Культурная эволюция

Почему эксперты заговорили о театральном ренессансе в регионах

 

Российский провинциальный театр давно уже не воспринимается в качестве «довеска» к достижениям столичных сцен. Внушительное количество спектаклей вполне способно составить им достойную конкуренцию.
Причем этот процесс бурного развития в последние пару десятилетий охватил всю территорию России: от северо-запада до Дальнего Востока. Да, конечно, где-то результаты и достижения поражают в большей степени, где-то в меньшей. Случается, что стремительный прогресс вдруг тормозит и начинается откат назад (такие явления наблюдались в Краснодаре, на Алтае, на Сахалине), но все равно процесс идет вперед быстрыми темпами, не собираясь останавливаться…

Метаморфозы ярославской сцены


Российский театр драмы имени Волкова обладает титулами «первого» и «старейшего», статусом «кладезя традиций» и до недавнего времени имел консервативно-патриархальную репутацию. Несколько лет назад перед ним встал глобальный вопрос: может ли добротный, патриархально-культурный организм вписаться в кардинально меняющиеся социальные и сценические реалии без потери собственной репутации?

В 2008 году сюда на лидерские посты пришли директор Борис Мездрич и главный режиссер Сергей Пускепалис. Отменив переходный период и длительные прелюдии к обновлению, они решили начать с шоковой терапии. Друг за другом здесь выпустили спектакли сам Пускепалис, Владимир Петров, Тимофей Кулябин и Евгений Марчелли. Зрители вздрагивали от шумов и выстрелов на «Горе от ума». Демонстративно выходили из зала, отпуская едкие реплики в эпизодах с обнаженной натурой в «Екатерине Ивановне». Бурно негодовали по поводу неадекватности сестер Прозоровых. Не знали, как воспринимать пародийно-пластические красоты «Кармен» с минимумом привычного текста…

Актеры же, которых названные режиссеры лишили привычных подпорок из хорошо артикулированной декламации и бытового антуража, изрядно занервничали. Началось то, что обычно начинается в таких случаях: собрания, обвинительные речи, упреки в разрушении традиционных устоев, письма в вышестоящие инстанции… Но при этом – вот ведь парадокс! – расколовшаяся на сторонников и противников новаций труппа явно демонстрировала свою профессиональную состоятельность. А еще всего за пять лет и актеры, и зрители Волковского театра словно бы перелистнули страницы мини-энциклопедии российских режиссерских поисков. Не выезжая из города, освоили и манеру площадного театра, и психологический надрыв, и экспрессивный фарс, и невербальные пластические импровизации. И постепенно бунты угасли сами собой, зато появились престижные гастроли и фестивали, признание столичной критики, постоянные номинации на «Золотую маску», которую театр получил уже дважды.

Сегодняшний лидер театра Евгений Марчелли, работающий в связке с директором Юрием Итиным, политику театрального обновления продолжает не агрессивно, зато уже более уверенно, потому что театральная почва вполне удобрена и дает отличные всходы. А сам театр стал одним из лидеров российского театрального процесса.

Страсти по-псковски


Зато кипение самых жарких страстей, кажется, переместилось в город Псков, где Театр драмы имени Пушкина в начале 2013 года возглавил молодой режиссер Василий Сенин, ученик Петра Фоменко и недавний выпускник столичной «Школы театрального лидера». Псковский театр давно уже не становился культурным ньюсмейкером, к тому же здание театра долгое время находилось на реставрации, а потому и старые спектакли играть было негде. Василий Сенин в первую очередь задумался о том, как совместить давние традиции «театра с историей» с актуальными сценическими поисками, причем сделать это так, чтобы и публике, и актерам было интересно. А поскольку помещения не было, начать решил именно с публики, дабы расширить ее кругозор и хоть немного потренировать восприятие на примере современных, непривычных здесь постановок. Причем учитывался как взрослый, так и детский зритель.

Специально для детей был предназначен приезд французской компании Non Nova со спектаклем «Послеполуденный отдых фена», обладателем престижной премии Total Fringe Award на международном фестивале FRINGE 2013 в Эдинбурге.

