Осень Станиславского

В Москву приедут Персеваль и Някрошюс

 

Юбилейный, десятый фестиваль «Сезон Станиславского» пройдет с 3 октября по 18 декабря и традиционно представит работы режиссеров c мировыми именами. «Театрал» составил гид по самым значимым событиям, которые нельзя пропустить.

«Ванильная мечта»


Тошики Окады (Театральная компания Сhelfitsch Токио, Япония)

В Японии Тошики Окада известен как режиссер и драматург. Он остро современен, ироничен и социален, а его режиссерский стиль близок к физическому театру. Герои его спектакля «Ванильная мечта», который уже побывал на фестивале «Театр мира» в Германии, – это нелепые человечки, похожие и на фигурки из «Лего», и на героев Мураками. Они попадают в ночной супермаркет «Фабрика улыбок», в котором можно найти все, без чего не обходится человек XXI века. Многие товары и атрибуты общества потребления японцы делают прекрасным поводом для таргикомических этюдов, смешно обыгрывая даже писк кассовых аппаратов. Японская театральная компания Сhelfitsch добралась со своими работами до Парижа, Вены и Брюсселя. Москва – следующая.

«Платонов» Люка Персеваля (Театр NTGent, Бельгия)


Люк Персеваль – руководитель Гамбургского театра «Талия», одного из старейших в стране – неизменный участник и лауреат «Сезонов». В России он бывает чаще своих коллег. Говорит, что вырос на Станиславском и ставит в основном русскую классику, но переписанную и зачищенную от штампов – без дачных платьев и самовара на сцене. В знаменитом на всю Европу спектакле Персеваля «Дядя Ваня» Астров и Войницкий выражаются, как современные европейцы, и даже местами матерятся, чем вызывают негодование консервативно настроенной публики. Впрочем, Персеваль уверен, что в России его чеховские постановки понимают иногда даже лучше, чем в Германии или Бельгии. Чехова он считает одним из лучших аналитиков всех времен и народов и не устает ставить его пьесы.

На «Сезоны Станиславского» Персеваль едет со спектаклем «Платонов». Самую первую пьесу Чехова, прочитав которую великая актриса Ермолова посоветовала молодому автору больше никогда не писать, фламандский режиссер поставил как черную комедию о невыносимой природе самой жизни. Персеваль показывает, что люди до сих пор не в состоянии говорить друг с другом, и это их разрушает. Платонов тянется сразу к нескольким женщинам, но явно не готов ответить ни на чьи порывы и мучается от постоянного чувства одиночества. У Персеваля он напоминает Бастера Китона – великого комика с печальным лицом. Встретив любовь своей молодости, Платонов вдруг пересматривает отношение к жизни и не может ее принять. Это становится для него «точкой невозврата».

«Книга Иова»


Эймунтаса Някрошюса (Мeno Fortas, Литва)

Новый спектакль Эймунтаса Някрошюса по ветхозаветной «Книге Иова», до сих пор вызывающей споры богословов разных конфессий – это попытка понять и открыть для себя Бога как силу, которая создает, но и разрушает судьбы. Премьера прошла в итальянском «Театро Олимпико». Один из самых влиятельных римских театральных критиков Ренато Паллаци назвал этот спектакль «обнаженно-субъективным произведением» Някрошюса, «потрясающе мощным высказыванием». По его словам, исполнителю главной роли Ремигиюсу Вилкайтису удалось создать универсальный, архетипический образ жертв всех гонений и преследований, которыми полна история человечества. Вопрос Иова о смысле страданий: «За что?! Почему Ты каждое мгновение испытываешь меня?» – это вопрос, на который нет ответа. Впрочем, однозначных трактовок библейских метафор и метафор Някрошюса тоже нет. Как расшифровать гроздь горящих, горячих электрических лампочек на шее Иова или неустойчивый брус, на который он опирается, зритель решает сам.

  • Нравится



Самое читаемое

  • «Бутусов. Король Лир. Backstage»

    Премьера Юрия Бутусова – главного режиссера Театра Вахтангова – «уравнение с десятью неизвестными»: говорить о замыслах заранее никто не мог, казалось, вся постановочная команда – под подпиской о неразглашении: «На репетициях всё очень хрустально, очень хрупко. ...
  • «Каждый, кто учился у Мягкова, гордится, что был его учеником»

    Андрей Мягков  был родом из семьи ленинградских интеллигентов. Отец – профессор технологического института, мама – инженер-механик. Сам Андрей Васильевич окончил химико-технологический институт, но приехавшая из Школы-студии МХАТ комиссия кардинально изменила его судьбу. ...
  • Директор МАМТа Андрей Борисов: «Я не склонен к алармистским настроениям»

    В конце минувшего года экс-директор Пермского театра оперы и балета Андрей Борисов принял для себя непростое решение, согласившись возглавить Московский музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко. По его словам, решение было непростым не только потому, что требовалось соблюсти множество этических нюансов, но еще и потому, что трудно было оставить свою деятельность в Перми: в последние годы в тандеме с Теодором Курентзисом Андрей Борисов вывел Пермский театр оперы и балета на высокий международный уровень. ...
  • Умер Андрей Мягков

    Актер Андрей Мягков умер в возрасте 82 лет, сообщила пресс-служба МХТ им. Чехова.  Прощание с Андреем Мягковым пройдет в МХТ им. Чехова 20 февраля. В 10. 00 начнется гражданская панихида в театре, после нее - отпевание в Храме Воскресения Словущего на Успенском вражке. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Как остаться человеком, а не частью системы»

    Театр «Сатирикон» представил первую в 2021 году премьеру – спектакль «Близкие друзья» режиссера Сергея Сотникова по повести Евгения Водолазкина. Спектакль рассказывает о трех друзьях из Германии, которых разлучила Вторая мировая война. ...
  • Последний герой: «Бэтмен против Брежнева»

    Что делал бы Бэтмен, будь он не американским миллиардером, а советским гражданином в эпоху застоя? В спектакле-фантасмагории Саши Денисовой это тишайший писатель-неудачник, очень осторожный, не конфликтный и исключительно порядочный человек. ...
  • Надувательская земля

    В пространстве «Сцены Под крышей» в рамках программы по работе с молодой режиссурой Театра Моссовета вышла премьера «Игроков» Гоголя в постановке Павла Пархоменко. Любопытно, что классическая комедия, уже 180 лет не сходящая со сцены, оказалась интересна и востребована, прежде всего, у молодежной аудитории. ...
  • Чацкий вернулся с митинга

    У каждой эпохи свой «Гамлет» и свое «Горе от ума». Удивительная пьеса Грибоедова уже 200 лет остается лакмусовой бумажкой общества: изменилось ли в нашем отечестве хоть что-нибудь иль нет? Раньше казалось, что да – изменилось, и речи Чацкого уже не трогали так сильно, и симпатии порой оказывались на стороне Фамусова, озабоченного не разрушением, но созиданием и сохранением – дома, семьи. ...
Читайте также