Новый сезон уже не за горами, а начнется он ударным премьерами режиссеров-«тяжеловесов» и молодых трендсеттеров. Cоздатели и участники этих спектаклей неоднократно становились номинантами и лауреатами премии «Звезда Театрала».
«Декалог». Театр имени Маяковского
Этим спектаклем 19 сентября планируется открыть после капитального ремонта Сцену на Сретенке. «Декалог» по специально написанной для Театра Маяковского пьесе Саши Денисовой поставил молодой режиссер Никита Кобелев. Спектакль сделан в формате site-specific и его подвида – променад-театра, стремительно набирающего популярность. Театр Маяковского впервые обратился к этому формату в 2012 году, во время празднования своего 90-летия. В течение дня зрители перемещались по всему пространству «Маяковки», где шли спектакли, концерты, встречи с актерами и перфомансы.
Сегодня, чтобы зрители могли оценить обновленную Сцену на Сретенке, решено провести их практически по всем уголкам этого пространства. Спектакль будет проходить в буфете, гардеробе, фойе, а также на лестницах, на складе и в других служебных помещениях.
В «Декалоге» тему современной греховности объединили с историей и географией района Сретенки. В результате, как ожидается, получилась небольшая модель человечества. Пьеса написана Сашей Денисовой на основе вербатимов, собранных актерами Студии OFF, первой студии документального театра при репертуарном театре. Впрочем, «Декалог» объединяет художественные сцены и документальные, фантастику и реализм. Это принципиально новая работа с вербатимом – здесь он только инструмент в фантастическом променаде, где появятся костюмированные императоры, светящиеся девушки и танцующие contemporary dance старушки, а также трогательные, смешные и тяжелые для человека обстоятельства.
«Борис Годунов». Театр «Ленком»
Режиссер Константин Богомолов, автор многих нашумевших спектаклей в МХТ имени Чехова, Табакерке и других театрах Москвы, Петербурга, а также Варшавы, Лиепаи и Вильнюса, в этом сезоне дебютирует в знаменитом «Ленкоме» Марка Захарова. Для дебюта (хочется надеяться, что он будет иметь продолжение) выбрана хрестоматийная драма Пушкина «Борис Годунов», которая здесь, конечно же, обрастет новыми смыслами, впрочем, гениальным Пушкиным подсказанными.
Богомолов, в последние годы ставший одним из ведущих российских режиссеров, признается, что ему очень близка театральная эстетика Марка Захарова, а потому он и принял предложение мэтра о постановке в его театре. Нравится зрелищность и игровая театральность, которые он не намерен «отрицать». В то же время режиссер не собирается изменять себе и своим сценическим принципам, которые, впрочем, столь живы и разнообразны, что позволят ему взять «новую планку» в творчестве. Не изменяя себе, но уважая традиции театра.
Как всегда публику ожидает немало интриг и находок от этого парадоксального режиссера. В частности, актерам доверено играть несколько ролей, казалось бы, абсолютно разных по сути персонажей. Так Мария Миронова сыграет Марину Мнишек и вдову Федора Иоанновича, Иван Агапов – Патриарха и Вишневецкого, Александр Сирин – Шуйского и Мнишека. В списке действующих лиц присутствуют «служитель муз», «солдат удачи» и «московский мальчик». Заглавную роль исполнит Александр Збруев, в роли князя Курбского – Семен Шкаликов, Григорий Отрепьев – Игорь Миркурбанов. Художник спектакля – постоянный соавтор Богомолова Лариса Ломакина.
«Трамвай «Желание». МХТ имени Чехова
Знаменитую пьесу Теннесси Уильямса, имеющую богатейшую историю постановок в театральном мире, в МХТ поставил молодой режиссер Роман Феодори. Главный режиссер Красноярского ТЮЗа в минувшем сезоне дебютировал на столичных подмостках, представив в Театре Наций шекспировское «Укрощение строптивой». А чуть раньше он практически покорил российских зрителей, как юных, так и взрослых, своим уже очень известным спектаклем «Снежная королева», собравшим награды многих престижных театральных конкурсов.
В основе замысла этой постановки, как говорит сам режиссер, было стремление пробиться к подлинной сути и смыслу самой пьесы, претерпевшей уже бесчисленное количество интерпретаций. Феодори и его актеров – Марину Зудину, Ирину Пегову, Михаила Пореченкова, Михаила Трухина – интересовали психологические мотивации поведения персонажей Уильямса, не только их действия, но и бездействие, приводящее к роковым последствиям. При этом они решили избегать излишней экзальтированности и истеричности, приближаясь к глубинным истокам конфликтов между близкими людьми. Взамен этого были поиски поэтической и метафорической формы спектакля.
«Безумный день, или Женитьба Фигаро». Театр имени Вахтангова
Вслед за Евгением Писаревым в Театре имени Пушкина еще одну версию великой комедии Бомарше предлагает режиссер Владимир Мирзоев в Вахтанговском театре.
