенной ячейки вообще. Новый человек, Homo Performans, плашмя мечется, гидрогель красиво светится и переливается, как океан (свет Сергей Васильев) – и он таки получит искомую точку опоры. Мы смотрим на это как на откровение: новорожденный Homo Performans не лежит и корчится, не рвется из углов – но стоит, являя чудо подвига и становления, проявляя сакральное в современном искусстве,  наливаясь силой.
Фото Екатерина Кускова Не было ничего удивительного в том, что на вечере кафедры современной хореографии ГИТИСа на следующий день после петербургской премьеры Юрий Чулков танцевал в номере Татьяны Чижиковой по мотивам творчества бельгийского хореографа Вима Вандекейбуса. Плотный рабочий график – повод для белой зависти коллег, и кто как не Вандекейбус сделал так много для междисциплинарности в пространстве современного танца, сочиняя в рамках спектакля музыку, сценографию, снимая фильмы и фотосессии. Задание для магистрантов первого года обучения – поставить номер по мотивам творчества вдохновляющего хореографа вовсе не глупо. Умное, через себя пропущенное подражание суть вчитывание в увлекший звучанием язык, который надо впитать и переработать для выработки своего. И на сцене нового здания ГИТИСа в Новых Черемушках были показаны работы по мотивам Пины Бауш, Иржи Килиана, Лин Хвай Мина. Запомнились работы Татьяны Чижиковой и Ольги Тимошенко (выпуск через год), выступала и опытная танцовщица Софья Гайдукова, чье движение роскошно и умно. Преподаватель кафедры Лина Лангнер показала спектакль Wi Men, где в разных аранжировках звучало равелевское «Болеро», а девушки в черных платьях наступательно и угрожающе меняли позировки, которые выстраивались в немые диалоги с залом.

А на Чеховском театральном фестивале тем временем Шотландский балет из Глазго привез «Силуэт» на «Сельский концерт» для клавесина с оркестром Франсиса Пуленка в хореографии худрука труппы Кристофера Хэмпсона. Важная характеристика «Силуэта» – барочные неспешные темпы, приятные глазу, уставшему от всяческого мельтешения. Когда балерина или балерун в рамках заданного рисунка пропускает ритмическую долю (клавесинный ритм при этом вполне бодр и весел), на которую просилось следующее  па, а новое движение весело и легко делается лишь немного погодя – это как неспешно выпить хорошего чая в погожий воскресный день. Общий графичный рисунок – белые и черные костюмы танцовщиков, неожиданно исчезающих за раздвижными стенами, контрастный задник – не дает окончательно раствориться в неге «Сельского праздника», на котором естественную неуклюжесть деревенских плясунов так комично пародируют солисты, перекатываясь в прыжках бочоночками. Танцевальные силуэты в «Силуэте» продуманно сочетают национальное и классическое начало, за их перетеканием интересно наблюдать.
Фото предоставлено МТФ им. А.П. Чехова Главным блюдом вечера Шотландского балета был «Лунный Пьеро» на музыку Арнольда Шенберга в постановке Глена Тетли (знающие люди заверили, что хореограф Бронвен Карри, восстановивший эпохальную работу Тетли в Глазго, строго следовал букве танцевальной партитуры). Пусть Пьеро Виктор Заралло не Рудольф Нуриев, для которого партия Лунного Пьеро стала значительной в биографии, в любом случае Глена Тетли в России еще не показывали на большой сцене. Бывший танцовщик труппы Марты Грэм и American Ballet Theatre, Глен Тетли стал фигурой поколения, соединившего в 1960-е до этого враждовавшие танец модерн и классический балет – и «Лунный Пьеро» лучшее тому подтверждение. Трехуровневая металлическая этажерка позволяет Пьеро демонстрировать акробатические и модернистские способности, пространство вокруг – синтез модернистской экспрессии (о, эта напряженная выпяченная пятка модерна!) и классической техники поддержек (рыжая подружка Бригеллы Коломбина извивается талантливо-лживо). Поэтическая тоска Пьеро, его уязвимость и хрупкость подвластны Виктору Заралло, однако в хвалебной рецензии The Herald Scotland в роли Пьеро отмечен неувиденный в Москве Люк Ахмет. Бетани Кингсли-Гарнер-Коломбина и Оуэн Торн-Бригелла кажутся более погруженными в материал, более связанными со своими образами, чем Заралло, но его внутренней белизне и хрупкости эта несмелость и свежесть подхода к роли  только на пользу. Сегодня граница модерна и классики, революционная в 1960-е, давно размыта, в России тоже сделаны большие шаги в эту сторону, и зрителям «Лунного Пьеро» важна не свежесть дружбы классики и модерна, важная в 1960е, а чистота сложившегося языка и театральность образов – все это есть у артистов. Sprech stimme, декламационное чтение Шенберга, в котором мелодия написана нотами, но исполнитель должен читать ее, точно соблюдая интервалы, было отменно исполнено сопрано Элисон Белл.

