«С заполнением залов проблем не будет…»

В регионах ждут на гастроли ведущие столичные театры

 
Федеральный центр, созданный в этом году по инициативе Министерства культуры, запускает масштабную гастрольную программу. 24 столичных театра отправятся в 27 регионов. «Большие гастроли. Театральное лето России 2014» – только первый этап «арт-подготовки» зрителей за пределами Москвы и Петербурга. О том, какие еще задачи и какими силами предстоит решать, «Театралу» рассказали директор Центра Евгения Шерменева и Софья Апфельбаум, директор Департамента государственной поддержки искусства и народного творчества

Евгения Шерменева


– Евгения, как в этом году будет строиться работа Центра?

– Если быть точными, то гастрольная программа началась не в этом году, а была запущена еще в прошлом и опробована на нескольких театрах. Это были гастроли Театра наций по Северному Кавказу, гастроли МХТ имени Чехова в Иркутске, гастроли Театра Вахтангова в Смоленске. И на их опыте были сформулированы основные принципы этого года. Нам также было необходимо разработать новую схему, потому что в отличие от советского времени, и перевозчики, и гостиницы теперь частные, и у нас нет возможности выстраивать недоговорные отношения с руководителями этих организаций.

Перед нами стоит очень сложная задача – найти дополнительные внебюджетные деньги на эти проекты. Потому что 300 миллионов рублей, а это общая сумма на всю гастрольную деятельность на территории России, не позволяет осуществить проекты в полном объеме. А поскольку мы имеем право привлекать средства местного бизнеса, будем работать плотно и с губернаторами, и с министерствами культуры регионов.

Основная задача гастролей – просветительская деятельность, поэтому помимо выступлений крупнейших театров будут организованы профессиональные мастер-классы, встречи актеров со зрителями, круглые столы для театроведов, семинары по театральной педагогике, музейно-выставочные программы. Отдельно мы разрабатываем специальную программу работы с детьми, с семьями.

Наша задача – это пошаговая работа с каждым отдельным регионом. Мы хотим показать драматические спектакли в полном объеме – зритель в провинции должен видеть такой же спектакль, как московский зритель. Программа предусматривает показ от трех до пяти спектаклей в одном театре, на одной площадке (подробности см. в рубрике «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» – «Т»).

Софья Апфельбаум


– Софья, понятно, что программа Федерального центра заточена под регионы, где театральную культуру надо поднимать. А какое место отводится городам с сильными театральными традициями?

– Этот ландшафт сформировался за 20 лет, и сформировался на несколько новых принципах. В Советском Союзе театры ездили по разнарядке. Сегодня мы говорим о том, что у нас сложилась система театральных фестивалей. Их в России больше 250, причем Министерство культуры регулярно поддерживает порядка сорока. Собственно, эти фестивали и проходят в крупных городах с театральными традициями – это и Пермь, и Екатеринбург, Омск и Новосибирск. Но получается, что в этой системе не задействованы как раз-таки отдаленные, даже антрепризой забытые регионы, где нет театральной публики, нет театральной культуры, и просто рыночные механизмы – люди договорились между собой и поехали на гастроли – не работают. Мы провели анализ и поняли, каким регионам нужна особая поддержка.

– Во многих регионах, где по 10–20 лет не было ни одного полноценного коллектива, нет и подготовленной театральной публики, которая способна заинтересоваться гастролями и в летний сезон заполнить зал. Какими силами будет решаться этот вопрос?

– Безусловно, мы берем на себя большую часть организаторских дел, но работаем и с регионами: прием театрального коллектива, внутренний транспорт, проведение информационной кампании, распространение билетов – все это на региональных властях. Сделать все, чтобы на местах люди узнали о гастролях и пришли – зона их ответственности. Но мне кажется, что с заполнением залов проблем не будет. Приезд столичного театра – уже само по себе событие такого масштаба, что привлекает публику.

– Министр культуры говорил, что необходим «классический, уже проверенный репертуар, не экспериментальный». Как вам видится, эксперименты хедлайнеров театрального процесса все-таки возможно вывезти в регионы в ближайшей перспективе?

