«Чтобы мама не расстроилась…»

На вечере в Доме актера зрители узнали о неизвестных страницах из жизни Ширвиндта

 

Нынешний год для Александра Ширвиндта юбилейный втройне: 80 лет со дня рождения, 90 лет Театру сатиры и 100 лет Щукинскому училищу (здесь после Этуша Ширвиндт «самый старший» педагог). «Поднабрал», – говорит юбиляр. Но эти астрономические цифры лишь придают космический масштаб его виртуозному юмору. Когда в начале праздничного вечера, организованного в Доме актера, Александр Анатольевич поблагодарил собравшихся за то, что «оставили дела и пришли на эту панихиду», – зал взорвался хохотом: панихидой здесь и не пахло.
Каждый, кто выходил к микрофону, говорил «о своем Ширвиндте»: ироничном, саркастичном, мудром и даже сентиментальном… Много вспоминали о том периоде, когда актер блистал в «Ленкоме» и Театре на Малой Бронной в спектаклях Эфроса, однако в этих воспоминаниях не было и тени стариковского брюзжания. Видя сосредоточенный взгляд Ширвиндта, выступающие расплывались в улыбке, и «панихида» превращалась в фарс. Об этом его парадоксальном качестве (рассмешить, не улыбнувшись) известно давно. В своем мастерстве актер победил естественные законы природы, но при полной растерянности встретил свой «нечеловеческий возраст». «Когда произносишь фразу «мне 80 лет», еще как-то проскакивает, но на бумаге хочется эти цифры заклеить», – говорил артист нынешним летом в интервью «Театралу».

Одним из гостей вечера стал сын Эфроса Дмитрий Крымов, который рассказал историю о том, как, будучи ребенком, ездил с папой на гастроли в Пермь и однажды Александра Анатольевича попросили за мальчиком присмотреть. Ширвиндт взял его за руку и повел по городу.

«В своей новой книге вы пишете, что у вас нет ни одной статуэтки, – сказал Крымов. – Я отломал от своих по кусочку и слепил для вас Оскар. На статуэтке фраза: дяде Саше от пермского мальчика».

Следом на сцене появился главный виновник вечера. «Я поясню свои взаимоотношения с Димой, – сказал он. – Недавно снимаю трубку, Дима говорит: «Хочу пригласить вас на свой день рождения». Я спрашиваю: а сколько тебе исполняется? – «Шестьдесят!» Я думаю, сколько же, б…дь, мне, если детям уже по шестьдесят. Правнуки бегают между ног, хамят. Правнуки! Страшное дело. И ты должен им умиляться: «Боже мой, сегодня Элечка так пописала в унитаз. Я не видел в жизни детей, чтобы так писали».

А раз уж мы вспомнили про Пермь, то должен сказать, что это было в 1964 году. Театр Ленинского комсомола, где бесконечная смена худруков напоминала в то время кардиограмму взбесившегося инфарктника, ехал на гастроли в ожидании новой жизни. Еще бы, Эфроса только что уговорили возглавить переругавшийся коллектив. Он только что блестяще поставил «В день свадьбы» и должен был показать свои достижения в Перми… По задумке организаторов, в финале после спектакля весь коллектив намеревался отметить триумфальное начало гастролей. Единственно, чтобы не опорочить репутацию театра, меня в тот вечер играть не поставили, но работу нашли, потому что в Пермь привезли ребенка. Это сейчас он гений, мыслитель и крупный режиссер, а тогда это была страшная засраная шпана, которая все время что-то хотела. И меня во время этого триумфа отправили гулять с ним по Перми».

В этот вечер Александр Ширвиндт говорил о многих гостях, пришедших его поздравить. В итоге, праздник обрастал непредсказуемыми сюжетами. Эдвард Радзинский, например, рассказал, как он, будучи десятиклассником, женился на студентке Щукинского театрального училища. «И Саша был единственным, который, узнав об этом браке, позаботился о подарке. Он подарил мне пионерский галстук, - сообщил Эдвард Станиславович, перекрикивая гомерический хохот зала. – После этого я решил увидеть этого остроумнейшего из людей на сцене и уговорил жену привести меня на их спектакль. Клянусь, это было самое сильное впечатление! Саша и неизвестная мне девушка играли «Даму с камелиями». Она вышла, и вышел Саша. Он был совершенно неправдоподобной красоты, и вы думали, зачем вы живете на свете. Для полноты образа Дама с камелиями решила, что зрители должны догадаться о ее болезни и потому все время кашляла. Саня мрачно на нее смотрел (вы представляете этот взгляд?) и после паузы произнес: «Ну что, все кашляешь»? Дальше спектакля не было».

