Альтернатива «Щелкунчику»

5 идей для семейного культпохода на новогодних праздниках

 

В новый год – с новой оперой

У «Щелкунчика» в Большом театре появился конкурент – «Щелкунчик. Опера». Алла Сигалова решила превратить знаковый балет Чайковского в оперную постановку. За либретто взялся экс-глава ИД «Коммерсантъ» Демьян Кудрявцев и, как утверждают, потрясающе справился с задачей – получились простые сердечные тексты, понятные детям и взрослых способные растрогать до слез. Художник Николай Симонов «поиграл» с зазеркальем и придумал много постановочных чудес: гигантская люстра станет светящейся ёлкой, а кровать трансформируется в дом и целый заснеженный город. За необычные эффекты отвечают видеопроекции и костюмы-трансформеры Павла Каплевича, которые обещают быть главным аттракционом.

Где: театр «Новая опера»
Когда: 24-29 декабря
В новый год – со старой сказкой 

Впервые опера по мотивам сказки Андерсена «Снежная королева» была поставлена в 1980 году в Мариинском театре. Спектакль не сходил со сцены почти 30 лет. Московская премьера не стала простым переносом: композитор Сергей Баневич сделал новую редакцию специально для Большого. В «Истории Кая и Герды» есть и динамично развивающееся действие, и очень хорошая музыка. Но главное – неповторимый «андерсеновский колорит». При классическом подходе к сюжету спектакль Дмитрия Белянушкина – победителя международного конкурса режиссеров «НАНО-опера» – вполне современен. В нем хватает и «чудес», и «фокусов», и спецэффектов. А вот традиционной шубы у Снежной королевы не будет. Зачем утепляться повелительнице морозов? На сцене она появится в феерическом черном.

Где: Новая сцена Большого театра 
Когда: 27, 28, 30, 31 декабря, 2-4, 6-8 января
В новый год – с одним чудом

Рождественский спектакль для всей семьи – по-домашнему простой и уютный – прописался в театре «Практика»: историю младенца Христа здесь рассказывают с помощью белых кувшинов, войлочных ниток, муки и летающего, как ангел, перышка. Звуки флейты, звон колокольчиков и мерцание свечей добавляют «настольному театру» мистической атмосферы. «История одного чуда» дарит ощущение по-настоящему сакрального праздника, без пафоса и поучений подводит к вопросам: что такое Бог? есть ли на свете любовь? Дети, конечно, не в состоянии их решить, но могут пофантазировать и поразмышлять вместе с своими родителями. А заодно стать полноправными участниками спектакля.

Где: театр «Практика»
Когда: 2-10 января
В новый год – с горячим сердцем

Девять маленьких и трогательных историй. Каждая из них случается в один и тот же день, в одно и то же время – в пятницу, зимним вечером, в девять часов. И место действия одно – «Почтигород», где живут герои фантасмагорической и нежной пьесы американца Джона Кариани. Глория, чье сердце разбилось на 19 кусочков, Стив, который не чувствует боли, Гейл, у которой скопилось так много любви, что она хранит ее в больших красных сумках – все они светло и без пафоса говорят про чудо любви и всем напоминают: главное – ее не пропустить. В «Почтигороде» Сергея Голомазова это почти получается: в финале обладатели горячих сердец находят друг друга  и в свадебных нарядах радостно валятся на снег.

Где: Театр на Малой Бронной
Когда: 18, 27 декабря, 6, 17 января
В новый год – с ледовым шоу

Ради гоголевской «Женитьбы» на сцене Александринки выстроили самый настоящий каток. Женихи съезжаются сюда на невесту посмотреть и себя показать: надевают коньки и выписывают на льду акробатические пируэты. Даже инвалид на деревянной каталке  демонстрирует «тройные тулупы» – от конкурентов не отстает. На их фоне теряется один только Подколесин – он то ли хочет, то ли не хочет жениться, поэтому не может стоять на коньках, смешно спотыкается и пытается сбежать, пока все уверенно нарезают круги. Спектакль Валерия Фокина – не пародия на «Танцы на льду», но танцевальной легкости от актеров он добился и комедийные перипетии заострил, а точнее заточил, как коньки. Женитьба все-таки – дело скользкое.