– Посмотрим, однозначно сказать сложно. Пока упор делается на то, что может быть адекватно воспринято в регионах. Могу сказать, что в прошлом году в рамках большого проекта мы возили ведущие театры на Серверный Кавказ и тщательно отбирали спектакли. И теперь стараемся действовать аккуратно и предлагать только то, что проверено на неискушенных зрителях.

Допустим, в Перми или Новосибирске востребованы и самые авангардные, экспериментальные постановки, но их-то, в основном, и привозят фестивали. Они вообще в этом направлении работают замечательно. У программы «Большие гастроли» – другая задача: вывезти спектакли, на которые пойдет не группа подготовленных зрителей, которых в регионах почти не найти, а самая широкая аудитория.

– Отсутствие необходимой инфраструктуры, подходящих площадок, которые отвечали бы всем техническим требованиям – еще одна проблема нетеатральных городов. Как и какими силами она будет решатся?

– Мы со своей стороны надеемся, что гастроли таких больших театров, как Вахтанговский, «Маяковка», БДТ им. Товстоногова, привлекут внимание региональных властей и, может быть, сподвигнут их переоборудовать местные театральные площадки. Конечно, вряд ли они решат, что надо строить новый театр, но подготовить под гастроли инфраструктуру все-таки смогут.

Кроме того, есть положительный опыт, о котором часто рассказывает Евгений Миронов. С Театром наций он делает Фестиваль театров малых городов России и, прибывая в тот или иной город, замечает, что под его приезд в театре делают ремонт. То есть фестиваль имеет вполне себе материально-техническое значение, не только культурное.

– На расходы столичных театров и выплату гонораров Министерством культуры выделено 300 млн. рублей. Однако Центр активно занимается поисками источников софинансирования. Это вынужденная мера или одна из главных задач Центра?

– Мы, безусловно, заинтересованы в софинансировании. Понятно, что, чем больше денег, тем больше возможностей. Пока – в Год культуры, в первый год программы – львиная доля расходов приходится на федеральный бюджет. Но мы надеемся, что в дальнейшем «Большими гастролями» заинтересуются и спонсоры, и регионы будут более активно участвовать в программе.

– Будет ли со временем расширяться карта гастролей, на которой пока отсутствует Поволжье?

– Кончено, карту гастролей будем расширять. Чем более активны будут регионы, тем шире будет охват, и здесь даже не денежная помощь нужна, а организационная поддержка и в принципе желание принимать у себя столичные коллективы.


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

  • «Гоголь-Центр» обратился к своим зрителям

    В понедельник, 27 июня в телеграмм-канале «Гоголь-Центра» появилось обращение к зрителям. Публикуем его полностью. Дорогие зрители! В последнее время нам часто поступают вопросы про закрытие театра. Мы не можем опровергнуть эти слухи, так как до сих пор у нас нет информации о продлении контрактов Художественного руководителя Алексея Аграновича и Директора Алексея Кабешева, которые заканчиваются 4 июля. ...
  • Семь фильмов Владимира Мотыля

    26 июня исполнилось 95 лет со дня рождения кинорежиссера Владимира Мотыля. «Театрал» подготовил подборку его картин. «Очень важно ответить себе на этот вопрос: «Что конкретно разумного, доброго, вечного в том, что ты задумал? ...
  • Дарья Попова: «Это магический сеанс на два с половиной часа»

    Балетмейстер, режиссер спектакля «Королева» в Театре «Луны» Дарья Попова рассказала о работе над постановкой. – Дарья, о чем вам важно говорить со своим зрителем? – Художник должен говорить о том, что его волнует. ...
  • Скончался актер и режиссер Юрий Горобец

    26 июня в возрасте 90 лет скончался народный артист России Юрий Васильевич Горобец. Об этом «Театралу» стало известно от дочери актера. «С нашим театром Юрия Васильевича связывают долгие годы работы – он был ведущим артистом труппы десять лет при Борисе Равенских, затем ещё семь – при Борисе Морозове,  – написали на сайте Театра им. ...
Читайте также

Самое читаемое

Читайте также