«Не ищите солнце на стороне – оно в каждом из вас»

Театр Вахтангова открылся с программной речи Римаса Туминаса

 
Официальный отчет и подведение итогов минувшего сезона заняли полчаса. По количеству сыгранных спектаклей, завоеванных наград, триумфальных вечеров (как в России, так и за рубежом) вахтанговцы побили все мыслимые рекорды. «Отразилось это и на зарплатах. Перед нами только Мариинский театр», – сказал на сборе труппы директор Кирилл Крок.
Раздались бурные овации, сквозь которые отчетливо слышались крики «браво» ведущих артистов труппы – Юлии Рутберг, Евгения Князева, Виктора Добронравова… И директор, словно оправдываясь, пояснил: «В этом заслуга всего коллектива».

Буквально накануне Театр Вахтангова вернулся из Улан-Удэ, где сыграл 8 спектаклей (а всего за год на гастролях за рубежом вахтанговцы показали 31 спектакль, в России – 18).

«Когда в Улан-Удэ публика после каждого спектакля не расходилась и, не отпуская артистов, скандировала «спасибо!», – мы в очередной раз ощутили, как театр нужен в глубинке. Мы не вправе забывать о жителях провинции. Поэтому и в новом сезоне наше мировое турне будет перемежаться с поездками по России», – подчеркнул Кирилл Крок. Театр ждут, например, в Воронеже и Череповце. А среди зарубежных городов спектакли Римаса Туминаса сыграют в Риге и Таллинне, Берлине и Баден-Бадене, Лондоне и Нью-Йорке.

«Такое в жизни Нью-Йорка случается крайне редко, чтобы одну и ту же постановку американцы просили привезти дважды. Как вы помните, в мае наш «Евгений Онегин» прошел в США с триумфом, но в июне 2015 года мы повезем его вновь, – отметил директор. – Американцы говорят: поскольку в прошлый раз Римас Владимирович приехать не смог – турне следует повторить».

Шутку артисты оценили. Сам Римас Туминас, который не был в США из-за перенесенной болезни, заверил, что на этот раз он сделает все возможное, чтобы сопровождать Театр Вахтангова на гастролях. Несмотря на относительно короткий срок, прошедший после реабилитации, режиссер отличался исключительным жизнелюбием, всем своим видом напоминая не то большого ученого, не то философа, который встал из-за письменного стола, чтобы сказать о наболевшем. Его программная речь, как всегда, отличалась метафоричностью, за которой, впрочем, читалось главное: театр – это дом, и его интересы предавать нельзя.

«Не ищите солнца на стороне, оно в каждом из нас, – начал он. – И не надо ни с чем бороться, это некрасиво, просто надо не сдаваться. Я сам недавно понял это, когда хотел поставить злой спектакль, на что-то ответить, кого-то вразумить, но на следующий день подумал: «Боже, а зачем?» Здоровье так же заразительно, как и любая болезнь. Поэтому оставаясь строителями, будем заражать друг друга энергией творчества. Изо дня в день мы строим наше особое театральное здание. Построили уже, наверное, пять этажей. Но ничто не вечно. И когда однажды они рухнут, Фаустас Латенас напишет музыку для этого красивого действа…»

Артисты засмеялись. Но шутливые интонации худрука сменились назиданием:
«Очень вас прошу, прекратите считать, у кого сколько слов в пьесе и кому сколько времени в спектакле уделил режиссер. Мы занимаемся общим делом и, поверьте, публика замечает каждого из вас. Популярность не зависит от хронометража. Почему только «Пристань» нас объединяет? С этим пора заканчивать, ведь объединять должен каждый спектакль.

До нового года репертуар сверстан, и я призываю всех – не беспокоить меня и не просить директора найти замену или отпустить вас на съемку перед «каким-то фильмом». Перед каким! Ваша работа в театре, и публика вам заплатит за это в тройном размере. Будьте великодушны по отношению друг к другу, и, как говорится, все злодеяния потонут в нашем милосердии».