Где: Александринский театр
Когда: 30 декабря, 3, 25 января

Так и сказала. Алиса Гребенщикова:

- В новогодние праздники надо идти на мероприятия, которые в другое время не посмотришь. Это либо камерное пространство, как в «Мамином садике», в саду «Эрмитаж», либо стадионы. Репертуарные театры специально к Новому году, как правило, ничего не делают: довольно затратно и нерентабельно. А большие площадки сбирают сразу много зрителей и могут себе позволить эффектное шоу. Сама я никогда не работаю в эти дни, очень много смотрю и всегда пишу отчеты по елкам. Стараюсь, чтобы они были разнообразными. 

Обязательно пойдем на «Малыша и Карлсона», на ледовую сказку, которую делает Илья Авербух и компания «Киндер». Я очень придирчива, но знаю, что здесь у меня не будет вопросов к драматургии, что обычно упускается в крупномасштабных шоу, и за техническую сторону я спокойна. Потом мы с Алешей пойдем на мальчиковое представление – «Систему» Запашных. В своем цирковом сегменте они самые сильные и идут в ногу со временем, хотя их ругают за то, что стараются скорее для подросших мальчиков, чем для детей: у них очень напористая энергия.

Кроме как в новогодние праздники нельзя посмотреть сказки Марии Киселевой. Она делает елку на воде в «Олимпийском». Мы два года подряд ходили, смотрели «Русалочку» и «Страну снов». Из соображений расширения кругозора. Это довольно любопытно, потому что продукт – уникальный на рынке, и сезонный, хотя, казалось бы, сюжетно не привязан к Новому году.

Раз в год ты оказываешься на такого рода семейных представлениях и неожиданно понимаешь, что на тебя это тоже воздействует, иногда сильнее, чем на твоего ребенка, потому что видишь: Боже мой, как это сложно сделано, а выполняется так легко! И невольно ахаешь.

Когда я была маленькой, каникулы проводила на даче, в Ленинградской области, и все новогодние елки прошли мимо меня, поэтому сейчас досматриваю.

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Театральную версию фильма «Солярис» покажут в Музее Москвы

    4 и 5 ноября в рамках «Ночи искусств» в Музее Москвы пройдут премьерные показы проекта «Solaris» театра «Практика». Зрители увидят выставку с элементами дополненной реальности и спектакль – театральную адаптацию картины «Солярис» Андрея Тарковского. ...
  • Премьеру спектакля «Блоха» покажет РАМТ

    20 октября на Малой сцене РАМТа состоится премьерный показ спектакля «Блоха» режиссера Александра Пономарева. «Мы не занимаемся реконструкцией легендарного спектакля 1925-го года, а черпаем из кладовой шутовского театра, оставаясь в сегодняшнем дне. ...
  • Алексей Франдетти представит оперу в Мариинке

    10 ноября в на Новой сцене Мариинского театра состоится премьера оперы Гектора Берлиоза «Бенвенуто Челлини» в постановке Алексея Франдетти.   «История художника и воина, неистового «человека Ренессанса» будет представлена в сценической версии, вдохновленной итальянским неореализмом, особенно фильмами Федерико Феллини», – сообщают в пресс-службе театра. ...
  • Кот из «Театрального двора»

    «Дни Савелия» – дебютный роман Григория Служителя, артиста СТИ, лауреата национальной литературной премии «Большая книга» и Московской Арт-премии – занесло в РАМТ благодаря актеру Виктору Панченко. Тот полгода переписывался с автором бестселлера, сам вышел на режиссера Марину Брусникину – и пробил-таки дорогу спектаклю о Москве и её «незаметных» несчастливых жителях глазами кота, которого, кстати, сам же и сыграл. ...
Читайте также