«Не ищите солнце на стороне – оно в каждом из вас»

Театр Вахтангова открылся с программной речи Римаса Туминаса

 

Официальный отчет и подведение итогов минувшего сезона заняли полчаса. По количеству сыгранных спектаклей, завоеванных наград, триумфальных вечеров (как в России, так и за рубежом) вахтанговцы побили все мыслимые рекорды. «Отразилось это и на зарплатах. Перед нами только Мариинский театр», – сказал на сборе труппы директор Кирилл Крок.
Раздались бурные овации, сквозь которые отчетливо слышались крики «браво» ведущих артистов труппы – Юлии Рутберг, Евгения Князева, Виктора Добронравова… И директор, словно оправдываясь, пояснил: «В этом заслуга всего коллектива».

Буквально накануне Театр Вахтангова вернулся из Улан-Удэ, где сыграл 8 спектаклей (а всего за год на гастролях за рубежом вахтанговцы показали 31 спектакль, в России – 18).

«Когда в Улан-Удэ публика после каждого спектакля не расходилась и, не отпуская артистов, скандировала «спасибо!», – мы в очередной раз ощутили, как театр нужен в глубинке. Мы не вправе забывать о жителях провинции. Поэтому и в новом сезоне наше мировое турне будет перемежаться с поездками по России», – подчеркнул Кирилл Крок. Театр ждут, например, в Воронеже и Череповце. А среди зарубежных городов спектакли Римаса Туминаса сыграют в Риге и Таллинне, Берлине и Баден-Бадене, Лондоне и Нью-Йорке.

«Такое в жизни Нью-Йорка случается крайне редко, чтобы одну и ту же постановку американцы просили привезти дважды. Как вы помните, в мае наш «Евгений Онегин» прошел в США с триумфом, но в июне 2015 года мы повезем его вновь, – отметил директор. – Американцы говорят: поскольку в прошлый раз Римас Владимирович приехать не смог – турне следует повторить».

Шутку артисты оценили. Сам Римас Туминас, который не был в США из-за перенесенной болезни, заверил, что на этот раз он сделает все возможное, чтобы сопровождать Театр Вахтангова на гастролях. Несмотря на относительно короткий срок, прошедший после реабилитации, режиссер отличался исключительным жизнелюбием, всем своим видом напоминая не то большого ученого, не то философа, который встал из-за письменного стола, чтобы сказать о наболевшем. Его программная речь, как всегда, отличалась метафоричностью, за которой, впрочем, читалось главное: театр – это дом, и его интересы предавать нельзя.

«Не ищите солнца на стороне, оно в каждом из нас, – начал он. – И не надо ни с чем бороться, это некрасиво, просто надо не сдаваться. Я сам недавно понял это, когда хотел поставить злой спектакль, на что-то ответить, кого-то вразумить, но на следующий день подумал: «Боже, а зачем?» Здоровье так же заразительно, как и любая болезнь. Поэтому оставаясь строителями, будем заражать друг друга энергией творчества. Изо дня в день мы строим наше особое театральное здание. Построили уже, наверное, пять этажей. Но ничто не вечно. И когда однажды они рухнут, Фаустас Латенас напишет музыку для этого красивого действа…»

Артисты засмеялись. Но шутливые интонации худрука сменились назиданием:
«Очень вас прошу, прекратите считать, у кого сколько слов в пьесе и кому сколько времени в спектакле уделил режиссер. Мы занимаемся общим делом и, поверьте, публика замечает каждого из вас. Популярность не зависит от хронометража. Почему только «Пристань» нас объединяет? С этим пора заканчивать, ведь объединять должен каждый спектакль.

До нового года репертуар сверстан, и я призываю всех – не беспокоить меня и не просить директора найти замену или отпустить вас на съемку перед «каким-то фильмом». Перед каким! Ваша работа в театре, и публика вам заплатит за это в тройном размере. Будьте великодушны по отношению друг к другу, и, как говорится, все злодеяния потонут в нашем милосердии».

