Среди российских фестивалей этот – один из наиболее значимых и репрезентативных. «Ново-Сибирский транзит» – биеннале, включающий в себя лучшее, что родилось в российских театрах от Урала до Сахалина за прошедшие два сезона
Существуют два принципиально разных подхода к самому понятию «фестиваль». Это либо театральный праздник для зрителей, либо достаточно жесткая конкурсная акция. «Ново-Сибирский транзит» всегда относился ко второй категории: здесь есть весьма компетентный экспертный совет, который предварительно отсматривает десятки спектаклей. И прошлый форум представил такой спектр театральных поисков и находок, причем в большей степени молодых режиссеров, что гордость за «восточный» по своему географическому положению российский театр была неподдельной.
А вот на этот раз фестиваль явно качнуло в сторону спектаклей, рассчитанных на «массового зрителя». Только не пытайтесь искать в этой фразе снобизм столичного театрального критика. Зрители – наше все, кто же с этим спорит. Просто подобные спектакли, лишенные каких-либо новаций, глубины, даже некой спорности, легко могут украсить городскую театральную афишу, особенно по выходным дням, но вот до уровня «фестивального спектакля» им все же далековато.
Последнее дело – спорить с экспертами. Но невозможно поверить, что спектакль Александра Баргмана «Лжец» – это самое сильное достижение знаменитой Омской драмы за последние два сезона. Спектакль без внятной концепции, не слишком ловко сочетающий приемы комедии дель арте, поэзию Бродского и тему одиночества художника, мягко скажем, вызывает удивление, ведь даже одна из лучших трупп России, справляется со всем этим с трудом. Или взять спектакль Анны Бабановой «Очи черные» (пьеса Ярославы Пулинович по мотивам «Ямы» Куприна) в Курганском театре драмы. Эта крепко сбитая постановка, сделанная в комичной «кабацкой» манере, с включением сентиментальных моментов, с замечательными вокальными фрагментами в исполнении Александра Шарафутдинова, может скрасить зрительский вечер. Но вот представлять театр на престижном фестивале вряд ли. Забавная «Двенадцатая ночь» Маргариты Зайчиковой из Нижневартовского театра, сыгранная в традициях «Вудстока» с персонажами-хиппи, немного оглушила, слегка повеселила, хотя и этот «велосипед» давно уже изобретен. «Класс Бенто Бончева» Дамира Салимзянова из драматического театра Прокопьевска был сыгран грамотно, но в целом довольно банально. Поинтереснее показались спектакли Петра Шерешевского «Дни Турбиных» из Тюменского театра, «Время женщин» Алексея Вотякова (совместившего работу режиссера и художника) в Магнитогорской драме, «Камень» Марины Глуховской в Челябинском театре драмы и «Утюги» Анны Яблонской в постановке Ирины Латынниковой Кемеровского театра для детей и молодежи. Там можно было видеть сценографические поиски, умелое применение приемов традиционного психологического театра с выходами в надбытовые пространства, интересные актерские работы. Но ярких прорывов все же обнаружить не удалось.
Самому себе остался верен и «Коляда-театр» из Екатеринбурга, показавший спектакль «Мертвые души». Шумное, броское, музыкально-танцевальное зрелище, одетое в стиле «а-ля рюсс», вызвало настоящую бурю восторга у поклонников этого театра, но за собственноручно установленные режиссером эстетические рамки не перешагнуло. Кстати, продвинутая новосибирская публика, привыкшая к фестивальным новациям, частенько покидала в антракте залы на самых, казалось бы, легких спектаклях. Видимо, и зрителю хотелось от «Транзита» чего-то большего для расширения собственного кругозора.
Из 16 конкурсных спектаклей по гамбургскому счету жюри приходилось рассматривать половину. И вот здесь в явные лидеры вырвался Новосибирск, который сегодня можно рассматривать в качестве третьей театральной столицы России. Четыре театра, участвовавшие в конкурсе, получили главные призы фестиваля, включая и «Новацию», которая досталась «Ручейнику» Семена Александровского в театре «Старый дом». Лучшим спектаклем большой формы был признан спектакль Тимофея Кулябина «KILL» в «Красном факеле». В контексте последних спектаклей Кулябина «KILL» – продолжение последовательных режиссерских экспериментов, главный из которых – синтезирование классической истории и ментальных примет сегодняшнего существования и восприятия, чтобы в результате получалась третья, параллельная история, вбирающая в себя и то, и другое, но абсолютно самодостаточная.