Автор книги «Балет и танец в Америке» Елизавета Суриц отмечала, что важность американской современной хореографии в ее значительном влиянии на европейскую – так, французы Жан-Клод Галотта и Филипп Декуфле многому в свое время научились в американских школах. Глен Тетли тоже пересек океан и создал свыше 50 балетов, в том числе для ведущих балетных домов Европы. То, что идеи американского модернизма (синтез с балетом в случае Тетли еще не породил постмодернизм) дает нам возможность понимать этот период развития свободных форм танца.
Фото Дмитрий Соболев Дуэт Саши Портянниковой и Дарьи Плоховой из «Айседорина горя» правильно использовал ландшафты Нескучного сада: немало здешние овраги повидали толкиенистов с мечами, фей и эльфов в самых разных исторических костюмах, а все-таки странно движущиеся девушки в белых платьях на фоне летней сочной зелени всегда привлекут внимание. Певица Саша Елина в выстилающем траву одеянии, уходящим в воду как трамплин для прыжков, взлетная полоса дляновой жизни, подобно королеве возвышалась над всеми  и выпевала англоязычную концертную пьесу для голоса и интерактивной электроники на текст немецкого драматурга Деа Лоэр из пьесы Magazin des Glücks. А Валентин Цзин сотоварищи из PoemaTheatre, когда  наступает лето, спешат снять с себя старую кожу и обновиться. Для этого создатели перформанса Future Song, обосновавшись вокруг Екатерининского пруда в Нескучном саду, прикрепили к груди  огромные сердца и проткнули их стрелами. «В сопровождении пения Саши Елиной  и саунда Владимира Раннева возник такой остро умный ритуал, до краев переполненный любовью. Наш бросок в воду – это как бы уничтожение  чего-то старого и ненужного, ритуал очищения. История читалась многими интерпретациями, но я уверен, что в каждой из них читалось одно: чистосердечное признание о том, что жизнь бесценна и многогранна, что танец и театр – те самые никогда неумирающие ключи к жизни», – говорит Валентин  Цзин.


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

  • Филипп Гуревич репетирует «Войцека» в Маяковке

    11 и 12 марта в Театре Маяковского, на Сцене на Сретенке, премьеру «Войцек» – в жанре «обыкновенная трагедия» – выпустит режиссер Филипп Гуревич. Предсмертная пьеса 23-летнего Георга Бюхнера про полкового цирюльника, который убил из ревности жену и был приговорен к казни, стала всемирно известным сюжетом. ...
  • Гастроли Театра Моссовета пройдут в Петербурге

    Театр Моссовета едет с гастролями в Петербург. Показы двух премьерных спектаклей пройдут на сцене ДК Выборгский в предстоящий weekend, 4 и 5 февраля. 4 февраля состоится показ спектакля Павла Пархоменко «Соло для часов с боем». ...
  • Et Cetera отметил юбилей премьерой «Мандат»

    Владимир Панков, создатель студии SounDrama и художественный руководитель Центра драматургии и режиссуры, поставил к 30-летию театра Et Cetera «Мандат» Николая Эрдмана. 2 ферваля, в день юбилея, состоялся первый показ. Премьерные показы пройдут также 3, 23 и 24 февраля. ...
  • Театр НеНормативной пластики готовит премьеру

    9 и 10 февраля на площадке «Скороход» в Петербурге Театр НеНормативной пластики покажет премьеру «Любовь во множественном числе».  Постановка Романа Кагановича и Максима Пахомова – это одиннадцать вариаций на тему любви: череда комических и трагических сюжетов. ...
Читайте также

Самое читаемое

  • «Анна Каренина» Римаса Туминаса в Тель-Авиве

    25 января в израильском театре «Гешер» Римас Туминас представил премьеру спектакля «Анна Каренина». На одном из первых показов побывала театральный блогер Нина Цукерман, публикуем ее отклик на эту постановку. ...
  • Дмитрий Назаров с супругой уволены из МХТ

    Народный артист РФ Дмитрий Назаров и его супруга актриса Ольга Васильева уволены из МХТ им. Чехова, сообщает «МК» со ссылкой на приказ художественного руководителя театра Константина Хабенского.   Причиной увольнения называют позицию супругов против СВО, которую артисты высказывали публично. ...
  • Сомнения юности

    В Театре им. Моссовета поставили спектакль по одноименной пьесе Сергея Решетнева, победившей в конкурсе пьес «Московские истории», который театр проводил при поддержке Департамента культуры Москвы. Авторству драматурга принадлежат и стихи для песен – их артисты исполняют в спектакле вживую под аккомпанемент небольшого оркестра. ...
  • Иван Панфилов: «У мамы тонкое чувство юмора»

    В 2018 году в преддверии юбилея легендарной Инны Чуриковой «Театрал» побеседовал с сыном актрисы Иваном ПАНФИЛОВЫМ. Сегодня в память об актрисе мы вновь публикуем это интервью.    – Иван, что для вас значит быть сыном поистине легендарной актрисы? ...
Читайте также