Действующие лица

Артисты и режиссеры все чаще стали выступать в роли благотворителей

 

Конечно, театр помогал нуждающимся и раньше. Благотворительные спектакли, выступление выездных бригад, сбор средств в помощь раненым и обездоленным сопровождали его деятельность и в императорское время, и в кровавые годы революции, и во время Великой Отечественной войны. Однако в последние годы социальная роль театра стала вновь особенно заметной.
Например, Борис БЕЛЕНЬКИЙ, учредитель независимой премии «Хрустальная Турандот» два года назад организовал спецпроект «Спасающий спасется», благодаря которому все собранные средства от концерта знаменитых артистов перечисляются деятелям сцены, нуждающимся в срочном лечении. Свои благотворительные вечера «Хрустальная Турандот» проводит несколько раз в год в Театре Вахтангова, превратившись в настоящий праздник добра и милосердия. Впрочем, помимо благотворительных вечеров популярными в театре стали и социальные проекты. Сегодня их десятки по всей стране (в прошлом году у премии «Звезда Театрала» появилась даже специальная номинация). И хотя программа у каждого своя, суть остается единой. Социальные проекты смело выходят из «зоны комфорта» и пробуют другие формы работы со зрителем: выезжают в больницы и детские дома, добираются до самых отдаленных, богом забытых населенных пунктов, взаимодействуют с социально незащищенными группами, которые изолированы от общества и почти лишены доступа к культуре – людьми с ограниченными возможностями, заключенными, пациентами наркологических клиник и реабилитационных центров. В числе организаторов одного из таких проектов – Арсений ЭПЕЛЬБАУМ, создавший на базе театра «Тень» «Академию театрального зрителя».

Борис Беленький


– Борис Петрович, проекту «Спасающий спасется» исполнилось два года. Можно ли подвести промежуточные итоги? Все ли удается?

– Безусловно, удается. Это очень важный проект, пробуждающий человека в человеке, поэтому организовали мы его без особых проблем. К счастью, в театральном мире есть множество людей, которые охотно откликаются на любые просьбы о помощи. Нам ни разу не пришлось никого «уговаривать», «умолять выступить». Достаточно сказать, что благодаря вашему участию мы сможем помочь такому-то артисту в лечении, – как тут же человек соглашается. Иначе и быть не может. Благотворительность – она ведь всегда рождается в душе. И мне очень приятно, что московские звезды сердечно откликаются на наш призыв помогать своим коллегам из областных театров России (в большинстве случаев именно они и становятся героями наших вечеров). Проект «Спасающий спасется» – одно из любимых детищ «Хрустальной Турандот».

– Есть что-то, чем вы особенно гордитесь?

– Я горжусь теми отзывами, которые получаю от артистов, прошедших лечение. Улучшение их самочувствия и слова благодарности – это самая лучшая награда для нас. Начиная от 20-летнего студента театрального института, которому исправили позвоночник, и он начал ходить, и заканчивая легендарным актером Театра Маяковского Ефимом Исааковичем Байковским, который прошел лечение в Израиле.

– Вы всегда следите за судьбой тех, кому помогаете?

– Да, безусловно. Мы все время на связи, мы становимся практически родственниками. Вот и в ближайшее время в нашем графике три благотворительные акции. Но имен я назвать пока не могу, поскольку героев вечера нам помогает искать социальный отдел СТД. Я также обращаюсь к читателям журнала «Театрал», живущим за пределами Москвы, – худрукам региональных театров: если вы знаете деятелей сцены, которые нуждаются в лечении, сообщайте нам, пожалуйста. Контакты есть на сайте премии «Хрустальная Турандот».

– Вы не планируете расширять количество концертов?

– Это, к сожалению, зависит от материальной составляющей. Но стараемся проводить при первой же возможности.

– А в регионах внимательнее стали относиться к своим артистам после вашего проекта?

– Они физически не могут этого делать, хотя и очень стремятся.

– Вы имеете в виду театры или руководство регионов?