Приз за лучший спектакль малой формы достался «Унтиловску» новосибирского театра под руководством Сергея Афанасьева и в его же режиссуре. Почти лишенная сценической истории пьеса Леонида Леонова здесь была реабилитирована, заблистала афористичными диалогами, дала возможность взглянуть на судьбу провинциального человека. Афанасьев опрокинул бытовую историю в яркую театральность, где переживание и представление слились воедино, не отрицая друг друга, но заметно помогая как актерам, так и зрителям.
Борису Павловичу, признанному лучшим режиссером за спектакль «Анна Каренина» Хабаровского ТЮЗа, выпала задача не из легких – театрализовать многословный и многоуровневый текст Клима, постмодернистскую рефлексию на классический роман Толстого. В спектакле сошлись приемы сценической лекции, кинематографические фрагменты, многократно повторяемые эпизоды в разных интерпретациях, перемешивание прошлого и будущего, чувство и аналитика, обмен персонажами у актеров иногда даже с «переменой пола».
Что же до главных актерских премий, то их удостоились актер новосибирского театра «Глобус» Лаврентий Сорокин за роль Позднышева в спектакле Алексея Крикливого «Крейцерова соната» и Наташа Розанова – Герда в «Снежной королеве» Романа Феодори, привезенной Красноярским ТЮЗом. Но если «Королева» уже триумфально побывала на многих фестивалях, то у «Крейцеровой сонаты» еще все впереди. Лаврентий Сорокин смело шел по грани сценических воспоминаний и настоящего времени, виртуозно «переключаясь» из одного состояния в другое. Был порой смешон, порой не слишком вызывал сочувствие, чтобы через минуту весь зал замирал от сожаления над нелепой судьбой его персонажа.
За роли второго плана награды получили Николай Аузин – Шервинский из «Дней Турбиных» и Дарья Савинова – царица Анна Васильчикова из «Василисы Мелентьевой» Минусинского театра. Режиссер Алексей Песегов представил историческую пьесу Островского почти как шекспировскую хронику и в то же время как строгий классицистский сюжет. Царственная история оказалась негромкой и намеренно смикшированной. Жаль только, не всем актерам удалось точно донести до зрителей авторский замысел.
А вот одним из самых трогательных моментов «Транзита» стало вручение премий за честь и достоинство. Среди награжденных –актер Красноярского театра драмы Валерий Дьяконов, являющийся еще и превосходным педагогом. А настоящей героиней стала Татьяна Козицына, экс-директор Молодежного театра Алтая, его строитель и вдохновитель, не так давно жестоко изгнанная из своего Дома. А вот театральное сообщество России отметило заслуги Козицыной единодушно.
А вот на этот раз фестиваль явно качнуло в сторону спектаклей, рассчитанных на «массового зрителя». Только не пытайтесь искать в этой фразе снобизм столичного театрального критика. Зрители – наше все, кто же с этим спорит. Просто подобные спектакли, лишенные каких-либо новаций, глубины, даже некой спорности, легко могут украсить городскую театральную афишу, особенно по выходным дням, но вот до уровня «фестивального спектакля» им все же далековато.
Дорога с выбоинами
Последнее дело – спорить с экспертами. Но невозможно поверить, что спектакль Александра Баргмана «Лжец» – это самое сильное достижение знаменитой Омской драмы за последние два сезона. Спектакль без внятной концепции, не слишком ловко сочетающий приемы комедии дель арте, поэзию Бродского и тему одиночества художника, мягко скажем, вызывает удивление, ведь даже одна из лучших трупп России, справляется со всем этим с трудом. Или взять спектакль Анны Бабановой «Очи черные» (пьеса Ярославы Пулинович по мотивам «Ямы» Куприна) в Курганском театре драмы. Эта крепко сбитая постановка, сделанная в комичной «кабацкой» манере, с включением сентиментальных моментов, с замечательными вокальными фрагментами в исполнении Александра Шарафутдинова, может скрасить зрительский вечер. Но вот представлять театр на престижном фестивале вряд ли. Забавная «Двенадцатая ночь» Маргариты Зайчиковой из Нижневартовского театра, сыгранная в традициях «Вудстока» с персонажами-хиппи, немного оглушила, слегка повеселила, хотя и этот «велосипед» давно уже изобретен. «Класс Бенто Бончева» Дамира Салимзянова из драматического театра Прокопьевска был сыгран грамотно, но в целом довольно банально. Поинтереснее показались спектакли Петра Шерешевского «Дни Турбиных» из Тюменского театра, «Время женщин» Алексея Вотякова (совместившего работу режиссера и художника) в Магнитогорской драме, «Камень» Марины Глуховской в Челябинском театре драмы и «Утюги» Анны Яблонской в постановке Ирины Латынниковой Кемеровского театра для детей и молодежи. Там можно было видеть сценографические поиски, умелое применение приемов традиционного психологического театра с выходами в надбытовые пространства, интересные актерские работы. Но ярких прорывов все же обнаружить не удалось.
