Анастасия Вертинская празднует юбилей

Актрису поздравлят Александр Калягин, Игорь Костолевский, Андрей Харитонов

 

Для зрителей она по-прежнему Ассоль, хотя среди ее ролей были Офелия, Кити Щербацкая, Лиза Болконская, Маргарита. Ее отец – великий Вертинский. Сама Анастасия стала актрисой до того, как получила профессию. Она еще школьницей пришла на пробы в фильм «Алые паруса», затем появился «Человек-амфибия» – и Вертинская проснулась знаменитой. Через год ее взяли в Театр Пушкина. Она даже ездила на гастроли, а на вступительных экзаменах в «Щуку» провалилась. Поступила со второй попытки. В «Современнике», куда она пришла после выпуска, незабываемыми были Виктория в «Провинциальных анекдотах» и Оливия в «Двенадцатой ночи». Во МХАТе – Нина Заречная в «Чайке» и Елена Андреевна в «Дяде Ване», а Эльвира в «Тартюфе» вызывала восхищение не только у зрителей, но и у режиссера Анатолия Эфроса. «Человек хозяин своей судьбы» – это определение как никому подходит Вертинской: на ушла с ведущих ролей в театре, перестала сниматься в кино и работает в ресторанном бизнесе сына.
Александр Калягин, художественный руководитель театра «Et Cetera»

Мне трудно поверить, что у Насти Вертинской юбилей. Точно также мне трудно произнести, как приличествует юбилейной дате: Анастасия Александровна Вертинская.

Мне кажется, она по-прежнему Настя, та самая красавица Настя Вертинская, с которой мы играли на сцене МХАТа. Совершенно опьяненные от влюбленности в великого Эфроса, репетировали «Тартюф» и «Живой труп». А какая она была замечательная Нина Заречная... Сколько было спектаклей, репетиций... А потом мы вместе ушли из МХАТа, было больно смотреть, как он разрушался, а может просто не хватило мужества это наблюдать, ведь мы оба, каждый по-своему, боготворили Олега Николаевича Ефремова.

Мы уехали преподавать актерское мастерство в Международной школе театрального искусства имени Чехова в Цюрихе, а затем в Чеховской школе театрального искусства в Париже. Настя оказалась прекрасным педагогом, и было здорово, что мы снова работали вместе. Ее обожали студенты, которые ходили провожать Настю в метро, чтобы продлить общение. Надо честно сказать, в отличие от наших, европейские студенты хотят от педагога взять абсолютно все, они ночью работают, чтобы утром учиться профессии, и естественно, что у нас они хотели все узнать про Чехова. После трех месяцев работы мы выпустили спектакль «Чехов. Акт III» (куда вошли третьи акты «Дяди Вани», «Трех сестер» и «Вишневого сада»), который с успехом шел на сцене парижского театра Nanterre des Amandiers.

Настя – потрясающий друг, очень редкие женщины способны на такую мужскую дружбу, она надежный, верный товарищ, который никогда не подведет, а еще она умнейшая женщина, и это тоже большая редкость для женщины, и тем более, актрисы, да простят мне представительницы прекрасной половины человечества. С ней всегда интересно, у нее потрясающее чувство юмора, она иронична в каждом слове, но не злобно, а как-то красиво и умно.

Еще она очень аристократична, аристократична на сцене и аристократична в жизни. Наверное, эти черты особой человеческой породы были изначально, генетически в ней заложены. Причем это не только внешняя красота, она – личность, в которой ощущается масштаб мысли, удивительное чувство достоинства, человеческая широта.

Но конечно самое главное, Анастасия Вертинская – великая актриса, не побоюсь так ее назвать. Сегодня великие через одного, а Вертинская действительно великая. В 16 лет она сыграла свою первую роль в фильме «Алые паруса» и сразу стала звездой. А потом следом были роли в фильме «Человек Амфибия» и Офелия в потрясающем фильме Козинцева «Гамлет».

Ее слава была фантастической, ее буквально боготворили. Потом так же звездно она работала на театральной сцене –  в «Современнике» и во МХАТе, и к удивлению многих, в расцвете сил она сошла со сцены. Истинная героиня, она не хотела переходить на другие роли, не хотела сниматься в фильмах, которые не были ее достойны, и это тоже редкий поступок, на который мало кто отважится. Только Анастасия Вертинская – действительно уникальная актриса, красивейшая женщина, потрясающий человек.