Гастрольная программа для взрослого зрителя получилась уникальной и качественной. Кто только ни приезжал в Псков за этот еще не завершившийся год. Например, столичный Liquid Theatre с двумя спектаклями («Свадьба» и «Пока ты здесь»), причем один из них игрался в формате уличного представления, а второй представлял собой социальный проект. Питерский Театро Ди Капуа показал панк-оперу «Медея», не раз был гостем Пскова и артист Борис Драгилев. Что уж говорить об участниках Пушкинского фестиваля, который прошел в обновленном формате и представил действительно лучшие постановки по произведениям классика, причем как уже ставшие современной классикой (вроде спектаклей Театра на Таганке и «Школы драматического искусства»), так и самые современные версии. А впереди – гастроли знаменитого на весь мир английского театра «Глобус», спектакли Деклана Доннеллана, Русского театра Литвы. Пару месяцев назад было подписано соглашение о двухгодичном культурном сотрудничестве Псковского академического театра драмы имени Пушкина с театрами Швеции.

Да, Сенина упрекают в отсутствии нового репертуара. Но не будем забывать, что обновленное здание театра открылось только в феврале нынешнего года. Сам худрук успел выпустить только один спектакль – экстравагантного «Графа Нулина», но уже репетирует новую постановку по пьесам Чехова. Работают и приглашенные режиссеры. И, кажется, скандальные страсти начинают потихоньку угасать. Но до полного художественного обновления театра и признания этого процесса в зрительской среде, конечно, еще не близко.

Красноярский масштаб


Красноярский регион интересен тем, что там сценическая жизнь бурлит не только в столице края, но и в самых отдаленных, небольших городах. В прошлом номере мы рассказали о Мотыгинском театре (в городе живут всего 6 тыс. человек), но внимания заслуживают еще два – Шарыповский театр и театр в Лесосибирске – оба они родились на основе любительских коллективов, но сегодня их постановки пользуются успехом за пределами края.

В самом же Красноярске в качестве творческих руководителей работают режиссеры Олег Рыбкин (Театр драмы) и Роман Феодори (ТЮЗ). И многие их достижения известны во всей России, причем не только спектакли. Например, Рыбкин в драме придумал фестиваль «ДНК», который расшифровывается как «Драма Новый Код», где публика знакомится с произведениями современных авторов, которые сначала показываются в форме читок. А Феодори в ТЮЗе впервые начал приучать зрителей к формату спектакля в технике вербатим. Такой стала его постановка «Подросток с правого берега», в документально-художественной форме отразившая реальную жизнь города. А уж его знаменитая «Снежная королева» является безусловным фаворитом среди всех детских спектаклей России.

Классика и современность Новосибирска


Это, пожалуй, один из самых театральных городов Сибири с множеством театров, работающих в самых разных жанрах. Взять хотя бы Театр оперы и балета, который называют не иначе, как «Сибирским Колизеем», входящий в категорию лучших музыкальных театров страны. По-разному, каждый в своем эстетическом ключе, работают театры «Глобус», «Старый дом», Театр под руководством Сергея Афанасьева. Но в драматическом разряде несколько лет назад стремительно вырвался вперед театр «Красный факел», вызывающий интерес далеко не только в Новосибирске. Как, впрочем, и споры, которые связаны с новаторской режиссурой молодого постановщика Тимофея Кулябина. Кстати, Кулябин – редкий пример не столичного «варяга», приезжающего в провинцию, а режиссера, выросшего в этом городе. Да, он получил театральное образование в ГИТИСе, но потом вернулся домой, где и продолжает работать по нынешний день. Правда, сегодня его активно приглашают на постановки петербургские и московские театры. Тимофей Кулябин – один из самых ярких представителей нового режиссерского поколения, а его лучшие спектакли появились именно в «Красном факеле». Среди них – «Макбет», «Гедда Габлер», «Онегин», Kill и другие. Его последние спектакли – это настоящая лаборатория нового театра, предназначенная новосибирским зрителям, где можно познакомиться с пластическим театром, инсталляцией, мультимедиа и прочими актуальными вещами. Хотя, конечно, в «Красном факеле» работают и другие интересные режиссеры – Александр Баргман, Дмитрий Егоров, Екатерина Гранитова. А еще этот театр нередко приглашает для гастрольного участия в своих спектаклях звезд столичных сцен: Александра Балуева, Семена Фурмана, Ольгу Прокофьеву.