Затем эстафету подхватил Михаил Швыдкой. «Шутить в этой компании бессмысленно, – подчеркнул он. – Но как я понял, главная фраза у Эдика была, что он женился в десятом классе. То есть мы все как дети ждали, пока окончим институт, а он уже был женат. Но при этом он не сказал другого – какие блестящие роли играл Шура в спектаклях по его пьесам. Например, я вспоминаю «Снимается кино». Ширвиндт выходил на сцену и тебя накрывало ощущение, что отмирает сердце и что никогда больше я не пойду в театр, поскольку столь невероятно прекрасная минута не повторится.

Все говорят, что он ерник, шутник. Но в Шуре живет удивительное лирическое чувство, о котором он не любит говорить, хотя иногда в некоторых ролях это открывает. Это щемящее чувство бесконечной любви к театру. А лично для меня нет большей радости на свете, чем прийти к нему, выпить и просто помолчать».

Юбиляр не удержался и здесь. «Михаил Ефимович уникальное существо, – сказал он. – От того, что Швыдкой сегодня сидит с нами, у меня замирает сердце. Поскольку при его космических передвижениях это явление чрезвычайно редкое. Он появляется, что-то говорит, а через секунду его нет – он уже в Баку или в Лос-Анджелесе. Однажды я провел эксперимент: был юбилей Михаила Михайловича Державина, и я уговорил руководство сделать его на пароходе. От Театра эстрады отплывала такая баржа со столиками, и сидел Михаил Ефимович Швыдкой. Я говорю: «Сегодня у нас праздник, мы уплыли и вместе с нами весь вечер гуляет Михаил Ефимович». Через десять минут его не было…

А что касается посидеть в тишине и выпить… Я горжусь тем, что Михаил Ефимович, несмотря на свою колоссальную загруженность и титанические интеллектуальные труды, основной досуг проводит со мной».

В своей тональности вечер (главным его организатором стала администратор ЦДА Людмила Черновская) напоминал о лучших временах, когда Домом актера руководили Эскины: было не только весело, но главное, что юбиляр вдруг открывался с совершенно неожиданной стороны.

Ольга Яковлева, например, растрогала публику своим щемящим рассказом о том, как Ширвиндт однажды опоздал на репетицию к Эфросу, потому что пытался раздобыть для своего покойного дяди гроб. А поскольку времена были дефицитные и, простояв в жуткой очереди, он получил лишь потертый обшарпанный гроб, артист долго пытался его спрятать – «чтобы мама не увидела и не расстроилась».

Книга, которую презентовали на вечере, также полна лиризма, сопряженного с сарказмом. Открываешь на любой странице и затянуло: «Вечно молодая, безгранично русская Надежда Бабкина с искусственной косой, навсегда приколотой к тоже искусственному кокошнику, олицетворяет бутафорскую мечту о национальной идее, – пишет юбиляр. – Национальную идею судорожно ищут. Боятся быть темными и старомодными. Похерив марксизм-ленинизм, заблудившись между развитым социализмом и социализмом с человеческим лицом, примеряем то китайскую, то шведскую, то американскую модель на свои нечерноземные плечи. Родину нельзя примерять – надо носить, какая есть. Куда бы нас ни швыряло, мы возвращались к родной идеологии». 

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Алексей Франдетти о «Брате 2», Питере Пэне, «Стилягах» и Джуде Лоу

    В рамках партнерской программы с Радио 1 «Театрал» публикует интервью с актером и режиссёром Алексеем Франдетти. В новом выпуске программы «Синемания. Высшая лига» он рассказал о том, как выстраивает свою работу, почему хочет сделать из фильма «Брат 2» мюзикл, какие проекты планирует реализовать и для чего хочет выучиться на дирижёра. ...
  • Антон Яковлев: «Не признаёт любви наполовину»

    Журнал «Театрал» выпустил в свет уникальный сборник, который состоит из пятидесяти монологов известных актёров, режиссёров и драматургов,  рассказывающих о главном человеке в жизни — о маме. Эти проникновенные воспоминания не один год публиковались на страницах журнала, и теперь собраны вместе под одной обложкой. ...
  • Юлия Ауг: «Не надо делать вид, что ничего не происходит»

    Записывая интервью для сентябрьской обложки «Театрала», мы застали Юлию АУГ в горячий период: она временно жила в Петербурге, где как актриса выпускала премьеру «Это всё она» в театре «Приют комедианта», как режиссер вела восстановительные репетиции «Перемирия» в Театре на Литейном (спектакль выдвинут на высшую петербургскую театральную премию «Золотой софит»), а помимо всего «отлучалась» в Москву на съемки в кино. ...
  • Александр Кулябин: «В ситуации общего кризиса театр не должен поднимать цены на билеты»

    Весной нынешнего года пандемия серьезно вмешалась в планы театральных коллективов, не только оборвав сезон, но и помешав целому ряду ведущих коллективов отметить 100-летние юбилеи. Одним из таких театров, объявивших о юбилейных торжествах, но оказавшихся вынужденными отменить намеченные планы, оказался новосибирский «Красный факел». ...
Читайте также