Я очень ее люблю и очень хочу, чтобы в ее жизни было все так, как она задумала.


Игорь Костолевский, актер Театра Маяковского

- Мы должны были сниматься в фильме Михаила Козакова «Безымянная звезда». Настя уже была очень известной актрисой. Все видели ее в «Алых парусах»,  «Гамлете», «Анне Карениной», «Войне и мире». У нас сразу установились теплые дружеские отношения, которые сохраняются до сих пор. Мы можем не видеться годами, но когда встречаемся и начинаем разговаривать, создается впечатление, что расстались только вчера, а сейчас продолжаем прерванный диалог.

Для главной роли Моны режиссер сразу выбрал Настю, на мою роль была другая кандидатура, но в конечном счете утвердили меня, потому что Козаков хотел сделать историю молодых, чтобы у зрителей оставалась надежда на свет в конце тоннеля. Мы работали легко и весело, несмотря на то, что Козаков очень деспотичный режиссер. Он пока все сам не проиграет, не заставит повторить, от тебя не отстанет. К концу съемок он уже дико устал, а нужно было снять еще сцену расставания. Миша подошел к нам и сказал: «Вы все знаете, делайте сцену сами, а я сяду в сторонке, посмотрю». Он действительно ни во что не вмешивался, но когда мы сыграли, я по его лицу понял: мы сделали ровно то, что он хотел. Я считаю, эта одна из лучших ролей Насти, хотя она может со мной не согласиться. Много позже мы встретились в картине Андрея Харитонова «Жажда страсти».

Настя из редкой аристократической породы людей. Я имею в виду не аристократизм в примитивном смысле слова, когда на всех смотрят сверху вниз. Настя не делает разницы между людьми и достаточно уважительно относиться ко всем. Она умеет общаться. Я уж не говорю о том, какая она красавица, с замечательным чувством юмора и что самое прекрасное – с самоиронией.

Мне очень жаль, что она отошла от театра, потому что многого, конечно, не сыграла. К сожалению, в 90-е актеры, как она, были не востребованы, с ее данными мало что можно было предложить. Настя человек мужественный. Оставить профессию – очень серьезный шаг. Не каждый на это согласится, сможет сохранить себя, а главное найти себя в другом. Настя смогла. Она готовит в ресторанах сына. Я пробовал ее кушанья. Она чудесная хозяйка, хорошая мама, замечательная бабушка, хоть это слово к ней не идет. Талантливый человек талантлив во всем. Она умеет дружить. Всегда придет на помощь. Верный человек! Я желаю Насте и всем ее близким только здоровья, потому что все остальное у нее уже есть.


Андрей Харитонов, актер, режиссер

- Я учился на третьем курсе киевского театрального института, когда был приглашен на главную роль в фильм «Овод». Уже была отснята треть картины, а на роль Джеммы актрису так и выбрали. Режиссер все хотел, чтобы была такая, как Офелия Вертинской. Зная об этом, я предложил: «А почему не позвоните ей самой?» Для меня Анастасия Вертинская была богиней. «Алые паруса и «Человек-амфибия» я смотрел во втором классе и был в восхищении.

Первое ее появление я запомнил навсегда. Ничего более красивого и элегантного я не видел ни до, ни после. Она вышла из грязного железнодорожного вагона «Москва – Киев» так, словно это был трансевропейский экспресс и сказала: «Я так плохо спала».

Началась работа. Она делала все наши совместные сцены и ни на минуту не позволила мне, дебютанту, ощутить собственную неуверенность. За пределами съемочной площадки я тоже не почувствовал ни одного снисходительного взгляда.

Она не утвердила уже готовые костюмы. Специально для нее были заказаны великолепные туалеты у Вячеслава Зайцева. Кто-то назовет это капризом, я же отдаю должное ее профессионализму. Незадолго до окончания съемок Настя спросила: «Андрюшенька, ты собираешься сам озвучивать роль? У тебя же бешеный акцент». Я вырос в Киеве. Но отец питерский, мама преподавала русский язык и литературу. И у меня всегда было ощущение, что я прекрасно говорю по-русски. Настя предложила: «Слушай меня, потому что московский говор мало у кого остался». Все время до окончания съемок Настя занималась со мной – и благодаря ей от акцента я избавился.