Первой премьерой сентября станет комедия в постановке Владимира Мирзоева «Безумный день, или Женитьба Фигаро», в дальнейших планах – работы Юрия Бутусова (вероятнее всего это будет булгаковский «Бег»), Сильвиу Пуркарете и Адольфа Шапиро. А на малой сцене, которая в нынешнем сезоне откроется в новом здании театра, выйдут спектакли: «Подросток» по Достоевскому (режиссер Антон Яковлев), «Дом Бернарды Альбы» Гарсиа Лорки (Анжелика Холина), «Артист» Чехова (Владимир Бельдиян), «Минетти» Бернхарда (Римас Туминас) и особая работа, рассчитанная, как сказал худрук, «для нашей мадам Максаковой» – «Елизавета Английская» Брукнера (постановка Габриэллы Туминайте).

Сам же Римас Владимирович подчеркнул, что хотел бы взять тайм-аут – намерен посвятить часть своего времени сотрудничеству «со своим родным» вильнюсским Малым театром, которому в нынешнем сезоне исполнится 25 лет, – но в ближайшее время сообщит вахтанговцам об очередной пьесе и «начнется работа».

  • Нравится



Самое читаемое

  • «Бутусов. Король Лир. Backstage»

    Премьера Юрия Бутусова – главного режиссера Театра Вахтангова – «уравнение с десятью неизвестными»: говорить о замыслах заранее никто не мог, казалось, вся постановочная команда – под подпиской о неразглашении: «На репетициях всё очень хрустально, очень хрупко. ...
  • Директор МАМТа Андрей Борисов: «Я не склонен к алармистским настроениям»

    В конце минувшего года экс-директор Пермского театра оперы и балета Андрей Борисов принял для себя непростое решение, согласившись возглавить Московский музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко. По его словам, решение было непростым не только потому, что требовалось соблюсти множество этических нюансов, но еще и потому, что трудно было оставить свою деятельность в Перми: в последние годы в тандеме с Теодором Курентзисом Андрей Борисов вывел Пермский театр оперы и балета на высокий международный уровень. ...
  • Богомолов опубликовал новые правила Театра на Бронной

    Художественный руководитель Театра на Малой Бронной Константин Богомолов на своей странице в Instagram рассказал о новых правилах работы театра. Семь пунктов заимствованы у Алвиса Херманиса, худрука Нового Рижского театра, акцент сделан на свободе слова и разнообразии политических взглядов. ...
  • «Золотая Маска» объявила программу онлайн-трансляций

    10 марта стартует проект «Золотая Маска» online. Трансляции четырех спектаклей, отмеченных экспертами театральной премии, пройдут на главной странице портала «Рамблер».  Откроет программу спектакль «Идиот» Новосибирского театра «Старый дом», получивший 11 номинаций на театральную премию «Золотая Маска». ...
Читайте также


Читайте также

  • Директор МАМТа Андрей Борисов: «Я не склонен к алармистским настроениям»

    В конце минувшего года экс-директор Пермского театра оперы и балета Андрей Борисов принял для себя непростое решение, согласившись возглавить Московский музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко. По его словам, решение было непростым не только потому, что требовалось соблюсти множество этических нюансов, но еще и потому, что трудно было оставить свою деятельность в Перми: в последние годы в тандеме с Теодором Курентзисом Андрей Борисов вывел Пермский театр оперы и балета на высокий международный уровень. ...
  • Николай Коляда: «Пока справимся своими силами»

    На волне пандемии и пресловутых ограничений страдают в первую очередь частные, авторские, независимые театры, чей основной доход формировался прежде всего на основе продажи билетов. Одним из первых пострадавших коллективов оказался «Коляда-театр», расположенный в Екатеринбурге. ...
  • Нью-Йорк спас Москву от Этуша

    Муниципальные депутаты Пресненского округа столицы приняли революционное решение – они выступили против возведения памятника народному артисту и герою войны Владимиру Этушу, защищая москвичей от монументов. Жители города ещё не успели узнать об этом заботливом депутатском решении, а из далекого Нью-Йорка уже донеслось: «Мы победили! ...
  • Софья Апфельбаум: «Такого периода в жизни театра не было еще никогда»

    Свой нынешний сезон коллектив РАМТа проводит в череде побед и тревог. С одной стороны, театр выпустил ряд премьер и готовится к новым, но с другой – вынужден работать в атмосфере многочисленных ограничений. Ситуация особенно усложняется на фоне предстоящего столетнего юбилея, который театр отметит в 2021 году. ...
Читайте также