Новосибирск интересен еще и тем, что здесь проводятся весьма значимые театральные фестивали. Так, «Глобус» уже который год организует Рождественский фестиваль, в котором принимают участие лучшие спектакли России. А «Красный факел» знаменит проведением «Ново-Сибирского транзита» – крупнейшего театрального биеннале, куда входят наиболее громкие постановки театров от Урала до Сахалина.

  • Нравится



Самое читаемое

  • «Содружество актеров Таганки» может возглавить Герасимов

    Народный артист и депутат Мосгордумы Евгений Герасимов может стать художественным руководителем «Содружества актеров Таганки», сообщает РИА Новости. Это предложение, по словам Герасимова, поступило непосредственно от коллектива театра. ...
  • Театральный донос

    Одним из самых ярких событий сентября стало юбилейное открытие сотого сезона Театра Вахтангова. Об этом рассказали все ведущие СМИ, это обсудили все поклонники театра, но вряд ли широкая публика догадывалась, что замечательный праздник мог быть сорван. ...
  • «Переснять этот дубль нельзя»

    Коллеги и друзья актера признаются, что не могут молчать о случившемся. На своих страницах в соцсетях высказались Кирилл Сереберенников, Иван Охлобыстин, Сергей Шнуров и многие другие.   Режиссер Кирилл Серебренников призвал оказать поддержку актеру Ефремову. ...
  • Николай Коляда заявил об уходе из своего театра

    8 сентября на сборе труппы уральский драматург, режиссер и основатель «Коляда-театра» заявил, что 20 декабря намерен оставить пост художественного руководителя-директора и эмигрировать из России.  По словам актеров, на это решение могла повлиять усталость от финансовых проблем: пять последних месяцев были самым сложным периодом для театра, который остался без зрителя, без доходов и не получал помощи от местных властей. ...
Читайте также


Читайте также

  • Александр Березкин: «Поддержка для меня много значит»

    17 августа в Общественной палате РФ прошел круглый стол, где обсуждали положение детских школ искусств в России. Настоящим взрывом стало выступление доцента Московской консерватории Михаила Лидского, который говорил на самую страшную тему – ложных клеветнических обвинений в педофилии, которые уже сейчас прошлись катком по судьбам людей. ...
  • «Казус Березкина»: в поддержку педагога, попавшего в «план по педофилам»

    Продолжается расследование дела театрального педагога Александра Березкина, обвиненного в развратных действиях по отношению к несовершеннолетней. Дело возбудили на основании заявления одной из родительниц... За педагога вступилось множество его коллег, родителей его воспитанников. ...
  • Помощник бухгалтера «Седьмой студии» заявила о давлении следствия

    В понедельник, 15 июня, на заседании в Мещанском суде помощник бухгалтера «Седьмой студии» Элеонора Филимонова отказалась от данных ранее показаний, она сообщила о давлении на нее следствия.   Свидетель по делу «Седьмой студии» Элеонора Филимонова заявила, что помогала бухгалтеру «Седьмой студии» Нине Масляевой с оформлением документов, о хищениях ей известно в тот период не было. ...
  • «Современник» высказал коллективное отношение к ДТП с Михаилом Ефремовым

    Театр «Современник» прервал недельное молчание и опубликовал официальное заявление по ДТП с участием Михаила Ефремова, назвав случившееся огромной трагедией и общей болью.   «Друзья! Наше молчание было вызвано шоком и попыткой осмыслить то, что произошло с одним из самых близких людей «Современника» – Михаилом Ефремовым. ...
Читайте также