Пятиэтажный «Норманск»

Целая армия специалистов поставила в ЦИМе спектакль-квест по Стругацким

 

Все началось примерно год назад, когда в Центре Мейерхольда взялись за поиски принципиально новых отношений между театром и зрителем. К разработкам подключились психологи, акционисты, дизайнеры и два специалиста по ролевым играм, а главное – невероятное количество детей

Художник «Норманска» Анна Шаронова рассказывает:


– Это очень похоже на съемки кино, когда создателям нужно думать о связи одного пространства с другим, о связи объектов между собой, то есть о стилистической целостности, чтобы не получилось просто набора разных мест, не соотносящихся друг с другом, а зритель, переходя на очередную локацию, не решил, что попал на новый спектакль. В променад-театре он, как на съемочной площадке, находится внутри процесса, на близком расстоянии от актеров, но все равно смотрит со стороны.

В «Норманске» зрители будут передвигаться по пяти этажам ЦИМа, который замаскируется под город из повести Стругацких «Гадкие лебеди» – город будущего, где уже несколько лет не прекращается дождь, а климатический катаклизм связывают с «мокрецами», прокаженными интеллектуалами. Но обеспокоены местные жители даже не назревающей катастрофой – никто не может понять, что произошло с детьми: они перешли на принципиально новый уровень развития, стали неподвластны и не понятны взрослым.

Поколение-индиго предпочитает отмежеваться от прогнившего общества, от прошлого своих родителей – и выбирает «мокрецов», а в их лице – то ли отклонение от нормы, то ли миссию представителей нового мира. Решить это предстоит самим зрителям, которые разойдутся по лабиринтам Норманска и только в финале соберутся вместе – на референдум.

Ну, а начнется путешествие на «майдане» – так создатели проекта называют группу митингующих в фойе родителей. В лифте каждого зрителя встречает гид. «Он делает первый «вброс»: объясняет, что происходит на этаже, выдает маску и карту, – рассказывает Анна Шаронова. – В маске есть определенный смысл: мы отделяем актера от зрителя, даем понять, что все-таки есть некий барьер. Плюс мы делаем маску из москитной сетки, тем самым говоря, что здесь, в городе Норманске, нашествие комаров. Они буквально везде, поэтому снимать маску запрещается. Если зритель открывает лицо, – он вне игры».

Костюмы, как в черно-белых шпионских фильмах, эстетика нуара родом из Голливуда 70-х, замедленные, как на рапидной съемке, сцены – все это «ретро» сочетается в «Норманске» с технологическими «примочками» из современности – проекциями, инсталляциями, разными световыми эффектами, которые работают на атмосферу. «Общая картина собирается из очень многих нюансов, – говорит художник проекта. – В «Норманске» более 700 наименований реквизита. Несколько десятков персонажей. Всех продумывали разработчики ролевых игр. Этажи поделены на разные зоны – и соответственно на разные общественные слои. Есть простые граждане, есть чиновники, есть тайная полиция, наконец, есть дети-индиго, с которыми любой зритель сможет пообщаться».

Пока за одним углом детский хор поет Blue Monday группы New Oder, за другим – допрашивают и пытают «мокрецов». Местные власти уверены, что они пагубно влияют на подрастающее поколение, не говоря уже о том, что отклоняются от «нормы» – а с этим боролись еще в 37-м. Дети в Норманске, на самом деле, становятся свободнее, сознательнее своих родителей, но эта независимость взглядов и пугает больше всего, представляется чуть ли не угрозой национальной безопасности. Общественные настроения – нетерпимость и агрессия, заявления, что «никто не имеет права держать нейтралитет», – прозвучат на референдуме. И подтвердят: «Норманск» – не просто аттракцион, а попытка политического высказывания.

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Журналисты и критики обсудят судьбу театральных СМИ

    Утром в среду, 27 мая, на сайте СТД состоится онлайн-конференция «Театральные СМИ в новой реальности», основными спикерами которой станут главные редактора изданий, посвященных театру. Будут обсуждаться проблемы, с которыми редакции театральных СМИ столкнулись в период самоизоляции. ...
  • Александр Молочников: «Очень скучаю по этому спектаклю»

    В воскресенье, 17 мая, на своем YouTube-канале режиссер Александр Молочников выложит запись спектакля «Светлый путь», поставленного в МХТ им. Чехова в 2017 году.    – Мы выкладываем «Светлый путь», потому что я и, надеюсь, артисты, очень его любим, – рассказал «Театралу» Александр Молочников. ...
  • Центр Вознесенского проводит паблик-ток с Борисом Павловичем

    В понедельник, 20 апреля, в 19.30 в Центре Вознесенского пройдет онлайн-дискуссия «Трудный текст в театре» с Борисом Павловичем.   Дискуссию c режиссером и педагогом Борисом Павловичем и театроведом Аленой Солнцевой о странных и трудных текстах в актуальной сценической практике проведет куратор театральных программ Центра Вознесенского Юлия Гирба. ...
  • Майку Науменко посвятят zoom-квартирник

    В понедельник, 20 апреля, в 17.00 Большой театр кукол проведет свой первый zoom-квартирник, который будет посвящен творчеству культового поэта и музыканта Майка Науменко. 18 апреля ему исполнилось бы 65 лет. «Майк Науменко работал в Большом театре кукол звукорежиссёром, - говорит  главный режиссер театра Руслан Кудашов. ...
Читайте также