Самому себе остался верен и «Коляда-театр» из Екатеринбурга, показавший спектакль «Мертвые души». Шумное, броское, музыкально-танцевальное зрелище, одетое в стиле «а-ля рюсс», вызвало настоящую бурю восторга у поклонников этого театра, но за собственноручно установленные режиссером эстетические рамки не перешагнуло. Кстати, продвинутая новосибирская публика, привыкшая к фестивальным новациям, частенько покидала в антракте залы на самых, казалось бы, легких спектаклях. Видимо, и зрителю хотелось от «Транзита» чего-то большего для расширения собственного кругозора.
Скоростная магистраль
Из 16 конкурсных спектаклей по гамбургскому счету жюри приходилось рассматривать половину. И вот здесь в явные лидеры вырвался Новосибирск, который сегодня можно рассматривать в качестве третьей театральной столицы России. Четыре театра, участвовавшие в конкурсе, получили главные призы фестиваля, включая и «Новацию», которая досталась «Ручейнику» Семена Александровского в театре «Старый дом». Лучшим спектаклем большой формы был признан спектакль Тимофея Кулябина «KILL» в «Красном факеле». В контексте последних спектаклей Кулябина «KILL» – продолжение последовательных режиссерских экспериментов, главный из которых – синтезирование классической истории и ментальных примет сегодняшнего существования и восприятия, чтобы в результате получалась третья, параллельная история, вбирающая в себя и то, и другое, но абсолютно самодостаточная.
Приз за лучший спектакль малой формы достался «Унтиловску» новосибирского театра под руководством Сергея Афанасьева и в его же режиссуре. Почти лишенная сценической истории пьеса Леонида Леонова здесь была реабилитирована, заблистала афористичными диалогами, дала возможность взглянуть на судьбу провинциального человека. Афанасьев опрокинул бытовую историю в яркую театральность, где переживание и представление слились воедино, не отрицая друг друга, но заметно помогая как актерам, так и зрителям.
Борису Павловичу, признанному лучшим режиссером за спектакль «Анна Каренина» Хабаровского ТЮЗа, выпала задача не из легких – театрализовать многословный и многоуровневый текст Клима, постмодернистскую рефлексию на классический роман Толстого. В спектакле сошлись приемы сценической лекции, кинематографические фрагменты, многократно повторяемые эпизоды в разных интерпретациях, перемешивание прошлого и будущего, чувство и аналитика, обмен персонажами у актеров иногда даже с «переменой пола».
Что же до главных актерских премий, то их удостоились актер новосибирского театра «Глобус» Лаврентий Сорокин за роль Позднышева в спектакле Алексея Крикливого «Крейцерова соната» и Наташа Розанова – Герда в «Снежной королеве» Романа Феодори, привезенной Красноярским ТЮЗом. Но если «Королева» уже триумфально побывала на многих фестивалях, то у «Крейцеровой сонаты» еще все впереди. Лаврентий Сорокин смело шел по грани сценических воспоминаний и настоящего времени, виртуозно «переключаясь» из одного состояния в другое. Был порой смешон, порой не слишком вызывал сочувствие, чтобы через минуту весь зал замирал от сожаления над нелепой судьбой его персонажа.
За роли второго плана награды получили Николай Аузин – Шервинский из «Дней Турбиных» и Дарья Савинова – царица Анна Васильчикова из «Василисы Мелентьевой» Минусинского театра. Режиссер Алексей Песегов представил историческую пьесу Островского почти как шекспировскую хронику и в то же время как строгий классицистский сюжет. Царственная история оказалась негромкой и намеренно смикшированной. Жаль только, не всем актерам удалось точно донести до зрителей авторский замысел.
Остановки по требованию
А вот одним из самых трогательных моментов «Транзита» стало вручение премий за честь и достоинство. Среди награжденных –актер Красноярского театра драмы Валерий Дьяконов, являющийся еще и превосходным педагогом. А настоящей героиней стала Татьяна Козицына, экс-директор Молодежного театра Алтая, его строитель и вдохновитель, не так давно жестоко изгнанная из своего Дома. А вот театральное сообщество России отметило заслуги Козицыной единодушно.