Шел 1990 год. Я решил снять фильм «Жажды страсти» и, конечно, в главной роли видел Настю. Когда позвонил ей, она поинтересовалась: «Андрюша, а ты окончил режиссерские курсы?» Почувствовав мою растерянность, она сказала: «Просто я хочу выяснить, что нам все-таки дала перестройка?» Настя обладает острым, точным и порой беспощадным юмором, близким к сарказму. В период работы я столкнулся с ее колоссальной творческой фантазией, невероятной энергией и самоотдачей. Она была великолепна и под взрывами в подвале, и в полете на двух лонжах, на высоте десяти метров, в одежде из шифона при температуре воздуха +3 градуса. Причем она настояла на том, что будет летать сама.

Снимаясь в «Оводе» и приезжая в Москву, я бывал у нее дома. Она восхитительно готовит. Совместить ее образ на экране с кулинарными способностями очень сложно. Ее отношение к сыну заслуживает отдельного разговора. Его благополучие для нее превыше всего.

Вертинская актриса мирового уровня. Ее мастерство – это продуманность каждого жеста, каждого слова. Она может сыграть абсолютно все, и то, что ее не использовали, как комедийную актрису, просчет кинематографа. Можно сожалеть о том, что она многого не сыграла, но зато каждая сыгранная роль – факт высокого искусства, и каждую знает зритель.

  • Нравится



Самое читаемое

  • «Бутусов. Король Лир. Backstage»

    Премьера Юрия Бутусова – главного режиссера Театра Вахтангова – «уравнение с десятью неизвестными»: говорить о замыслах заранее никто не мог, казалось, вся постановочная команда – под подпиской о неразглашении: «На репетициях всё очень хрустально, очень хрупко. ...
  • Директор МАМТа Андрей Борисов: «Я не склонен к алармистским настроениям»

    В конце минувшего года экс-директор Пермского театра оперы и балета Андрей Борисов принял для себя непростое решение, согласившись возглавить Московский музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко. По его словам, решение было непростым не только потому, что требовалось соблюсти множество этических нюансов, но еще и потому, что трудно было оставить свою деятельность в Перми: в последние годы в тандеме с Теодором Курентзисом Андрей Борисов вывел Пермский театр оперы и балета на высокий международный уровень. ...
  • Богомолов опубликовал новые правила Театра на Бронной

    Художественный руководитель Театра на Малой Бронной Константин Богомолов на своей странице в Instagram рассказал о новых правилах работы театра. Семь пунктов заимствованы у Алвиса Херманиса, худрука Нового Рижского театра, акцент сделан на свободе слова и разнообразии политических взглядов. ...
  • «Золотая Маска» объявила программу онлайн-трансляций

    10 марта стартует проект «Золотая Маска» online. Трансляции четырех спектаклей, отмеченных экспертами театральной премии, пройдут на главной странице портала «Рамблер».  Откроет программу спектакль «Идиот» Новосибирского театра «Старый дом», получивший 11 номинаций на театральную премию «Золотая Маска». ...
Читайте также


Читайте также

  • Елена Яковлева отмечает юбилей

    Прежде, чем отправиться в Москву за своей мечтой стать артисткой, в течение двух лет Елена Яковлева работала библиотекарем, монтажницей, картографом, даже пыталась освоить азы бухгалтерии в институте общепита. В ГИТИС на курс Владимира Андреева поступила сразу. ...
  • Андрей Максимов: «Серебряный век – это жанр»

    В марте Андрей Максимов в Театре Моссовета представит премьеру спектакля «Гроза прошла» по пьесе одного из основателей русского символизма Дмитрия Мережковского. «Театрал» узнал у режиссера подробности предстоящей премьеры. ...
  • Валерий Фокин отмечает 75-летие

    После окончания художественного училища Валерий Фокин работал художником-декоратором, а потом поступил в Театральное училище им. Щукина. Для диплома выбрал «Нос» и «Пышку», которую студенты играли на французском языке. ...
  • «Бутусов. Король Лир. Backstage»

    Премьера Юрия Бутусова – главного режиссера Театра Вахтангова – «уравнение с десятью неизвестными»: говорить о замыслах заранее никто не мог, казалось, вся постановочная команда – под подпиской о неразглашении: «На репетициях всё очень хрустально, очень хрупко. ...
Читайте также