Осень Станиславского

В Москву приедут Персеваль и Някрошюс

 

Юбилейный, десятый фестиваль «Сезон Станиславского» пройдет с 3 октября по 18 декабря и традиционно представит работы режиссеров c мировыми именами. «Театрал» составил гид по самым значимым событиям, которые нельзя пропустить.

«Ванильная мечта»


Тошики Окады (Театральная компания Сhelfitsch Токио, Япония)

В Японии Тошики Окада известен как режиссер и драматург. Он остро современен, ироничен и социален, а его режиссерский стиль близок к физическому театру. Герои его спектакля «Ванильная мечта», который уже побывал на фестивале «Театр мира» в Германии, – это нелепые человечки, похожие и на фигурки из «Лего», и на героев Мураками. Они попадают в ночной супермаркет «Фабрика улыбок», в котором можно найти все, без чего не обходится человек XXI века. Многие товары и атрибуты общества потребления японцы делают прекрасным поводом для таргикомических этюдов, смешно обыгрывая даже писк кассовых аппаратов. Японская театральная компания Сhelfitsch добралась со своими работами до Парижа, Вены и Брюсселя. Москва – следующая.

«Платонов» Люка Персеваля (Театр NTGent, Бельгия)


Люк Персеваль – руководитель Гамбургского театра «Талия», одного из старейших в стране – неизменный участник и лауреат «Сезонов». В России он бывает чаще своих коллег. Говорит, что вырос на Станиславском и ставит в основном русскую классику, но переписанную и зачищенную от штампов – без дачных платьев и самовара на сцене. В знаменитом на всю Европу спектакле Персеваля «Дядя Ваня» Астров и Войницкий выражаются, как современные европейцы, и даже местами матерятся, чем вызывают негодование консервативно настроенной публики. Впрочем, Персеваль уверен, что в России его чеховские постановки понимают иногда даже лучше, чем в Германии или Бельгии. Чехова он считает одним из лучших аналитиков всех времен и народов и не устает ставить его пьесы.

На «Сезоны Станиславского» Персеваль едет со спектаклем «Платонов». Самую первую пьесу Чехова, прочитав которую великая актриса Ермолова посоветовала молодому автору больше никогда не писать, фламандский режиссер поставил как черную комедию о невыносимой природе самой жизни. Персеваль показывает, что люди до сих пор не в состоянии говорить друг с другом, и это их разрушает. Платонов тянется сразу к нескольким женщинам, но явно не готов ответить ни на чьи порывы и мучается от постоянного чувства одиночества. У Персеваля он напоминает Бастера Китона – великого комика с печальным лицом. Встретив любовь своей молодости, Платонов вдруг пересматривает отношение к жизни и не может ее принять. Это становится для него «точкой невозврата».

«Книга Иова»


Эймунтаса Някрошюса (Мeno Fortas, Литва)

Новый спектакль Эймунтаса Някрошюса по ветхозаветной «Книге Иова», до сих пор вызывающей споры богословов разных конфессий – это попытка понять и открыть для себя Бога как силу, которая создает, но и разрушает судьбы. Премьера прошла в итальянском «Театро Олимпико». Один из самых влиятельных римских театральных критиков Ренато Паллаци назвал этот спектакль «обнаженно-субъективным произведением» Някрошюса, «потрясающе мощным высказыванием». По его словам, исполнителю главной роли Ремигиюсу Вилкайтису удалось создать универсальный, архетипический образ жертв всех гонений и преследований, которыми полна история человечества. Вопрос Иова о смысле страданий: «За что?! Почему Ты каждое мгновение испытываешь меня?» – это вопрос, на который нет ответа. Впрочем, однозначных трактовок библейских метафор и метафор Някрошюса тоже нет. Как расшифровать гроздь горящих, горячих электрических лампочек на шее Иова или неустойчивый брус, на который он опирается, зритель решает сам.

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • «Вся поэзия театра»

    Не случайно Дмитрий Крымов назначает премьеры в свой день рождения – 10 октября, уж точно не для того чтобы, как он шутит, «гостей не звать домой». Просто каждый спектакль – это история из его жизни, а в день рождения хочется вспомнить то, что дорого сердцу – из детства, из юности, из главного. ...
  • Смерть автора

    В «Студии театрального искусства» начали сезон с Хармса, освобождающего смеха и мёртвой старухи, от которой никак не избавиться, как от фантомов советского прошлого или вездесущего ковида. Сергей Женовач оставляет за зрителем право на обе версии, но делает акцент на трагической невозможности творить. ...
  • «Театрал» октября уже в продаже!

    На страницах свежего номера (см. где купить и подписка) вы прочтете много интересного, и узнаете о том: - почему российские деятели культуры обеспокоены ситуацией в Белоруссии; - как актер Анатолий Белый относится к внутренней свободе и гражданской позиции; - чем театральное сообщество отреагировало на приговор Михаилу Ефремову; - что думает главред «Театрала» Валерий Яков о праве художника на слово и дело; - за кого голосуют зрители: шорт-лист премии «Звезда Театрала»-2020; - чем объясняет увольнение сотрудников Театра им. ...
  • Уже не смешно

    В Театре Наций в течение недели одна за другой вышли премьеры спектаклей «Лекарь поневоле» Олега Долина, «Разбитый кувшин» Тимофея Кулябина и «Страсти по Фоме» Евгения Марчелли. Хотя все три спектакля были задуманы еще до пандемии, они идеально соответствуют рекомендациям нового министра культуры Ольги Любимовой начинать посткарантинный сезон с чего-то легкого: шуточный пустячок Мольера, комедия-анекдот Клейста, даже у Достоевского – минимально травматичное и сатирическое «Село Степанчиково и его обитатели». ...
Читайте также