Большая перемена

В России возрождается практика полноценных гастролей. Какие проблемы есть на этом пути? Что ждете вы от таких перемен? На вопросы «Театрала» отвечают эксперты номера

 

Не заросла народная тропа?


Свершилось. Госу-дарство повернулось к культуре лицом. Ну не совсем еще лицом. И не ко всей культуре. Но, как нынче принято говорить, есть такой тренд. Власти заметили, что народу не хватает высокого искусства. С бесконечными шоу, которыми повсеместно пичкают электорат, все в порядке. А вот с хорошими театрами – беда. Они если и есть, то преимущественно в Москве, Питере и еще нескольких городах страны. Все остальное пространство Отечества совершенно свободно от встреч с прекрасным. Теоретически существует возможность из любого конца России прилететь или приехать на премьеру в Москву. Возможность существует, но денег на астрономически дорогие авиабилеты нет. Поэтому о столичных премьерах жители замкадья, ближнего и дальнего, могут читать лишь в Интернете. Но только там, где есть Интернет.

После того как театральные деятели добились встречи с президентом и пожаловались, как водится, лишь ему Самому на то, что хороший театр стал недоступен народу из-за расстояний и безденежья, лед наконец тронулся. Минкульт нашел деньги на гастрольную федеральную программу и даже создал специальный Федеральный центр. И руководить центром назначили не серого чиновника-единоросса, а человека профессионального, к театру близкого и душою не безразличного. Елена Шерменева успела многое сделать для московских театров, поработав в столичном департаменте культуры, теперь у нее горизонты федеральные – и реальные возможности открыть эти московские театры зрителям российской глубинки. Той самой, из которой по нынешним ценам до Москвы или Питера можно добраться только в качестве провинциального олигарха.

Удастся ли возродить в стране активную и полноценную гастрольную деятельность, хотя бы отчасти подобную той, что существовала в Советском Союзе, – покажет время. Причем ближайшее. Но то, что возрождать ее необходимо, – сомнений ни у кого не вызывает. И не жалеть на нее денег, которых хватает на стройки века, форумы, саммиты, олимпиады, чемпионаты, распилы и откаты, но не хватает на настоящее искусство. На хороший театр. И на воспитание вкуса новым поколениям, которым потом на этих форумах, саммитах и олимпиадах выступать.

Может быть, и не за горами время, когда государство будет ценить не только тех, кто привозит в страну медали за прыжки в длину или в сторону, но и заметит тех, кто прославляет Отечество своим творческим талантом. Кто даже в самые прохладные времена умудряется согревать сердца публики в любых уголках планеты, вызывая восторг к себе и уважение к России. И тогда за успешные гастроли в дальнее зарубежье или в захолустный российский уголок актерам, как и спортсменам, будут находить как минимум доброе слово, которое даже самому народному артисту все равно приятно. А в безнадежно диком зарубежье или бесконечно процветающем отечественном захолустье люди еще долго будут вспоминать о наших народных и тянуться к нашему высокому.

К искусству, а не к тому, о ком вы подумали.


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

  • Скончался актер и режиссер Юрий Горобец

    26 июня в возрасте 90 лет скончался народный артист России Юрий Васильевич Горобец. Об этом «Театралу» стало известно от дочери актера. «С нашим театром Юрия Васильевича связывают долгие годы работы – он был ведущим артистом труппы десять лет при Борисе Равенских, затем ещё семь – при Борисе Морозове,  – написали на сайте Театра им. ...
  • Итоги сезона: «Что будет дальше – не скажет никто»

    По традиции, летом «Театрал» попросил экспертов выделить главные направления минувшего сезона: 1. События, 2. Разочарования, 3. Тенденции. Сегодня – слово театральному критику Наталии Каминской.  События Событием стал фестиваль «Золотая маска». ...
  • Юрий Чурсин: «Актёрство – это постоянный огонь»

    После длительного разрыва с театром Юрий Чурсин вернулся в МХТ им. Чехова: в спектакль «Лес», который сделал молодого актера в 2005-м едва ли не главным героем театрального процесса, и на новые роли. Мы поговорили о премьере «Сирано де Бержерак», опальных поэтах и реабилитированных сегодня понятиях. ...
  • Итоги сезона: курс на историческую рефлексию

    По традиции, летом «Театрал» попросил экспертов выделить главные направления минувшего сезона: 1. События, 2. Разочарования, 3. Тенденции. Сегодня – слово театральному критику Марине Шимадиной.  Тенденции Начать стоит с тенденций. ...
Читайте также

Самое читаемое

Читайте также