Наталья Тенякова отмечает юбилей

 

О Натальи Теняковой заговорили после фильма «Старшая сестра», хотя сыграла она младшую, и роль не была главной. К моменту выхода этой картины Тенякова уже окончила ЛГИТМиК и играла в Ленинградском театре им. Ленинского комсомола. Через 2 года её пригласил в БДТ сам Георгий Товстоногов и занял в семи своих спектаклях. Но проработав 10 лет, Тенякова переехала в Москву. 10 лет играла в Театре Моссовета, пока Олег Ефремов не позвал во МХАТ. Тенякова согласилась, осталась с ним после раскола – и работает в МХТ им. Чехова до сих пор.
Виктор Костецкий, актёр
- Мы с Наташей учились в ЛГИТМиКе у Бориса Вульфовича Зона. На курсе с нами учился и Лев Додин. Они с Наташей были самыми юными, но если Лев был угловатый, зажатый, всё плечом вперёд бегал, то Наташа была хорошенькая и абсолютно раскрепощённая. Она купалась в любви Зона и в нашей любви тоже – но вышла замуж за Додина. Наташа замечательно играла в «Машеньке». У нас было несколько совместных работ в спектаклях «Глубокая разведка», «Идеалистка», «Собака на сене», в котором она была Дианой, а я Теодоро. В репетициях с ней было легко. Она очень живо реагировала на всё.

Курс у нас был дружный. Мы устраивали вылазки, ездили в лес по грибы. Наташа жила в центре города, на Пушкинской. Когда она была замужем за Лёвой Додиным, мы частенько собирались у них. Однажды устроили большое застолье. В лесу набрали опят, а Наташа потушила их в сметане, пока мы ходили на Кузнецкий рынок за квашенными помидорами.

После окончания ЛГИТМиКа мы вместе попали в Ленинградский театр им. Ленинского комсомола. Только Тенякову взяли сразу, а мне, как и другим ребятам пришлось показываться. Судьба её сложилась удачно. Сразу две большие роли в спектаклях «Трёхгрошовая опера» и «Дни нашей жизни». Тогда же Лёва хотел поставить «Антигону» и начал репетировать с нами, но работать приходилось ночью. Работу в театре никто ведь не отменял, а премьеры следовали одна за другой. Нам было тяжело и через полгода мы не выдержали. Антигону Наташа так и не сыграла.

Позже Наташа влюбилась в Сергея Юрского и ушла в БДТ, а потом и вовсе уехала в Москву. Годы спустя мы встретились в Крыму, в Доме актёра. Она была с Юрским и дочкой Дашей, я был с женой и дочкой, тоже Дашей. Их не пускали на пляж. Я был крайне возмущён, пошёл к директору и устроил скандал: «Вы кого на пляж не пускаете? Это же Юрский и Тенякова! Вы, что их не узнали?»

Владимир Меньшов, кинорежиссёр
- Наташа снималась у меня в фильме «Любовь и голуби». Играла бабу Шуру. Вначале мы думали, что стариков должны играть старики, и я искал среди возрастных актёров, но по мере того, как выстраивалась театрализация всего зрелища, стало понятно, что играть должны не пожилые. Так на роль дяди Мити был приглашен Сергей Юрский. Что касается бабы Шуры, то это просто, что называется, счастливый случай. Мне никак не удавалось найти актрису на эту роль. Тенякова была женой Юрского и как-то пришла вместе с ним. Я предложил: «Наташа, а почему бы не сыграть?» Она стала отказываться: «Нет-нет!» Она всегда отмахивается от кино. Категорически не хочет сниматься. Мы подкупили её тем, что съёмки будут проходить в Карелии. Места красивые, по грибы ходить можно, дочку десятилетнюю взять с собой. В общем, это сработало, она согласилась и приехала на съёмки. Я считаю, что это просто выдающаяся актёрская работа. В кино не главные её победы. Конечно, главные её роли в театре, но в нашей картине она сыграла потрясающе. Я просто наслаждался, какая она характерная актриса. Как она интересно работает. Она действительно стала бабкой на наших глазах. Повязала платочек, начала говорить, и всё – я вижу смешную бабку.