Первой премьерой сентября станет комедия в постановке Владимира Мирзоева «Безумный день, или Женитьба Фигаро», в дальнейших планах – работы Юрия Бутусова (вероятнее всего это будет булгаковский «Бег»), Сильвиу Пуркарете и Адольфа Шапиро. А на малой сцене, которая в нынешнем сезоне откроется в новом здании театра, выйдут спектакли: «Подросток» по Достоевскому (режиссер Антон Яковлев), «Дом Бернарды Альбы» Гарсиа Лорки (Анжелика Холина), «Артист» Чехова (Владимир Бельдиян), «Минетти» Бернхарда (Римас Туминас) и особая работа, рассчитанная, как сказал худрук, «для нашей мадам Максаковой» – «Елизавета Английская» Брукнера (постановка Габриэллы Туминайте).

Сам же Римас Владимирович подчеркнул, что хотел бы взять тайм-аут – намерен посвятить часть своего времени сотрудничеству «со своим родным» вильнюсским Малым театром, которому в нынешнем сезоне исполнится 25 лет, – но в ближайшее время сообщит вахтанговцам об очередной пьесе и «начнется работа».


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

  • Ушел из жизни Илья Кабаков

    В возрасте 89 лет умер художник-концептуалист Илья Кабаков. Об этом сообщил Фонд Ильи и Эмилии Кабаковых. Публичная поминальная служба состоится через несколько недель. Причина смерти не уточняется. «С глубокой скорбью мы сообщаем о кончине Ильи Кабакова, великого художника, философа, любимого мужа, драгоценного отца и обожаемого дедушки. ...
  • Сезон утраченной любви

    В первом летнем номере «Театрала» мы обычно всегда подводили итоги уходящего сезона. И всегда это делали на позитивной ноте, вспоминая лучшие постановки, громкие события и неожиданные открытия. При этом никогда не забывали напомнить зрителям, что 15 июня завершается прием заявок на премию «Звезда Театрала» и что всем, кто еще не успел номинировать своих кумиров, следует поторопиться, чтобы не упустить шанс выразить таким образом свою любовь к театру. ...
  • Григорий Михнов-Вайтенко: «Все равно люди находят возможность творить»

    Российский религиозный и общественный деятель, епископ Апостольской православной церкви Григорий МИХНОВ-ВАЙТЕНКО высказал «Театралу» свое мнение об этических принципах, которые должны быть в основе государства, о разрыве между декларируемым и реальным состоянием общества и о необходимости духовного развития. ...
  • На Симоновской сцене увековечили Вячеслава Шалевича

    Сегодня, 26 мая, на Симоновской сцене Театра Вахтангова открыли бюст народного артиста, лауреата Государственной премии России Вячеслава Шалевича. В вахтанговскую труппу он был принят сразу после Щукинского училища, в один день с Лановым и Ливановым, посвятил Театру Вахтангова всю свою творческую жизнь и параллельно 15 лет руководил Театром им. ...
Читайте также

Самое читаемое

  • Есть надежда?

    Последний спектакль Андрея Могучего как худрука БДТ «Материнское сердце» – о могучей силе русского народа. По-другому не скажешь. Невеселые рассказы Шукшина смонтированы таким образом, чтобы рассказать о материнской муке простой женщины, едущей спасать сына. ...
  • «Рок-звезда Моцарт»

    Ученик Римаса Туминаса, а теперь главный режиссер Театра Вахтангова, Анатолий Шульев сделал спектакль, где всё сыграно, как по нотам, очень технично и чисто, на энергичном allegro в первом действии и траурном andante во втором – сравнения с музыкальным исполнением напрашиваются сами собой. ...
  • Ольга Егошина: «Не надо разрушать храмы и театры – аукнется!»

    Когда меня спрашивали о моем отношении к МДТ, я обычно цитировала фразу Горького о его отношении к Художественному театру: «Художественный театр — это так же хорошо и значительно, как Третьяковская галерея, Василий Блаженный и все самое лучшее в Москве. ...
  • Театральные деятели поручились за Женю Беркович

    Артисты, художественные руководители театров, руководители благотворительных фондов и журналисты подписали личные поручительства за режиссерку Женю Беркович, дело об оправдании терроризма которой сегодня рассматривает Замоскворецкий суд Москвы. ...
Читайте также