Одной из главных тем спектакля стало непримиримое столкновение человека нового времени с обычаями и «традициями», которые давно себя изжили, превратившись в помеху к дальнейшему свободному развитию личности. Конечно, если эта личность умна и не чужда этическим нормам.
Режиссер попытался представить эту давнюю историю через призму современности, а потому сценография и костюмы не соответствуют времени написания комедии. Но они не стали и калькой с наших дней. К тому же Мирзоев не собирался вставать на дидактические позиции, предпочитая принцип «развлекая, поучать». Или наоборот, «поучать, развлекая», что гораздо ближе современному зрителю.
Владимир Мирзоев предполагал исследовать природу человеческого безумия, подчас перетекающего в безумие общества. Он одно время планировал даже убрать из названия спектакля слова «Женитьба Фигаро», но в результате название осталось в неприкосновенности исключительно по той причине, чтобы публика понимала, какую пьесу ей предстоит увидеть.
В выборе актера на главную роль Мирзоев, как всегда, оказался не оригинален: это Максим Суханов, который давно стал главной «козырной картой» режиссера.
«О-й. Поздняя любовь». Театр «Школа драматического искусства»
Загадочное «О-й» расшифровывается просто: Островский, Александр Николаевич, великий российский драматург. Впрочем, у режиссера Дмитрия Крымова этой банальной простоты вы не найдете. К тому же он любит играть писательскими именами. Так, в названии его спектакля «Оноре де Бальзак. Записки о Бердичеве» скрылись чеховские «Три сестры», а «Три сестры», в свою очередь, оборачиваются шекспировским «Королем Лиром».
Сегодня Дмитрий Крымов вместе со студентами ГИТИСа и актерами своей Лаборатории в «Школе драматического искусства» обращается к пьесе Островского «Поздняя любовь», действие которой происходит в захолустном городке XIX века. Но режиссер утверждает: «Это наши страсти, наши переживания, которые нас будоражат и нами руководят. Персонажи пьесы существуют «на дне», где за копейку удавят, не задумываясь. И на этом дне общества ни с того ни с сего поселилась любовь, которой здесь не место. Она, словно бабочка, которая залетела в шахту... Правда, бабочка в угольной шахте тоже уже не совсем бабочка, она уже «мутировала». Здесь всё «мутировало» – и любовь, и деньги – всё приобрело гипертрофированный, но при этом обыденный вид. Пружина пьесы – человеческие чувства, которые, в общем, никому не нужны: их разменивают, но кто-то продолжает в них верить…». И еще любопытная и интригующая деталь: ряд мужских персонажей будут играть женщины. И наоборот. Художники спектакля и все актеры, кроме Марии Смольниковой, являются студентами IV курса режиссерского факультета ГИТИСа (курс Е. Каменьковича и Д. Крымова).
Этим спектаклем 19 сентября планируется открыть после капитального ремонта Сцену на Сретенке. «Декалог» по специально написанной для Театра Маяковского пьесе Саши Денисовой поставил молодой режиссер Никита Кобелев. Спектакль сделан в формате site-specific и его подвида – променад-театра, стремительно набирающего популярность. Театр Маяковского впервые обратился к этому формату в 2012 году, во время празднования своего 90-летия. В течение дня зрители перемещались по всему пространству «Маяковки», где шли спектакли, концерты, встречи с актерами и перфомансы.
Сегодня, чтобы зрители могли оценить обновленную Сцену на Сретенке, решено провести их практически по всем уголкам этого пространства. Спектакль будет проходить в буфете, гардеробе, фойе, а также на лестницах, на складе и в других служебных помещениях.
В «Декалоге» тему современной греховности объединили с историей и географией района Сретенки. В результате, как ожидается, получилась небольшая модель человечества. Пьеса написана Сашей Денисовой на основе вербатимов, собранных актерами Студии OFF, первой студии документального театра при репертуарном театре. Впрочем, «Декалог» объединяет художественные сцены и документальные, фантастику и реализм. Это принципиально новая работа с вербатимом – здесь он только инструмент в фантастическом променаде, где появятся костюмированные императоры, светящиеся девушки и танцующие contemporary dance старушки, а также трогательные, смешные и тяжелые для человека обстоятельства.

Режиссер Константин Богомолов, автор многих нашумевших спектаклей в МХТ имени Чехова, Табакерке и других театрах Москвы, Петербурга, а также Варшавы, Лиепаи и Вильнюса, в этом сезоне дебютирует в знаменитом «Ленкоме» Марка Захарова. Для дебюта (хочется надеяться, что он будет иметь продолжение) выбрана хрестоматийная драма Пушкина «Борис Годунов», которая здесь, конечно же, обрастет новыми смыслами, впрочем, гениальным Пушкиным подсказанными.
Богомолов, в последние годы ставший одним из ведущих российских режиссеров, признается, что ему очень близка театральная эстетика Марка Захарова, а потому он и принял предложение мэтра о постановке в его театре. Нравится зрелищность и игровая театральность, которые он не намерен «отрицать». В то же время режиссер не собирается изменять себе и своим сценическим принципам, которые, впрочем, столь живы и разнообразны, что позволят ему взять «новую планку» в творчестве. Не изменяя себе, но уважая традиции театра.