– Если бы руководство регионов захотело, оно бы, несомненно, это сделало. У руководства регионов все в порядке, каким бы бедным регионом они ни руководили. А в кассе театра и у людей театра нет возможности помогать. Руководство регионов делает вид, будто оно обо всех заботится, но если не будет команды от президента провести очередную Олимпиаду, то ничего и не двинется с места.

– На вашу работу, получается, откликнулись только театральные деятели?

– На другое я и не рассчитывал.

Арсений Эпельбаум




– Арсений, можно подвести первые итоги «Академии театрального зрителя»? Получается достичь желаемого?

– Поскольку мы планируем добиться всеобщего просветления человечества, то итоги можно подвести только промежуточные. В двух словах они такие: некие люди (в основном дети) увидели и узнали, что такое театр. Наши проекты рассказывают о том, как создаются спектакли. Наша цель – пробудить желание ходить в театр, заинтересовать ребят творческим процессом, ведь зрительская культура в последние годы упала катастрофически. Даже в Москве есть тысячи семей, которые никогда не водят детей на спектакли. И дело совсем не в стоимости билета, а просто в элементарном отсутствии желания. Кстати, однажды к нам подошел восторженный мальчик: «Мне сказали, что у вас тут кукольный театр, и я сразу расстроился, решил, что будут медведи и белочки, а у вас очень интересно!» Для нас это, конечно, высшая похвала. Стало быть, мы на правильном пути и затеяли наш проект не напрасно.

– Есть достижения, которые вызывают вашу особую гордость?

– Не могу так сказать, поскольку у нас вполне утилитарный проект. У нас в коллективе бытует циничное мнение, что если мы не будем учить зрителей, то их скоро не останется вовсе и не для кого будет спектакли играть. Поэтому я не могу сказать, будто горжусь чем-то особенно.

– А какие у вас основные трудности?

– «Трудность» сегодня у всех одна – мизерное финансирование (особенно на фоне нефтяной отрасли). Но мы продолжаем заниматься просвещением. Я надеюсь, что если в каждом интервью буду говорить о недостаточном финансировании, может когда-нибудь ситуация изменится и к нам наконец прислушаются – разрешат выйти, например, на Красную площадь и во всеуслышание рассказать о театре. Но пока любые попытки выйти на улицу заканчиваются горько: непременно появляются какие-то люди и требуют прекратить выступление. Если можно будет добиться подобного того, чтобы не трогали хотя бы художников, будет отлично. А в глобальных планах – запретить обществу говорить, что нам делать, а что нет.

– Запретить запрещать?

– Да, запретить запрещать. Но это тема для отдельного интервью.

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Защита оспорит выводы экспертизы по делу «Седьмой студии»

    В понедельник, 1 июня, в Мещанском суде Москвы огласили выводы третьей комплексной экспертизы по делу «Седьмой студии».  Согласно выводам новых экспертов расходы на реализацию театрального проекта «Платформа» были завышены в 2,5 раза, а ущерб государству мог составить около 129 млн рублей. ...
  • Чему мы научились за время карантина

    «Чему вы в большей степени научились за время карантина?» - такой вопрос «Театрал» задал читателям на сайте и в соцсетях. Итоги опроса оказались весьма интересными, причем ответы аудитории на разных платформах дали неоднозначную картину. ...
  • Роспотребнадзор опубликовал рекомендации для работы кинотеатров

    В четверг, 28 мая, на сайте Роспотребнадзора опубликованы рекомендации по предстоящей работе кинотеатров в нынешних условиях. Документ «О методических рекомендациях по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции в кинотеатрах» опубликован на сайте ведомства. ...
  • Альметьевск. «Летом нас ждет много работы»

    Директор Альметьевского драматического театра Фарида Исмагилова рассказала «Театралу», что ждёт театр и зрителей после карантина: о блоке премьер, масштабной реконструкции сценического комплекса, а также о своем отношении к спектаклям онлайн. ...
Читайте также