Общаться с Теняковой одно удовольствие. В ту пору ей было 39 лет. Что могло подсказать ей, как надо играть возрастную роль? Не знаю. Видно, у неё где-то там, в актёрской копилке, эти бабки были сложены, и её игра была просто праздник. Вообще вся картина была, как один общий праздник для всех. Все попали на свои роли. Игра, как песня складывалась, и Наташа была заводилой в этой песне. Я был просто счастлив! После съёмок мы делали попытки в карты поиграть. Наташа и Серёжа любят бридж. Но жизнь разводит, у всех дела. Больше, к сожалению, роли для неё подходящей в моих картинах не было.

Дмитрий Брусникин, актёр, режиссер, педагог Школы-студии МХАТ 
- Она замечательная артистка, на мой взгляд, нереализованная, но не желающая ничего делать, хотя могла бы делать невероятно много. Наверное, она считает, что уже всё сделала. Она была очень близкой подругой Ии Сергеевны Савиной, актрисы МХАТа. Наташа пришла в наш театр, и это было настолько органично, что, мне кажется, она здесь всегда была. Мы играли в спектакле «Вагончик», причём оба были введены на роли, а вот в спектакле «Новый американец» по Довлатову роли уже были для нас. Мне предложили роль Сергея, Наташа играла Тасю, любовь Сережи, которую он спустя 20лет встречает в Америке. Судьба этой любви – в одной сцене. Она  трогательная, щемящая, драматичная, смешная. Наташе легко было играть, она была знакома с Довлатовым, и Сергей Юрьевич был знаком. Он смотрел наш спектакль как очевидец. Я помню, страшно переживал, когда он пришёл на премьеру. Мы с этим спектаклем ездили по Америке. К нам приходила вдова Довлатова, дети его. Мы долго его играли, и Наташа любила играть, а потом предложила: «Пусть молодые играют, всё же возраст уже».

Наташа удивительная артистка. Ну, что вы хотите – школа Товстоногова. Они серьёзны, собраны, всегда в тонусе, не такие разгильдяи, как наши. Наташа не позволяет себе капризов, недовольства, усталости. Она работает не только 3 часа на репетиции. Она работает дома. Она знает текст, она готова к работе.

Наташа невероятно душевная. Я её очень люблю. Иногда друзьям или коллегам покажешь фотографию внука. Они посмотрят, и всё. Наташа сразу заинтересуется. Она будет умиляться, восторгаться, рассматривать с  такой любовью, как будто это её внук.

Они с Юрским удивительная пара. Они столько лет вместе, что уже невозможно представить их друг без друга. Я не знаю человека, который читает стихи лучше Юрского. Интересно наблюдать за Наташей, когда Сергей Юрьевич читает. Как она слушает! Какие у неё глаза. Это не описать. Это надо видеть! 

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Алёна Яковлева: «Она во всём была максималистской»

    Журнал «Театрал» выпустил в свет уникальный сборник, который состоит из пятидесяти монологов известных актёров, режиссёров и драматургов,  рассказывающих о главном человеке в жизни — о маме. Эти проникновенные воспоминания не один год публиковались на страницах журнала, и теперь собраны вместе под одной обложкой. ...
  • Вениамин Смехов: «Моя родина – русский язык»

    10 августа празднует юбилей известный актер театра и кино Вениамин Смехов. Не раз он давал интервью журналистам «Театрала», и сегодня мы поздравляем любимого артиста и публикуем фрагменты из интервью разных лет.   - Вениамин Борисович, чем вы живете в «пост-таганковскую» эпоху? ...
  • Евгений Князев отмечает юбилей

    В Тульском политехническом институте Евгений Князев и не думал, что, получив специальность горного инженера, вновь будет студентом, что, окончив Театральное училище им. Щукина, вернётся сюда преподавать, а потом станет ректором Альма-матер. ...
  • Дмитрий Бертман: «Из маминого платья я вырезал кусок на занавес»

    Журнал «Театрал» выпустил в свет уникальный сборник, который состоит из пятидесяти монологов известных актёров, режиссёров и драматургов,  рассказывающих о главном человеке в жизни — о маме. Эти проникновенные воспоминания не один год публиковались на страницах журнала, и теперь собраны вместе под одной обложкой. ...
Читайте также