Как всегда публику ожидает немало интриг и находок от этого парадоксального режиссера. В частности, актерам доверено играть несколько ролей, казалось бы, абсолютно разных по сути персонажей. Так Мария Миронова сыграет Марину Мнишек и вдову Федора Иоанновича, Иван Агапов – Патриарха и Вишневецкого, Александр Сирин – Шуйского и Мнишека. В списке действующих лиц присутствуют «служитель муз», «солдат удачи» и «московский мальчик». Заглавную роль исполнит Александр Збруев, в роли князя Курбского – Семен Шкаликов, Григорий Отрепьев – Игорь Миркурбанов. Художник спектакля – постоянный соавтор Богомолова Лариса Ломакина.

Знаменитую пьесу Теннесси Уильямса, имеющую богатейшую историю постановок в театральном мире, в МХТ поставил молодой режиссер Роман Феодори. Главный режиссер Красноярского ТЮЗа в минувшем сезоне дебютировал на столичных подмостках, представив в Театре Наций шекспировское «Укрощение строптивой». А чуть раньше он практически покорил российских зрителей, как юных, так и взрослых, своим уже очень известным спектаклем «Снежная королева», собравшим награды многих престижных театральных конкурсов.
В основе замысла этой постановки, как говорит сам режиссер, было стремление пробиться к подлинной сути и смыслу самой пьесы, претерпевшей уже бесчисленное количество интерпретаций. Феодори и его актеров – Марину Зудину, Ирину Пегову, Михаила Пореченкова, Михаила Трухина – интересовали психологические мотивации поведения персонажей Уильямса, не только их действия, но и бездействие, приводящее к роковым последствиям. При этом они решили избегать излишней экзальтированности и истеричности, приближаясь к глубинным истокам конфликтов между близкими людьми. Взамен этого были поиски поэтической и метафорической формы спектакля.

Вслед за Евгением Писаревым в Театре имени Пушкина еще одну версию великой комедии Бомарше предлагает режиссер Владимир Мирзоев в Вахтанговском театре.
Одной из главных тем спектакля стало непримиримое столкновение человека нового времени с обычаями и «традициями», которые давно себя изжили, превратившись в помеху к дальнейшему свободному развитию личности. Конечно, если эта личность умна и не чужда этическим нормам.
Режиссер попытался представить эту давнюю историю через призму современности, а потому сценография и костюмы не соответствуют времени написания комедии. Но они не стали и калькой с наших дней. К тому же Мирзоев не собирался вставать на дидактические позиции, предпочитая принцип «развлекая, поучать». Или наоборот, «поучать, развлекая», что гораздо ближе современному зрителю.
Владимир Мирзоев предполагал исследовать природу человеческого безумия, подчас перетекающего в безумие общества. Он одно время планировал даже убрать из названия спектакля слова «Женитьба Фигаро», но в результате название осталось в неприкосновенности исключительно по той причине, чтобы публика понимала, какую пьесу ей предстоит увидеть.
В выборе актера на главную роль Мирзоев, как всегда, оказался не оригинален: это Максим Суханов, который давно стал главной «козырной картой» режиссера.

Загадочное «О-й» расшифровывается просто: Островский, Александр Николаевич, великий российский драматург. Впрочем, у режиссера Дмитрия Крымова этой банальной простоты вы не найдете. К тому же он любит играть писательскими именами. Так, в названии его спектакля «Оноре де Бальзак. Записки о Бердичеве» скрылись чеховские «Три сестры», а «Три сестры», в свою очередь, оборачиваются шекспировским «Королем Лиром».
Сегодня Дмитрий Крымов вместе со студентами ГИТИСа и актерами своей Лаборатории в «Школе драматического искусства» обращается к пьесе Островского «Поздняя любовь», действие которой происходит в захолустном городке XIX века. Но режиссер утверждает: «Это наши страсти, наши переживания, которые нас будоражат и нами руководят. Персонажи пьесы существуют «на дне», где за копейку удавят, не задумываясь. И на этом дне общества ни с того ни с сего поселилась любовь, которой здесь не место. Она, словно бабочка, которая залетела в шахту... Правда, бабочка в угольной шахте тоже уже не совсем бабочка, она уже «мутировала». Здесь всё «мутировало» – и любовь, и деньги – всё приобрело гипертрофированный, но при этом обыденный вид. Пружина пьесы – человеческие чувства, которые, в общем, никому не нужны: их разменивают, но кто-то продолжает в них верить…». И еще любопытная и интригующая деталь: ряд мужских персонажей будут играть женщины. И наоборот. Художники спектакля и все актеры, кроме Марии Смольниковой, являются студентами IV курса режиссерского факультета ГИТИСа (курс Е. Каменьковича и Д. Крымова).
