Осколки «Эрмитажа»

Ресторан, где обедал Станиславский

 
Первым среди московских ресторанов считался, конечно, «Эрмитаж». За пару веков, что стоит это здание на Трубной площади, в его стенах побывали Чехов и Бунин, Толстой и Тургенев. Здесь женился Чайковский, и отмечал юбилей Достоевский, а меню Люсьена Оливье славилось не только салатом – были в нем и отменные торты…
Большевикам ресторан тоже приглянулся. Свой изысканный вкус они проявили в 1918 году, когда перебив зеркала и разрезав портьеры, национализировали кастрюли и сковородки. Атмосфера исчезла сама собой…

Вместе с ней в чадящем дыму революции растворились секреты кулинарных блюд, которыми славился «Эрмитаж» – тех бесчисленных тарталеток и кексов, конфет и мармеладов, безе и бланманже, чей бесподобный вкус знали далеко за пределами Москвы.

И ведь не могли не знать. Судите сами. Однажды в большом зале ресторана собрались артисты МХТ (отмечалась годовщина со дня основания театра). Посреди праздника погас свет, и официанты помпезно вкатили на подиум торт «Микадо», уставленный большими свечками. «На этом вечере трагики и комедианты, приехавшие на чествование из других городов, захотели жить по Станиславскому. Причем не только на сцене, но и в еде», – иронизировал фельетонист «Московского листка». В самом деле, традицию тут же подхватила провинция: рецепт «Микадо» стал известен в лучших ресторанах по пути из Вологды в Керчь...

Сегодня в «Эрмитаже» располагается «Школа современной пьесы». В прошлом году из-за короткого замыкания здесь вспыхнул чердак, пострадал большой зрительный зал, поэтому до конца сезона в этих стенах продолжится реконструкция. Но едва театр распахнет свои двери, публика увидит те самые интерьеры, которые были знакомы Чехову и Гиляровскому, Серову и Коровину, Головину и Баксту…

– Этот ресторан всегда отличался культурно-историческим содержанием, – говорит Иосиф Райхельгауз. – Ведь что такое «Зимний Эрмитаж»? Это аналог нынешних творческих домов – Дома актера, Дома литераторов, Дома кинематографиста и так далее – место, где могли собираться по интересам.

К счастью, во время пожара здесь уцелели все исторические предметы. Например, сохранилось меню 1913 года. И не исключено, что именно этот экземпляр держала в руках маленькая Маша Миронова – будущая актриса, которую до революции отец приводил сюда по воскресеньям обедать. Здесь она слушала Шаляпина и Собинова и здесь же (круг замкнулся!) сыграла свою последнюю роль в спектакле «Уходил старик от старухи».


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

Читайте также

Самое читаемое

  • Кирилл Крок: «В культуре нельзя ничего ломать»

    Директор Театра Вахтангова прокомментировал решение региональных властей обезглавить Хабаровский ТЮЗ, уволив успешного директора Анну Якунину, которая вывела театр на первые позиции.   У меня всё не выходит из головы ситуация в Хабаровском крае, где по решению местного министра культуры была уволена с должности прекрасный, опытный директор Хабаровского ТЮЗа Анна Анатольевна Якунина и директор Хабаровской Краевой филармонии Емельянов А. ...
  • Анатолий Белый ушел из МХТ и покинул Россию

    «Да, я уехал, – написал в своих соцсетях артист. – Да, ушёл из театра и вообще отовсюду. Руководствуясь понятием профессиональной чести, дослужил, доиграл, скрипя зубами и стиснув зубы, свой 20-й сезон в родном МХТ, чтобы не подставлять театр, и вырвал его из себя с кровью». ...
  • Спектакль Серебренникова «Черный монах» доступен в записи

    Спектакль Кирилла Серебренникова «Черный монах» по одноименной повести Чехова до 8 августа доступен в записи на сайте французского канала Arte, который вел прямую трансляцию спектакля. Посмотреть постановку гамбургского театра Thalia можно бесплатно. ...
  • Александр Калягин: «За что увольняют успешно работающего руководителя?»

    Александр Калягин обратился к губернатору Хабаровского края Михаилу Дегтярёву с просьбой вмешаться в ситуацию с увольнением директора Хабаровского ТЮЗа. Ранее сотрудники театра выступили против решения местного Минкульта и потребовали вернуть Анну Якунину. ...
Читайте также